Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 19:42, реферат

Описание работы

Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей. Гражданство – это важный, неотъемлемый атрибут государства, показатель государственного самоопределения соответствующей политико-территориальной общности людей. Гражданство является более неотъемлемым признаком государства, нежели государственный суверенитет, и свойственно как суверенному, так и несуверенному государству.

Содержание работы

Введение
3
1) Понятие и основные принципы гражданства

5
2)Приобретение гражданства
7
3)Утрата гражданства РФ
10
4)Двойное гражданство
11
5) Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

14
6)Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

16
7)Заключение
18
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Referat_po_Grazhdanstvu_RF.docx

— 39.29 Кб (Скачать файл)

Для иностранцев и лиц без гражданства необходимо прожить 5 лет на территории РФ при этом 3 года непрерывно перед обращением о приеме в гражданство. Непрерывным считается проживание в России, если лицо выезжало за пределы России для учебы или лечения не более, чем на 3 месяца. Особый статус при ходатайстве о приобретении гражданства РФ имеют беженцы, официально признанные законом. В этом случае сроки сокращаются вдвое.

6. Восстановление в гражданстве  РФ.

Восстановление осуществляется в порядке регистрации и распространяется на лиц, у которых такое гражданство прекратилось в связи с установлением опеки или попечительства; на лиц, у которых гражданство прекратилось в связи с изменением гражданства родителей. Восстановление в гражданстве происходит в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста по за явлению лица. Граждане, которые были лишены гражданства Российской Федерации без их свободного волеизъявления считаются восстановленными в гражданстве российской Федерации.

7. В результате выбора  гражданства при изменении границ  РФ (оптация). Лицо, проживающее на  территории, изменившей свою принадлежность, имеет право на выбор гражданства.

8. Гражданство может быть  дано и по другим основаниям, указанным в законе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТРАТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Закон Российской Федерации "О гражданстве" определяет основания прекращения российского гражданства:

1. В результате выхода  из гражданства Российской Федерации. Такая форма прекращения гражданства  может осуществляться двумя путями. Во-первых, по ходатайству гражданина. закон предусматривает возможность отклонения такого ходатайства в случае проживания гражданина или его намерения поселится в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющего либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо не исполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определенных законом России. Во-вторых, в порядке регистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном порядке. При этом должны отсутствовать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями выхода из гражданства по ходатайству. Закон определяет и случаи, не допускающие выхода из гражданства России ни по ходатайству, ни в порядке регистрации. Выход невозможен после по лучения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее окончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства России, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

2. В результате отмены  решения о приеме в гражданство  РФ.

Такая форма применяется в отношении лиц, приобретших гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Сам факт представления таких сведений и документов устанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство РФ не распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство было приобретено незаконным путем. Установлен срок, в течение которого возможна отмена решения о приеме в гражданство, 5 лет после приема.

3. В результате выбора  гражданства (оптации) при изменении  государственной принадлежности  территории. При изменении границ  лицо, проживающее на территории, выходящей из состава России, может прекратить российское  гражданства.

4. По другим основаниям, предусмотренным международными  договорами Российской Федерации. Имеются в виду иные, чем предусмотренные  в Законе, основания прекращения  гражданства России.

 

ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.

До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина.

Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года.

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:

1) если такую возможность  предусматривает федеральный закон;

2) если это предусмотрено  международным договором Российской  Федерации.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор, как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличию международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.

Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за - 10 лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, про должает действовать.

Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного отказа, при получении российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним приз нано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.

В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.

Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранно го государства.

Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.

В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц национальный режим.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или между народным договором Российской Федерации не установлено иное.

Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов6 пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов6 членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т.п.

Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т.е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прекращение существования СССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.

Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее.

Понятие "беженец" применяется к лицу, которое:

1) не является гражданином  Российской Федерации;

2) находится вне страны  своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного  гражданства - вне страны своего  прежнего обычного места жительства);

3) покинуло указанную  страну в силу вполне обоснованных  опасений стать жертвой преследований  по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности  к определенной социальной группе  или политических убеждений;

4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться  в нее) вследствие таких опасений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец, - как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта.

Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем. Правовое положение вынужденного переселенца сходно со статусом беженца, однако имеет существенные особенности в порядке приобретения этого статуса и в объеме тех преимуществ, которые предоставляются этой категории лиц. В соответствии с Законом РФ от 18 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» (в редакции от 20 декабря 1995 г.) лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания. Решение о регистрации ходатайства принимаются таким органом в течение 3 дней со дня поступления ходатайства. С момента регистрации данное лицо приобретает право на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи; получение направления на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев; бесплатные медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и др. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (с изменениями и дополнениями).

Территориальный орган миграционной службы обязан в течение 3 месяцев со дня регистрации ходатайства принять решение о признании лица вынужденным переселенцем. Такой статус предоставляется на 15 лет. Вынужденный переселенец вправе самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, может проживать у родственников с их согласия. Правительством РФ создается фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ выделяются средства на реализацию федеральных и региональных миграционных программ. Этим целям служит постановление Правительства от 28 января 1997 г. N 106 «О предоставлении вынужденным переселенцам долгосрочной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья», а также принятое в его развитие Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, утвержденное постановлением Правительства от 8 ноября 2000 г. N 845. Положение определяет порядок предоставления долговременной беспроцентной возвратной ссуды гражданам, признанным вынужденными переселенцами, источники и порядок формирования фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. Положение предусматривает возможность компактных поселений вынужденных переселенцев, содействие в этих целях в строительстве жилья, создания инженерной и социальной инфраструктуры.

Информация о работе Гражданство РФ