Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение не только понятия социальной сферы, но и ее функций, методов, проблем, основных направлений. Все вопросы рассматриваются применительно к городу Москва, приводятся данные из научной и периодической литературы. Среди основных направлений развития применительно к социальной сфере нашей страны выбраны такие, как регулирование занятости, трудовых отношений, системы пенсионного обеспечения, доходов членов общества, развитие отраслей социальной сферы и т.д.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы управления социальной сферой 6
1.1 Социальная сфера как объект управления и социального развития 6
1.2 Отраслевое и территориальное управление социальной сферой 18
2 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой 24
2.1 оценка современного состояния управления социальной сферой города федерального значения 24
2.2 выявление проблемы в управлении социальной сферой 32
3 Разработка путей совершенствования управления социальной сферой города федерального значения 37
3.1 Роль программ развития в управлении социальной сферой 37
3.2 основные направления повышения эффективности управления социальной сферой. 45
Заключение 57
Библиографический список 60

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

· –повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения. Под уровнем жизни подразумевается уровень доходной, жилищной и имущественной обеспеченности населения. Под качеством жизни – доступность и уровень потребления услуг социальной сферы, включая образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и спорт. К гражданам, нуждающимся в социальной поддержке относятся семьи и категории граждан, которые в соответствии с федеральным законодательством имеют право на социальную поддержку, осуществляемую через институты социальной защиты. На достижение цели направлены все подпрограммы.

В рамках функционала институтов социальной поддержки на повышение уровня жизни работает система социальных выплат в денежной и натуральной форме, предоставляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а повышение качества жизни достигается посредством увеличения объема и повышения качества предоставляемых услуг по уходу, социальному обслуживанию, социальной и психологической адаптации. В совокупности меры социальной защиты должны быть эффективными и результативными, т.е. достигать максимального результата в соответствии со стратегическими и тактическими целями и задачами.

Именно в части миссии социальной защиты задачи достижения эффективности  циклически приходят в противоречие с тактическими задачами обеспечения  социальной стабильности, требующей  включения нецелевых групп населения в число получателей социальной помощи. В этой связи предлагается три стратегических задачи, на решение которых будут направлены все подпрограммы:

1. улучшение качества социального  обслуживания и введение новых  форм социальных услуг для  населения;

2. повышение эффективности мер  социальной поддержки за счет  развития и усиления адресного  оказания социальной помощи жителям  города Москвы;

3. сокращение уровня бедности  и социальной исключенности.[19]

Адресная помощь гражданам, нуждающимся  в социальной поддержке - это поддержка семей и граждан, для которых четко установлены критерии необходимой помощи. В программе используются два подхода к определению таких критериев. Первый базируется только на социально- демографических, экономических и поведенческих идентификаторах: например, семьи детей-инвалидов; семьи безработных; одиноко проживающие пенсионеры; неработающие пенсионеры; дети-сироты; молодые семьи; семьи, находящие в трудной жизненной ситуации; бездомные. Второй предполагает сочетание социально-демографических, экономических и поведенческих характеристик с низким уровнем доходов. В рамках данной программы предполагается развивать второй подход.

Подпрограммы. Результаты диагностики  социальных проблем, решение которых относится к функции системы социальной защиты населения, указывают на актуальность следующих направлений ее развития: поддержка граждан пожилого возраста, преимущественно за счет развития сектора услуг; усиление социальной защиты семей с детьми, в основном за счет оптимизации системы пособий; создание условий для социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья; преодоление крайних форм проявления бедности и социальной исключенности.

Институциональное развитие социальной защиты требует повышения ее эффективности и результативности. Их решение в рамках обозначенной цели и задач предопределяет необходимость реализации пяти подпрограмм:

1. Социальная поддержка семей  с детьми.

2. Социальная поддержка старшего  поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей.

3. Социальная интеграция инвалидов  и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

4. Профилактика социальной исключенности.

5. Модернизация и развитие системы  социальной защиты населения города Москвы.[1]

Макроэкономические показатели. Для  оценки эффективности деятельности системы социальной поддержки населения предлагается использовать четыре макроэкономических показателя. Их выбор обусловлен тем, что они реально учитывают эффекты, генерируемые системой социальной поддержки населения, регулярно рассчитываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного статистического учета, и представляются для оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или среди целевых ориентиров Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

1. Доля населения, имеющая денежные  доходы ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения города Москвы, в процентах от численности населения города Москвы. Данный показатель представлен среди показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в системе основных показателей деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере социального развития, как субъекта бюджетного планирования и в числе целевых ориентиров Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р. На снижение уровня бедности направлено большинство мероприятий данной программы, связанных с денежными выплатами населению. Показатель ежеквартально рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного статистического учета, для каждого субъекта Российской Федерации. Информация доступна для пользователей через полгода после завершения квартала. Для целей принятия управленческих решений показатель может быть получен через 3 месяца после истечения отчетного квартала.[15]

2. Коэффициент дифференциации доходов  (фондов). Измеряется в разах и определяется как разница между средним доходом 10% самых обеспеченных и 10% самых бедных. Представлен в системе основных показателей деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере социального развития, как субъекта бюджетного планирования и в числе целевых ориентиров Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Показатель ежегодно рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного статистического учета. Денежные выплаты, предоставляемые через систему социальной защиты, направлены на снижение неравенства и разрыва в доходах граждан, находящихся на различных этапах жизненного цикла.

На динамику данных двух показателей в основном влияют инфляция и изменения в системе оплаты труда, пенсионном обеспечении, социальной поддержке населения, уровне занятости и межсемейном перераспределении доходов.

3. Доля детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  в процентах от численности проживающих в городе Москве детей в возрасте до 18 лет. Этот индикатор представлен среди показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в числе целевых ориентиров Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Показатель является расчетным, и его значение определяется на основе ежегодной формы, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного статистического учета № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей», утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного статистического учета, и данных демографической статистики о численности детей в возрасте до 18 лет. Сложности оценки данного показателя связаны с тем, что существует несколько алгоритмов оценки численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе данных формы № 103-РИК, что может нарушать принципы достоверности и сопоставимости данных. Исключить данные риски позволит принятие единой методики расчета показателя с первого года реализации Государственной Программы и пересчет по ней данных предыдущих лет для сравнительного анализа. Наиболее релевантной является методика, используемая Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На динамику данного показателя влияют меры социальной поддержки по профилактике социального сиротства и меры поддержки семей с детьми, но основные риски роста численности детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей формируются за счет маргинализации российских семей, семейного неблагополучия и низкого уровня социальной защищенности мигрантов на рынке труда.

4. Доля семей, получающих жилищные  субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в общем количестве семей в субъекте Российской Федерации. Данный показатель ежегодно рассчитывается и публикуется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного статистического учета.

Динамика размера и численности  получателей жилищной субсидии зависит от изменений доходов населения и тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Одной из задач органов социальной защиты населения является определение нуждающихся и обеспечение их прав на получение жилищной субсидии. В настоящее время город Москва отличается самой низкой долей расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в общем объеме потребительских расходов (7% при среднем по России уровне 10,8%2), что обусловлено относительно высокими доходами и низкими тарифами для населения на оплату жилищно-коммунальных услуг. При этом доля получателей жилищных субсидий в городе Москве – одна из самых высоких в России (14,4% при среднероссийском уровне 8,3%) по причине либеральных правил установления верхней границы для максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.

На втором этапе реализации Программы  предусматривается оптимизация правил назначения жилищной субсидии, что, при прочих равных условиях, приведет к сокращению численности получателей.

Для реализации цели и стратегических задач Программы с учетом запланированных мероприятий в рамках Программы на период 2012-2016 гг. потребуется 2 098 260,7 млн. руб., из них 1 944 369,5 млн. руб. средств бюджета города Москвы, 150 097,4 млн. руб. средств федерального бюджета, 3 793,7 млн. руб. средств внебюджетных государственных фондов.

Обобщенная характеристика мероприятий  Государственной программы

Программа социальной поддержки населения на 2012-2016 гг. содержит направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых публичных обязательств и модернизацию сложившейся системы социальной поддержки с целью повышения ее эффективности и результативности. Программа включает 5 подпрограмм мероприятий, в комплексе обеспечивающих достижение поставленной цели и решения программных задач. Для каждой подпрограммы сформулированы цель, задачи, целевые индикаторы и их целевые значения, план мероприятий за счет реализации которых предполагается достичь намеченных результатов.

Четыре первых подпрограммы адресованы группам населения, являющимся основными клиентами системы социальной защиты населения: семьям с детьми, пенсионерам, инвалидам, бедным и особо нуждающимся гражданам. Внутри каждой подпрограммы выделяются наиболее многочисленные категории получателей социальной помощи, а внутри каждой категории – наиболее значимые виды и формы социальной поддержки, которая оказывается в денежной форме, и натуральной помощи, а также в форме услуг и прочих видов социальной поддержки.

Учитывая приоритетность поддержки  бедных и других групп населения, не относящихся к семьям с детьми или пенсионерам, выделена специальная подпрограмма для мер, нацеленных на профилактику социальной исключенности, под которой в данном случае подразумеваются мероприятия, направленные на преодоление беспризорности, бродяжничества и попрошайничества, крайних форм бедности и социальной уязвимости.

Пятая подпрограмма объединяет комплекс мер, обеспечивающих модернизацию системы социальной защиты населения посредством внедрения новых механизмов и подходов. Для оценки результатов реализации Государственной Программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 гг.» предлагается система целевых индикаторов, основанная на:

  • показателях для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющие отношение к сфере доходов населения и социальной защиты, определяемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;
  • основных показателях деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере социального развития, в части следующих целей: (1) улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; (2) повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения; (3) повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, прежде всего граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • целевых ориентирах опирающихся на Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

3.2 основные направления повышения эффективности управления социальной сферой.

Реализация государственной политики в области социальной защиты населения, является одной из основных задач Департамента социальной защиты населения города Москвы (далее – Департамент). Департамент организует работу управлений социальной защиты населения районов города Москвы и административных округов города Москвы, учреждений нестационарного и стационарного социального обслуживания населения, реабилитационных учреждений для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, ресурсного центра для инвалидов, учреждений социальной помощи для бездомных граждан, центра автоматизированного начисления социальных выплат и подготовки аналитической информации по социальной защите населения города Москвы, социальных приютов для детей и подростков, социально- реабилитационных центров для несовершеннолетних и других государственных учреждений, осуществляющих деятельность в области социальной защиты населения. [2]

Информация о работе Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой