Использование механизмов социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ использования механизмов социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи: рассмотреть понятие и различные подходы к пониманию социального партнерства, раскрыть роль социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования.

Содержание работы

Введение
1. Понятие социального партнерства
2. Роль социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Муниц. соц. политика.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

 

Введение

 

Интерес к социальному партнерству, проявившийся в последние годы, как со стороны ученых-обществоведов, так и практиков управления развитием муниципальных образований, обусловлен значительным потенциалом данного феномена, который с успехом может быть использован для целей стратегического развития территорий. В условиях возрастающей степени самоорганизации местных сообществ, возникновения и развития так называемого "третьего сектора" – некоммерческих общественных организаций, использование технологий социального партнерства открывает дополнительные возможности привлечения инвестиций в развитие муниципальных образований, активизации человеческих ресурсов, укрепления социальной стабильности и реализации интересов всех социальных субъектов местного социума.

Социальное партнерство, перешагнув рамки трудовой сферы, все чаще выступает как инструмент стратегического планирования, обеспечения комплексного развития территориальных образований, играя важную, подчас определяющую роль в принятии управленческих решений.

Актуальность исследования темы обусловлена тем, что социальное партнерство рассматривается как фактор политической и социальной стабильности, формирования новых цивилизованных отношений между органами местного самоуправления, бизнес – сектором и населением, основанных на консенсусе интересов.

Предмет исследования – общественные отношения возникающие в процессе реализации социального партнерства.

Объект исследования социальное партнерство.

Цель исследования – анализ использования механизмов социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи: рассмотреть понятие и различные подходы к пониманию социального партнерства, раскрыть роль социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования.

Для решения поставленных задач будут применены методы анализа и синтеза, логический, системный.

Настоящая контрольная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Понятие социального партнерства

 

Понятие "социальное партнерство" складывается из двух составных частей - "социальное" и "партнерство".

В широком смысле "социальный" означает "вообще относящийся к человеческому общественному типу взаимодействия и коммуникаций". Содержание категории "социальный" заключается в совместном характере различных проявлений жизнедеятельности людей1. Слово "партнер" имеет французское происхождение (le partenaire) и переводится как "партнер, компаньон"2. В принципе уже в самом понятии "партнерство" заложен социальный смысл, и в общем-то нет необходимости прибавлять сюда слово "социальное", однако в обиходе словосочетание "социальное партнерство" прижилось и предполагает особый вид партнерства - не между любыми субъектами, а именно между государством, работодателями и работниками (наиболее распространенная трактовка).

Категория "социальное партнерство" исследовалась представителями различных отраслей науки, поэтому имеет неоднозначную трактовку. При этом учеными по-разному устанавливаются момент зарождения идеи о социальном партнерстве и временные рамки развития данных отношений.

Наиболее длительную историю происхождения социального партнерства предлагают ученые-философы. Так, Г.В. Мирзоян предполагает, что идея социального партнерства появилась еще в XVII - XIX вв. П. Гольбах, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и другие философы оставили обширное методологическое наследие, помогающее понять аксиологическое содержание проблемы социального партнерства. Г. Гегель в "Философии права" определял партнерство как договор, выражающий существующую в обществе "общую волю". При этом подобный договор основывается на конвенциональном соглашении между индивидами.

В рамках концепций социального эволюционизма, которые развивали Г. Спенсер и его последователи, социальное партнерство исследовалось как часть эволюционного процесса интеграции отдельных систем единого социального организма3.

Специалисты в области трудового права, историки устанавливают более короткие хронологические рамки. Так, А.А. Федулин, проводя свое исследование, исходит из гипотезы, что "социальное партнерство как новый тип взаимодействия социальных сил возникает как общественная потребность и необходимость лишь на определенных этапах индустриального и постиндустриального развития общества"4. Поэтому, полагает данный автор, основные теоретико-методологические аспекты социального партнерства были раскрыты в трудах М. Вебера, Э. Бернштейна, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Дюркгейма, Р. Дарендорфа5.

Теоретики трудового права увязывают возникновение и развитие социального партнерства с моментом обострения противоречий между работниками и работодателями, следовательно, как и полагают историки, с момента активного промышленного развития экономики государств.

Также у представителей различных наук не одинаков подход к понятию "социальное партнерство". И.А. Иванова в своем исследовании выделила три аспекта понимания данной категории:

- в философском аспекте социальное  партнерство - это система отношений  различных социальных субъектов, которая ориентирована на достижение  общенациональных интересов при  учете групповых и корпоративных  интересов;

- в экономико-правовом аспекте это система взаимоотношений между работодателями, государственными и муниципальными органами и работниками, опирающаяся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, или это система мер, направленных на сотрудничество работников, работодателей и государства в сфере социально-трудовых отношений;

- в историческом аспекте социальное  партнерство - это система взаимоотношений  между названными субъектами, пришедшая  на смену теории классовой борьбы и являющаяся по своей сути противоположностью последней6.

Предлагаемое выше определение в философском аспекте имеет два положительных момента: во-первых, здесь социальное партнерство представлено как система отношений различных социальных субъектов, т.е. перечень субъектов не ограничен; во-вторых, указана цель социального партнерства - достижение общенациональных интересов при учете групповых и корпоративных интересов. Недостатком, по нашему мнению, является отсутствие указания на государство как на субъект социального партнерства. В другом определении, сформулированном представителем философии Г.В. Мирзояном, есть указание на государство как сторону социального партнерства: "Следует отметить, что наиболее приемлемым определением социального партнерства является набор традиционных и культурных ценностей, идеологических и духовных оснований, регулирующих характер и направленность коллективных взаимоотношений между представителями бизнес-организаций, государственных структур и некоммерческих организаций гражданского общества для обеспечения стабильности общества на основе объективного учета основных интересов всех его слоев"7.

Однако, формулируя правовое определение социального партнерства, мы не можем определять его как "набор традиционных и культурных ценностей, идеологических и духовных оснований", скорее, его следует рассматривать как совокупность правовых норм.

Представленное в историческом аспекте понятие социального партнерства как противопоставление теории классовой борьбы также не отражает юридическую сущность социального партнерства.

Наиболее распространенная трактовка социального партнерства - та, которая представлена в экономико-правовом аспекте. Такое понимание характерно и для ученых - представителей науки трудового права.

Так, И.А. Иванова указывает, что "применительно к трудоправовому аспекту социального партнерства его можно определить следующим образом: это объективно обусловленная система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), государственными и муниципальными органами, опирающаяся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений"8.

В.Г. Белов и О.В. Пищулин представляют социальное партнерство как "особый тип регуляции социально-трудовых отношений на рынке труда, имеющий целью достижение социального консенсуса на основе исторически обусловленного компромисса экономических интересов наемных работников, работодателей и государства" и как "тип отношений между работодателями и работополучателями, при котором в рамках социального мира обеспечивается баланс в реализации важнейших социально-трудовых интересов". В последнем понятии упущен такой важный элемент, как третья сторона - государство9.

Такое узкое понимание социального партнерства отражено и в действующем законодательстве России.

Согласно статье 23 Трудового кодекса Российской Федерации, социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Узкое понимание социального партнерства идет вразрез с развивающимися общественными отношениями. Расширение данного института должно осуществляться в двух направлениях - по субъектному составу и по сфере действия.

Во-первых, в настоящее время изменились качественные характеристики сторон социального партнерства. В отличие от традиционного трипартизма, при котором сторонами ("партнерами") выступали государство, работодатели и профсоюзы наемных работников, сейчас образовалась прослойка работающих собственников, и было бы интересно определить их место в системе социального партнерства.

Также в социально-экономической жизни общества могут быть затронуты не только трудовые интересы населения, но и иные, например экологические, либо вопросы развития территорий или здравоохранения. Поэтому нельзя ограничиться только деятельностью профессиональных союзов, в конце концов не только они являются общественными организациями. Поэтому некоторые ученые предлагают рассматривать в качестве одной из сторон социального партнерства НКО (некоммерческие организации), местные сообщества, территориальные общественные организации и иные институты гражданского общества <12>.

--------------------------------

<12> Перегудов С.П. Трипартизм  или новое социальное партнерство // Российская модель социального  партнерства: перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической  конференции. М.: Академия труда и  социальных отношений, 2007. С. 130.

 

Во-вторых, расширяется сфера действия социального партнерства. Нельзя ограничиваться только сферой трудовых отношений. "Сегодня можно смело утверждать, что сфера общественного востребования социального партнерства значительно шире, чем собственно социально-трудовые отношения" <13>.

--------------------------------

<13> Киселев В.Н., Смольков В.Г. Социальное партнерство в России. М., 1998. С. 46.

Как уже отмечено выше, в жизни существуют проблемы развития территорий, социальной сферы в целом, поэтому некоторыми учеными, в частности С.И. Алексеевым, предлагается другая форма партнерства - межсекторное социальное партнерство, или локально-территориальное социальное партнерство, суть которого состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на определенной территории страны, - государственными структурами (учреждения и органы власти), коммерческими предприятиями и некоммерческими общественными организациями с целью формирования и совершенствования функционирования социальной сферы конкретной территории <14>.

--------------------------------

<14> Алексеев С.И. Роль социального  партнерства в развитии местного  самоуправления на муниципальном  уровне // Российская модель социального  партнерства: перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М.: Академия труда и социальных отношений, 2007. С. 153.

 

Новое понимание социального партнерства должно учитывать эти два момента.

Наиболее соответствующим современной концепции социального партнерства является определение, разработанное А.А. Федулиным. По его мнению, социальное партнерство - это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем стремления к договору, достижению консенсуса, выработки и осуществления единой позиции по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития <15>.

--------------------------------

<15> Федулин А.А. Исторический  опыт становления и развития  системы социального партнерства  в России: Автореф. дис. ... д-ра истор. наук. М., 1999. С. 25.

По мнению К.А. Антоновой, под государственно-частным партнерством предлагается понимать институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом, осуществляемый на договорной основе между государственными (муниципальными) органами управления и частными структурами, в котором предметом соглашения являются государственная (муниципальная) собственность или услуги <18>.

--------------------------------

<18> Антонова К.А. Государственно-частное  партнерство как фактор социально-экономического  развития России: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2012. С. 7.

 

Дело в том, что такое партнерство не всегда преследует цели социальной защиты граждан. Конечно же, в большинстве случаев это партнерство осуществляется в сфере общественной инфраструктуры, дорожного строительства, объектов здравоохранения и образования, жилищно-коммунального хозяйства, т.е. в сферах, которые обеспечивают социальные, экономические интересы граждан. Однако вероятны случаи государственно-частного партнерства в сфере вооружения, других сферах, когда партнерство осуществляется исключительно в интересах только государства и самих предпринимателей.

Не случайно сами ученые представляют государственно-частное партнерство как самостоятельную форму сотрудничества и даже противопоставляют ее социальному партнерству <19>.

Информация о работе Использование механизмов социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования