Местное самоуправление: понятие и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Важным фактором развития местного самоуправления является формирование муниципального права как новой отрасли российского права. Соответственно, анализ некоторых проблем муниципального права представлен в настоящей работе как своего рода интегративная правовая основа реализации конституционной модели местного самоуправления, основанной на сочетании норм и институтов самой по себе Конституции, а также решений Конституционного Суда РФ по муниципально-правовой проблематике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и формы местного (муниципального) самоуправления…………..5
2.Основные принципы местного самоуправления……………………………11
3. Функции самоуправления……………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

муниципальное право.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление  в Европейской Хартии о местном  самоуправлении, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран—членов Совета Европы.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации”, основываясь на положениях Европейской Хартии о местном  самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Реализация принципов  местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

К общим принципам  местного самоуправления относятся:

а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения; б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; в) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; г) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; д) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; е) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; ж) законность в организации и деятельности местного самоуправления; з) гласность деятельности местного самоуправления; и) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; к) государственная гарантия местного самоуправления.

 

3. Функции самоуправления

Под функциями местного самоуправления понимается то, что  характеризует основные направления  муниципальной деятельности. Эти  функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление

Перечень полномочий местного самоуправления позволяет  выделить следующие его основные функции:

1. Обеспечение участия  населения в решении местных  дел.

Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления.

Важное значение для  осуществления данной функции имеет  проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.

2. Управление муниципальной  собственностью, финансовыми средствами  местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления.

3. Обеспечение развития  соответствующей территории.

Органы местного самоуправления принимают программы развития соответствующей  территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

4. Обеспечение потребностей  населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.

Одной из важных функций  местного самоуправления является функция  обслуживания населения. Население  соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо  легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.

5. Охрана общественного  порядка, обеспечение режима законности  на данной территории.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции  РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции  возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При  осуществлении этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.

6. Защита интересов  и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ  и законами.

Органам государственной  власти РФ и ее субъектов запрещается  ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и  федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

Все вышеуказанные функции  местного самоуправления между собой  взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 

Заключение

В соответствии со ст.12 Конституции  РФ в России признается и гарантируется  самостоятельное в пределах своих  полномочий местное самоуправление, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

Местное самоуправление осуществляется населением в городских, сельских поселениях и на других территориях (муниципальных образованиях) с учетом исторических и иных местных традиций путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления , через выборные и другие органы местного самоуправления. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления (гл. 8 Конституции ).

Муниципальное образование  имеет свой устав, в котором, в  частности, указываются границы и состав территории данного муниципального образования, вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования, структура и порядок формирования органов местного самоуправления на территории данного муниципального образования, условия и порядок организации муниципальной службы.

В муниципальном образовании  в обязательном порядке создается  представительный выборный орган местного самоуправления, в частности, утверждающий устав муниципального образования, местный бюджет, устанавливающий местные налоги и сборы. В муниципальном образовании создаются также должность главы муниципального образования, отделенная от представительного органа местного самоуправления, и местная администрация.

Органы и должностные  лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Их ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности в этих случаях определяются уставами муниципальных образований.

 

Список литературы

1). Конституция РФ принятая  общенародным голосованием 12 декабря  1993г.(с учетом поправок,  внесенных Законами РФ от 30.12.2008 № 6 ФКЗ и от 30.12.2008 № 7 ФКЗ)

2).ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6 октября 2003г.

3). Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 25 мая  2004г. №707-р (в ред. распоряжений  Правительства РФ от 08.09.2004 N 1165-р,  от 04.11.2004 N 1397-р)

4).Чаннов С.Е. Муниципальное право: конспект лекций .- М. 2010 г.

 


Информация о работе Местное самоуправление: понятие и содержание