Иммунитет государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Этот вид иммунитета обеспечивается такими составными частями суверенитета, как независимость и равенство государств. Действительно, если государство независимо и обладает верховенством, то невозможно без его согласия подчинить его действия иностранному закону, кроме собственного. Действия государства определяются его внутренним правопорядком и нормами международного права, но никак не законами другого государства. Отсюда следует, что в гражданско-правовых отношениях государство подчиняется только собственному законодательству, если оно не согласилось на иное.

Содержание работы

Элементы иммунитетов государства.
Теории абсолютного и функционального (ограниченного) иммунитета.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 29.41 Кб (Скачать файл)

Тема: Иммунитет  государства.

План:

  1. Элементы иммунитетов государства.
  2. Теории абсолютного и функционального (ограниченного) иммунитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Элементы иммунитетов государства.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Принцип иммунитета государства основан  на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945)  и раскрытом в Декларации о принципах международного права(1970). При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.

Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.  

В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением  концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится  на национальные законодательства.

В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Россия подписала её в 2006 году. Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.

Принято различать  следующие виды иммунитетов:

1) Иммунитет от действия законодательства иностранного государства: 

Этот вид иммунитета обеспечивается такими составными частями суверенитета, как независимость и равенство  государств. Действительно, если государство  независимо и обладает верховенством, то невозможно без его согласия подчинить  его действия иностранному закону, кроме собственного. Действия государства определяются его внутренним правопорядком и нормами международного права, но никак не законами другого государства. Отсюда следует, что в гражданско-правовых отношениях государство подчиняется только собственному законодательству, если оно не согласилось на иное. Вследствие этого при заключении государством частноправовой сделки с иностранным физическим или юридическим лицом в случае, если стороны не определили применимое к их отношениям право (т. е. отсутствовала явно выраженная воля государства), договор будет регулироваться нормами данного государства.

Государство может согласиться  на применение к соответствующему гражданско-правовому  договору с его участием иного  правопорядка, нежели его собственный, однако такое согласие должно быть явно выраженным. При этом подразумевается, что автономия воли сторон в таких  ситуациях должна трактоваться неограниченно. Гражданско-правовое обязательство  суверена не может подпадать под  действие иностранного закона, если государство  не согласилось на выбор такого иностранного правопорядка. С согласия государства  в сделке (договоре) могут быть сформулированы изъятия из принципа иммунитета от подчинения иностранному законодательству. В то же время подобные исключения из общего правила не могут трактоваться расширительно, а должны реализовываться  в строгом соответствии с оговорками, сделанными непосредственно в самом  соглашении.

2) Юрисдикционные иммунитеты:

В широком смысле слова этот вид  иммунитета включает в себя:

  • Иммунитет от предъявления иска в иностранном суде:

Согласно ст.251 АПК иностранное  государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом  по отношению к предъявленному к  нему иску в арбитражном суде в  Российской Федерации, привлечению  его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и  принятию по отношению к нему судом  мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации и федеральным законом.

  • Иммунитет от предварительных действий:

Согласно  иммунитету  суд,  рассматривающий  частноправовой   спор   с

участием  иностранного  государства,  не  вправе  применять  любые  меры  по предварительному обеспечению иска, так как такие меры  носят  принудительный характер. Часто меры  по  обеспечению  иска  рассматриваются  и  принимаются судом еще до возбуждения и слушания дела с  участием  государства.  В  любом случае, если такие меры касаются  государства  и  его  собственности  (арест государственных счетов в иностранных банках,  опись  имущества,  ограничение права государства пользоваться своим имуществом и пр.), то  с  точки  зрения иммунитета они не допустимы.

  • Иммунитет от предварительного исполнения решения:

В отношении государства  и его  собственности  не  могут  быть  приняты

какие-либо принудительные меры  по  исполнению  иностранного  (арбитражного) решения любыми органами этого и любого другого иностранного государства.

      Однако  в  ходе   многолетней   практики   выработались   определенные

исключения  из  этого  правила,   которые   позволяют,   в   случае   отказа

иностранного  государства  от  исполнения   судебного   решения,   применять принудительные  меры  в  отношении  собственности  последнего.  Даже,   если государство добровольно приняло участие  в  иностранном  судебном  процессе, решение может быть выполнено  им  только  добровольно.   Например,  меры  по исполнению  судебного  решения  могут  применяться  в  случае  добровольного согласия  иностранного  государства  на  осуществление  принудительных  мер, выраженного  в  международном  соглашении,  в  письменном  контракте  или  в заявлении  на  судебном  разбирательстве  по   конкретному   делу.   Следует отметить, что одно лишь согласие иностранного государства  на  осуществление юрисдикции еще не предполагает его  согласия  на  применение  принудительных мер в отношении его  собственности  по  решению  суда.  Иными  словами,  для

применения мер по исполнению или обеспечению судебного  решения  суд  должен получить отдельное согласие иностранного государства.

3) Иммунитет государственной собственности:

Иммунитет   собственности   государства   означает   правовой    режим неприкосновенности собственности,  находящейся на  территории  иностранного государства. Юридическим содержанием  данного  вида  иммунитета  является  в конечном итоге запрещение  обращения  взыскания  и  принудительного  изъятия имущества,    принадлежащего    государству.     Собственность    пользуется иммунитетом независимо от наличия судебного разбирательства. Она  пользуется иммунитетом даже, если находится  во  владении  лица,  которое  не  обладает иммунитетом.   Это  предопределяет  выделение   вопросов   собственности   в качестве    самостоятельного   элемента    содержания    иммунитета,    что подтверждается судебной практикой. Если  собственность  государства   используется   в коммерчески целях, то на нее не распространяются  положения  об иммунитете собственности государства, что предусматривается и в разработанном Комиссией международного права проекте статей  о юрисдикционных иммунитетах государства и их собственности,  и  в законах об иммунитетах иностранного государства,  действующих в ряде других государств.

 

 

 

 

 

 

  1. Теории абсолютного и функционального (ограниченного) иммунитета.

Иммунитет государства – это его право, вытекающее из суверенитета, но не обязанность. Поэтому государство вправе отказаться от иммунитета, как в целом, так и от какого-либо его элемента.

Выделяют три вида иммунитета:

  • абсолютный иммунитет;
  • функциональный иммунитет;
  • ограниченный иммунитет.

 

Абсолютный иммунитет  означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми  его элементами; он распространяется на любую деятельность государства  и любую его собственность. Первоначально  иммунитет сложился и применялся как абсолютный, и единственное ограничение, возможно было только при условии прямо выраженного согласия государства.

По мере расширения функций  государства внутри страны и в  международных отношениях он стало  все шире выступать в качестве субъекта частноправовой деятельности, и абсолютный иммунитет становился ощутимым препятствием в развитии мирохозяйственных  связей, так как контрагенты государства, по сути, лишились прав на судебную защиту своих имущественных прав. В связи  с этим в доктрине и в судебной практике появляется идея необходимости  ограничения иммунитета государства.

Абсолютный иммунитет  не только препятствует развитию коммерческих связей с участием государства, но и  часто нереализуем практически. Государство на территории иностранного государства может рассчитывать только на такой объем иммунитета, на который принимающее государство  готово отказаться от своей юрисдикции. Понятно, что ожидания и реальность могут серьезно расходиться. Поэтому государства, исходящие из абсолютного иммунитета, защищают дополнительно свои права либо условием взаимности, либо возможностью применения реторсий.

Функциональный иммунитет  – это вид иммунитета, основанный на принципиальном разграничении функций  государства на публично-правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, совершает акт власти, т.е. выступает как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица, занимается коммерческой деятельностью, то тогда оно иммунитетом не обладает. В зависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо в качестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица.

Функциональный иммунитет  в том виде, в каком он сформулирован  в судебной практике, в международно-правовой доктрине, а затем и в ряде национальных законов, обладает целым рядом существенных недостатков, которые не позволили  ему стать общепризнанной альтернативой  абсолютному иммунитету.

Прежде всего, не установлены  какие-либо объективные критерии, с  помощью которых можно было бы определенно или хотя бы с существенной долей определенности разграничить деятельность государства как суверена или как частного лица. Чаще всего  называется характер операции или её цель.

Второй серьезный дефект функционального иммунитета: государство  a priori подчиняется юрисдикции иностранного суда. Даже если суд признает некоммерческий характер деятельности государства и соответственно его иммунитет, то юрисдикция иностранного суда уже состоялась, решение, обязательное для государства, уже вынесено, и тем самым нарушен иммунитет государства.

Еще один серьезный недостаток функционального иммунитета, состоит  в том, что суверенитет государства  – это имманентно присущее ему  качество. Государство и суверенитет, неотделимы друг от друга так же, как и неделим государственный суверенитет. Какую бы деятельность не осуществляло государство, оно всегда выступает как носитель государственной власти. Участвуя в частноправовых отношениях, государство не теряет присущее ему качество властности и суверенности. Функциональный иммунитет исходит из того, что есть некая сфера отношений, которую не удалось объективно отграничить, в которой государство выступает как частное лицо и соответственно не обладает ни суверенитетом, ни иммунитетом. Он находится в явном противоречии с принципами суверенности и независимости государств, которые являются основополагающим началом международного права и которые пока еще никто не отменял.

Ограниченный иммунитет  – вид иммунитета, который исходит  из необходимости ограничения иммунитета. В отличие от функционального, который  ограничивает иммунитет на основе общего принципа – деление деятельности государства на суверенно-властную и частную, ограниченный иммунитет  не использует формальных критериев, а  формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами  как на основе двусторонней, так  и на многосторонней основе, в том  числе универсальной. Идея и основа ограниченного иммунитета заключается  в том, что иммунитет – это  право государства, вытекающее из его  суверенитета, на неприменение к нему иностранной юрисдикции, от которого государство может отказаться как  целиком, так и в любой его  части. Задача заключается лишь в  создании наиболее точных формулировок случаев и обстоятельств, при  наличии которых государство  не будет пользоваться иммунитетом. Несмотря на всю сложность, как и  всякая правотворческая задача, она  решаема.

Если государства заинтересованы в развитии нормальных торговых и  иных экономических связей, ничто  не мешает им при заключении торгового  договора сформулировать те случаи, при  которых государство, вступая в  торгово-экономические отношения  с частными лицами, не будет претендовать на иммунитет. То же можно сделать  и для более узкой сферы  экономических отношений, например при подписании договоров о взаимной защите иностранных капиталовложений и т.д.

Удачным опытом создания правовых основ ограниченного иммунитета на многосторонней основе можно считать  Европейскую конвенцию 1972 г., заключенную  странами – участницами Совета Европы. Конвенция закрепляет общий принцип  иммунитета государства от иностранной  юрисдикции и формулирует детализированные исключения из этого принципа. Европейская  конвенция является наиболее удачным  опытом, но и она не получила большого распространения даже в Европе.

Национальное право в  принципе не способно решить комплекс проблем, связанных с иммунитетом  государства. Иммунитет представляет собой две взаимосвязанные стороны: с одной стороны, это право  государства на неприменение к нему иностранной юрисдикции, а с другой – это отказ государства от своей юрисдикции в отношении  иностранного государства. Проблема иммунитета может быть решена тогда, когда ожидание одного государства совпадут с реальностью  на территории другого государства. Достижение этого возможно как минимум  на двустороннем уровне, т.е. на основе межгосударственного соглашения. Национальные законы, предусматривающие ограничение  иммунитета иностранного государства, прямо нарушают его суверенитет  и международно-правовой принцип  суверенного равенства. С точки  зрения международного права национальным законом государство вправе лишь ограничить свой собственный иммунитет, но не может покушаться на иммунитет  иностранного государства.

Информация о работе Иммунитет государства