Какова роль местного самоуправления в системе гражданского общества?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли местного самоуправления в системе гражданского общества (вариант №7), в результате появляется целый ряд задач:
1. рассмотреть основные законы, регулирующие муниципальное право;
2. описать принципы и методы местного самоуправления;
3. исследовать формы осуществления местного самоуправления;
4. решить задачу на тему проведения местного референдума по вопросу местного значения к варианту №7;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………............3 стр
Вариант 7. Какова роль местного самоуправления в системе гражданского общества?

1.Принципы и элементы и основы системы местного самоуправления………………………………………………………………4стр
2. Формы осуществления местного самоуправле………………...……...2стр

Задача к варианту №7: Жители муниципального образования N, решили выступить с инициативой проведения местного референдума по вопросу местного значения. Активисты проведения референдума собрали в поддержку своей инициативы подписи, количество которых составило 5% от численности проживающих на территории муниципального образования. Однако в оформлении инициативы активистам было отказано. Какое нарушение было допущено при сборе подписей? Каковы условия назначения местного референдума по инициативе граждан? Какие нормативно-правовые акты регулируют назначение и проведение местного референдума?..........5стр
Заключение…………………………………………………………………..2стр
Список использованной литературы……………….………………...….…..1 стр

Файлы: 1 файл

0722318_F988E_kontrolnaya_rabota_kakova_rol_mestnogo_samoupravleniya_v_sis.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: «Муниципальное право»

тема: «Вариант 7. Какова роль местного самоуправления в системе гражданского общества?

Задача  к варианту №7 »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

(План работы)

Введение………………………………………………………………............3 стр

 

Вариант 7. Какова роль местного самоуправления в системе гражданского общества?

 

1.Принципы и элементы и основы системы местного самоуправления………………………………………………………………4стр

 

2. Формы осуществления  местного самоуправле………………...……...2стр

 

Задача к  варианту №7: Жители муниципального образования N, решили выступить с инициативой проведения местного референдума по вопросу местного значения. Активисты проведения референдума собрали в поддержку своей инициативы подписи, количество которых составило 5% от численности проживающих на территории муниципального образования. Однако в оформлении инициативы активистам было отказано. Какое нарушение было допущено при сборе подписей? Каковы условия назначения местного референдума по инициативе граждан? Какие нормативно-правовые акты регулируют назначение и проведение местного референдума?..........5стр

Заключение…………………………………………………………………..2стр

 

Список использованной литературы……………….………………...….…..1 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие муниципального права составляют предмет и метод.  Муниципальное право является самостоятельной отраслью права, представляющей собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения и предполагает развитие на конституционной основе институтов гражданского общества, одним из которых является местное самоуправление.

    Под предметом  муниципального права следует  понимать совокупность общественных  отношений.   Теории о местном самоуправлении появляются в первой половине XIX века на основе рассуждений о взаимоотношении личности и государства, местных и центральных органов власти в условиях демократического государства и самодержавия.  Среди зарубежных ученых большой вклад в развитие теории местного самоуправления внесли Токвиль, Гнейст, Штейн, Лабанд. Российской науке известны такие имена, как Васильчиков А.И., Безобразов В.П., Коркунов К.М., Чичерин Б., Свешников М.И., Градовский АД., Михайлов Г.С., Лазаревский Н.И. и др.  Ученые использовали различный подход к определению числа теорий о местном самоуправлении. Теория свободной общины была разработана немецкими учеными в начале XIX века. Цель этой теории состояла в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин. Община исторически является предшественницей государства.   Государственная теория самоуправления была разработана Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Самоуправление есть государственное управление - вот откровенный вывод школы германских юристов.

 Разобщение союзов  славянских общин, с которым  было связано упразднение народного представительства, способствовало длительному удержанию от местного самоуправления на Руси.

  30 января 1699 г. Петр I издал Указ об учреждении Бургомистерской Палаты, в котором передал управление городскими общинами самим общинам, мимо воевод и приказов. В тот же день был издан Указ об учреждении по городам земских изб для ведомства всяких расправных дел между посадскими и торговыми людьми и волостными промышленниками, для управления казенными с них сборами и земскими повинностями и об исключении их из ведомства воевод. В Указе была закреплена норма, усиливающая компетенцию местного самоуправления: "а в земских избах судить и ведать их во всех делах выборным людям, кого они похотят". Из этого следует, что выбирало должностных лиц по своему желанию само общество.

   Преследуя цель поднятия общественного фактора и ограничения приказной администрации, Петр I издал 10 марта 1702 г. Указ, в котором повелел, чтобы при городских воеводах по всем городам в суде и управлении участвовали выборные от дворянства. Но подобное управление и отношение к местному самоуправлению продолжалось до 1705 г. Общество вновь оказалось на последнем плане. Выборная система осталась только в обществах ремесленников и торговых людей по городам в соответствии с регламентом Главного Магистрата. Крестьяне по волостям выбирали своих старост, которые были подчинены чиновникам, назначаемым от разных коллегий, и не имели голоса в общей администрации.

  Таким образом,  Петр I, в начале реформ создав  условия для участия общества в делах областной администрации, закончил удалением общества от дел местного управления и отдал его под опеку приказной администрации и военной силе. Компетенция местного самоуправления вновь была ограничена.

  Начиная с 1995 г.  субъекты Российской Федерации принимают законы о местном самоуправлении, о местном референдуме, о выборах, которые в большей мере соответствуют Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации  имеют различные наименования. Представительные органы называются, как правило, думами, собраниями представителей, собраниями граждан, сходами граждан, советами депутатов, собраниями старост, муниципалитетами, земскими собраниями. В отдельных республиках наименования установлены в соответствии с национальными традициями.  Следует заметить, что на смену периоду "Положений", которые имели временный характер, приходит период принятия законов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих определенную устойчивость института местного самоуправления, вселяющих уверенность в его жизнеспособность.

Целью данной работы является изучение роли местного самоуправления в системе гражданского общества (вариант №7), в результате появляется целый ряд задач:

  1. рассмотреть основные законы, регулирующие муниципальное право;
  2. описать принципы и методы местного самоуправления;
  3. исследовать формы осуществления местного самоуправления;
  4. решить задачу на тему проведения местного референдума по вопросу местного значения к варианту №7;

Цели и задачи настоящей  работы определили выбор следующих методов анализа: метод описания и метод сравнительного анализа.

Контрольная работа состоит из плана, введения, трех глав, задачи по варианту №7, заключения и списка использованной литературы.  В работе достаточно детально  рассмотрена  тема о роли местного самоуправления в системе гражданского общества. Возможны и другие изложения данного вопроса.

Вариант 7. Какова роль местного самоуправления в системе гражданского общества?

 

  1. Принципы и элементы и основы системы местного самоуправления

  Конституция Российской  Федерации закрепила следующие  принципы местного самоуправления:

  1. Экономической самостоятельности,  означающей: равноправие муниципальной собственности среди других форм собственности; самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, утверждение и исполнение местных бюджетов,  установление местных налогов и сборов; соответствие материально - финансовых ресурсов местного самоуправления его компетенции.

  2.Организационно-правовой  направленности, означающей: самостоятельное  решение населением вопросов  местного значения; организационное обособление и многообразие форм осуществления местного самоуправления; учет мнения населения при изменении границ муниципального образования; законность и гласность в системе местного самоуправления; коллегиальность, единоначалие, гарантии и ответственность в системе местного самоуправления; соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

взаимодействие местного самоуправления с государством.

   К элементам системы местного самоуправления относятся местный референдум, выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, собрания, сходы граждан, митинги, демонстрации, муниципальная служба, территориальное общественное самоуправление.

  Основы местного  самоуправления представляют собой  важнейшие образующие элементы, которые находятся в тесном  взаимодействии и развитии и составляют фундамент местного самоуправления. К ним относятся демографическая, территориальная, экономическая и правовая основы.

  Демографическая  основа означает, что местное  самоуправление исходит от человека.  Объединяясь в сообщества, люди стали обозначать территории этих сообществ. Территория, ее границы находились в зависимости от роста численности людей. Большая численность людей диктовала необходимость расширения территории. Это было связано с развитием производства, строительством жилья, исчезновением животных, которые составляли основной источник питания людей.

  Из всего этого  следует, что основы местного  самоуправления составляют человек  (сообщество граждан), территория, экономика  и право. Территориальное деление  закреплено и в Конституции Российской Федерации, и в действующем законодательстве всех уровней.  Осуществление власти в обществе и в государстве связано с территориальным устройством. Местное самоуправление есть одна из форм осуществления власти на местах, в пределах территорий, отведенных для этих целей государством.

   Экономическая основа местного самоуправления является одним из главных базисных элементов местного самоуправления.  Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. установил, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящиеся в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

   Важное место в составе экономической основы местного самоуправления занимает муниципальная собственность. Конституция Российской Федерации закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью. В соответствии со ст. 29 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

  Очень важным является  урегулирование процесса передачи  государственной собственности  в состав муниципальной собственности.  Фактически все законы о местном  самоуправлении предусматривают возможность пополнения муниципальной собственности за счет государственной, передаваемой муниципальным образованиям. Это может быть и федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации.

  Местный бюджет  представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 Бюджетного кодекса РФ).  Местные бюджеты имеют важное значение в обеспечении комплексного развития территорий, повышения жизненного уровня граждан.  К местным бюджетам следует отнести городские, районные бюджеты, районные бюджеты в районах городов (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

  Организация бюджетной системы, принципы ее построения представляют собой бюджетное устройство Российской Федерации. Местный бюджет состоит из статей доходов и расходов.  Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных и регулирующих доходов, дотаций, субвенций, субсидий, заемных средств.

Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 132) наделяет органы местного самоуправления правом самостоятельно устанавливать местные налоги и  сборы. Перечень и ставки местных  налогов и сборов установлены  федеральным законодательством, и в соответствии с ним законодательством субъектов Российской Федерации.  Местные налоги и сборы являются одним из перспективных источников формирования доходной части бюджета.

  Налоговый кодекс  РФ (ст. 15) называет следующие виды  местных налогов и сборов: земельный налог; налог на имущество физических лиц; на рекламу; на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.

  Какие правовые  акты составляют правовую основу  местного самоуправления?

  Правовая основа местного  самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления.

   Нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на три группы. Первую группу составляют нормативные правовые акты федерального значения. К ним относятся Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и т. д.

Информация о работе Какова роль местного самоуправления в системе гражданского общества?