Эффективность муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение органов местного самоуправления: дать определение понятия муниципальное управление; рассмотреть основные задачи муниципального управления; эффективность муниципального управления. Поскольку это имеет принципиальное значение для правильного понимания темы и представляет собой основу для всех законов РФ и ее субъектов и других правовых актов, связанных с вопросами местного самоуправления.

Содержание работы

Введение
1. Понятие муниципального управления
1.1 Муниципальное управление в РФ
1.2 Цель и перечень задач
1.3 Эффективность муниципального управления: основные критерии и показатели
2. Анализ муниципального управления
2.1 Проблемы эффективности муниципального управления
2.2 Развитие муниципального управления
3. Пути совершенствования системы муниципального управления в России
3.1 Основные векторы дальнейшего развития
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

KURS_.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Понятие муниципального  управления

1.1 Муниципальное управление  в РФ

1.2 Цель и перечень  задач

1.3 Эффективность муниципального  управления: основные критерии и            показатели

2. Анализ муниципального  управления

2.1 Проблемы эффективности муниципального управления

2.2 Развитие муниципального  управления

3. Пути совершенствования  системы муниципального управления  в России 

3.1 Основные векторы  дальнейшего развития 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Муниципальное управление призвано создать условия для формирования, развития и реализации потенциала личности, домашнего, муниципального хозяйства, бизнеса и т.п., минимизировать экономическую зависимость муниципального образования от социально-экономической политики органов государственной власти. Муниципальное управление призвано обеспечить условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса, посредством имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы местного значения. 
Чтобы местному самоуправлению быть успешным, достичь поставленных целей, органы местного самоуправления должны так организовать управление, чтобы оно было эффективным и результативным.  
Ядром управления является управленческое решение, и как бы оно ни было обосновано с точки зрения теории и практики, оно представляет собой лишь определенные идеи, мысли, формализованные в муниципальном правовом акте. Успешное решение то, которое реализуется результативно и эффективно. 
          Органы государственной власти, органы местного самоуправления призваны разрешать проблемы тех, ради кого они «созданы» и работают.

Проблема — это  фактическое положение дел, не соответствующее желаемому состоянию объекта управления. Проблемы могут проявляться не только как фактическое положение дел, не соответствующее желаемому состоянию, но и как ситуация, когда находится под угрозой либо задача, требующая разрешения, либо потенциальная возможность. 
          Целью данной работы является изучение органов местного самоуправления: дать определение понятия муниципальное управление; рассмотреть основные задачи муниципального управления; эффективность муниципального управления. Поскольку это имеет принципиальное значение для правильного понимания темы и представляет собой основу для всех законов РФ и ее субъектов и других правовых актов, связанных с вопросами местного самоуправления.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Муниципальное управление в РФ

 

Муниципальное управление представляет собой деятельность органов  местного самоуправления, направленную на реализацию общественных интересов, осуществляемую в определенных законом  формах, посредством, использования ресурсов муниципального хозяйства.

Под эффективностью муниципального управления понимают результативность деятельности органов местного самоуправления, которая отражается в различных показателях как муниципального образования в целом, так и собственно управленческой деятельности муниципальных органов и должностных лиц, которые имеют количественные и качественные характеристики.

          Муниципальное управление представляет  собой целостную систему общественных  отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти. 
Оно  осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. 
          В целом можно утверждать, что муниципальное управление - это управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.

Муниципальное управление в РФ строится на основе Конституции РФ и нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры муниципальных органов  и их компетенции, а также распределение государственных финансовых фондов и иных ресурсов между органами государственной власти и муниципального управления. «Термины «муниципальный» и «местный» и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Местное самоуправление, как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации ».

Чтобы понять задачи, принципы построения и компетенцию органов  муниципального управления необходимо обратиться непосредственно к основному закону РФ, т. е. к Конституции РФ:  
п. 2 ст. 3 «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»  
п. 2 ст. 8 «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».  
ст. 12 «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».  
п. 2. ст. 32 «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». 
Статья 130 
1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.  
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.  
 
Статья 131  
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.  
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.  
Статья 132  
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.  
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.  
Статья 133  
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.  
       Таким образом, органы муниципального управления в Российской Федерации признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Они создаются и функционируют в РФ с целью выражения власти народа. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

 

    1. Цели и перечень задач

 

Каждое государство  заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной  власти, которые отвечали бы его  политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей. 
«Цель муниципального управления — повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования».

Для этого муниципальное управление решает следующие задачи:

  • создает социальную инфраструктуру;
  • стабилизирует экономику;
  • регулирует социально-экономические процессы;
  • развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи;
  • поддерживает экологическую обстановку;
  • сохраняет единое экономическое пространство.

Для решения этих задач  формируется система муниципального управления, которая:

  • контролирует использование природных ресурсов муниципального образования;
  • охраняет природу;
  • осуществляет санитарный надзор;
  • содержит жилищно-коммунальное хозяйство;
  • создает социальную инфраструктуру;
  • сохраняет памятники;
  • обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения;
  • обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность .
    1. Эффективность муниципального управления: основные критерии и показатели

В условиях, когда у  местных органов власти нет возможности  существенно увеличить доходную часть бюджета, а непосредственное сокращение расходов с социальной точки зрения неприемлемо, для муниципалитетов остается возможность сокращения расходов за счет повышения эффективности деятельности. Это сложный путь, требующий много усилий и внимания, результаты часто проявляются не сразу, эффект может носить краткосрочный характер. Однако это важнейшее направление работы местных органов власти, требующее постоянного контроля.

Информация об эффективности  деятельности позволяет муниципальным служащим, представительным органам власти, обществу держать под контролем работу муниципальных служб, оценивать результаты того, как используются общественные средства. Если эффективность оценивается в динамике, то пользователь информации может следить за улучшением или ухудшением положения дел и их текущим состоянием. Оценив эффективность конкретного вида деятельности, руководитель муниципальной службы поймет, на что необходимо обратить внимание и как действовать, а затем те же оценки покажут, улучшаются ли результаты благодаря выбранным мерам.

Необходимость отчитываться за эффективность деятельности служит и для мотивации, особенно если контрольные  показатели устанавливаются заранее  и фактически достигнутые результаты сверяются с ними. Это требует  особенно осторожного подхода к выбору показателей эффективности деятельности. Использование некорректного показателя может привести к тому, что исполнители будут пытаться путем искусственных манипуляций создавать видимость увеличения производительности работы, хотя на самом деле эффективность может оставаться на том же уровне или даже ухудшиться. Существует множество характеристик эффективности. В общем виде все показатели измерения эффективности могут быть разделены на технические и экономические.

Техническая эффективность обычно определяется с точки зрения достижения целей деятельности. Такой подход, позволяет формулировать критерии эффективности и ставить цели по их достижению. Понятие технической эффективности для муниципалитетов предполагает, что критерии оценки должны отражать степень соответствия деятельности муниципальных служб потребностям населения.

При подобном подходе  техническая эффективность оценивается  путем изучения общественного мнения, которое показывает, насколько удовлетворены  муниципальными услугами обслуживаемые слои населения и население в целом. Кроме того, необходимо путем опросов оценивать побочные негативные для общества последствия, т.е. не возникают ли в связи с деятельностью муниципальных служб новые запросы или проблемы. Для сравнительной оценки и анализа важно, чтобы показатели технической эффективности были разделены по районам, типам строений, демографическим признакам обслуживаемого населения (пол, возраст, национальность, доход), характеристикам обслуживаемых юридических лиц и т.п. Это облегчает анализ потребностей и помогает планировать работу в соответствии с нуждами населения.

Использование только количественных технических показателей может  привести к неверным заключениям, если они не отражают качества работы. Основной способ решения проблемы — вместе с количественными показателями технической производительности приводить соответствующие качественные показатели, показывающие качество услуг, например, число допущенных ошибок. Необходимо использовать контроль качества, гарантирующий, что каждая единица продукции соответствует существующим стандартам и нормам. Для контроля качества иногда требуется дополнительная информация, которую можно получать путем выборочных проверок. Одновременное использование показателей количественной и качественной оценки позволяет проанализировать, не происходит ли рост эффективности за счет снижения качества работы.

Важная качественная характеристика технической эффективности  многих услуг — оперативность, отражающая время реагирования на срочный вызов  или запрос, соответствие установленному графику или срокам выполнения работы по удовлетворению запроса. Оперативность неотложных служб — милиции, пожарных, скорой медицинской помощи обычно оценивается в минутах с момента вызова или сообщения до прибытия на место. Кроме среднего времени реагирования может применяться еще один критерий — процент случаев, когда помощь была оказана в течение определяемого внутренним нормативом времени.

Помимо различных количественных и качественных критериев, техническая  эффективность часто зависит от конечного результата деятельности по оказанию услуг.

Наиболее распространенный способ оценки эффективности деятельности муниципальных служб заключается  в сопоставлении данных по объему полученной продукции к численности  работающих и затратам. По отдельным работам могут дополнительно представляться данные по качественным характеристикам услуг, в частности, по их оперативности, эффективности.

Оценка результата является наиболее сложным делом в анализе  производительности, провести ее в  государственном секторе гораздо труднее, чем в частном. Поскольку многие муниципальные службы не производят товары, результат их деятельности бывает сложно выявить и количественно определить.

Существенную сложность  представляет и то, что оценка результата муниципальных служб должна содержать и показатель качественного воздействия на население, пользующееся услугами.

Выбирая критерии оценки результата деятельности муниципальных  служб, необходимо определить конечные, с точки зрения службы, единицы. Выделяемые единицы должны отвечать следующим требованиям:

— относительно простой  и достоверный учет;

— достаточная однородность;

— незначительно изменяться со временем;

— возможность отражения  качественных характеристик;

— отражать основные выполняемые  службой работы.

Различие в уровне показателей экономической эффективности  многих служб может быть вызвано  не хорошей или плохой работой, а  разной по сложности рабочей нагрузкой. Для более точной оценки можно  рассчитывать общий показатель экономической  эффективности, одновременно подсчитывая процент работ, выполненных на каждом из уровней сложности. Определив, какие финансовые расходы или какой уровень затрат рабочего времени требуются на каждом уровне сложности, можно определить весовые коэффициенты для каждой единицы работы в зависимости от относительного уровня сложности и доли определенного вида работы в общем объеме затрат рабочего времени. Затем нужно проводить регулярные расчеты показателя экономической эффективности, взвешивая его не по какой-то абстрактной усредненной сложности, а по эмпирически установленным показателям.

Информация о работе Эффективность муниципального управления