Государственное управление и местное самоуправление соотношение и взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:09, дипломная работа

Описание работы

Процесс становления местного самоуправления в Российской Федерации имеет свою специфику, свои исторические условия, связанные с переходным состоянием нашего общества, нестабильностью экономического и социального развития, неустойчивостью политических процессов. Все еще недостаточна законодательная основа, неглубоко разработаны теоретические концепции, нет единого мнения о месте и роли местного самоуправления в современной России. Одни пытаются полностью отделить местное самоуправление от государства, представить его в виде самостоятельной независимой общественной структуры, другие предпочитают рассматривать его в качестве местных органов государственной власти, обладающих ограниченной автономией и являющихся неотъемлемым институтом государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
1. Характеристика государственного управления и местного самоуправления
1.1. Государственное управление, как особый вид
социального управления……………………………………………….9
1.2. Понятие местного самоуправления и его отличие от
государственного управления. …………………………………..….20
1.3. Теории о местном самоуправлении………………………….…34
2.1. Роль государства в развитии местного самоуправления …….41
2.2. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. ……………………………………………………………52
3.1. Основные проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………….66
3.2. Пути преодоления проблем развития местного
самоуправления в Российской Федерации…………………………75
Заключение………………………………………………………..…84
Список использованных источников……………………………....97

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию 

ГОУ ВПО «Башкирский  государственный университет»

Стерлитамакский филиал

 

Юридический факультет

 

 

 

Кафедра Конституционного и муниципального права

 

 

 

студентка 5 курса дневного отделения

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К защите допущена    Научный руководитель

Зав. кафедрой,     к.ю.н., доцент

к.ю.н., доцент

__________   _______

«___»___________200___г.   «___»_________200___г.

 

 

 

 

 

 

 

Стерлитамак, 2011

 

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

1. Характеристика государственного управления и местного самоуправления

1.1. Государственное управление, как особый вид

социального управления……………………………………………….9

1.2. Понятие местного  самоуправления и его отличие  от 

государственного управления. …………………………………..….20

1.3. Теории о местном самоуправлении………………………….…34

2.

2.1. Роль  государства в развитии местного самоуправления …….41

2.2. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. ……………………………………………………………52

3.

3.1. Основные проблемы  развития местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………….66

3.2. Пути преодоления проблем развития местного

самоуправления в Российской Федерации…………………………75

Заключение………………………………………………………..…84

Список использованных источников……………………………....97

Приложения…………………………………………………………103

 

Введение

 

Процесс становления  местного самоуправления в Российской Федерации имеет свою специфику, свои исторические условия, связанные с переходным состоянием нашего общества, нестабильностью экономического и социального развития, неустойчивостью политических процессов. Все еще недостаточна законодательная основа, неглубоко разработаны теоретические концепции, нет единого мнения о месте и роли местного самоуправления в современной России. Одни пытаются полностью отделить местное самоуправление от государства, представить его в виде самостоятельной независимой общественной структуры, другие предпочитают рассматривать его в качестве местных органов государственной власти, обладающих ограниченной автономией и являющихся неотъемлемым институтом государства. Третье же рассматривают местное самоуправление в качестве власти особого рода.

Поэтому особенно актуальное значение приобретает проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление и выявление проблем развития местного самоуправления в условиях современной России.

XX век принес понимание  того, что демократическое, правовое  государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы местного самоуправления. Поэтому одним из наиболее актуальных вопросов является исследование места, роли и предназначения местного самоуправления в общественной и государственно-правовой структуре субъектов Российской Федерации.

Особую актуальность и значимость проблемам становления  местного самоуправления в субъектах современной России придают следующие обстоятельства: острая необходимость укрепления российской государственности и создание реально действующей системы местного самоуправления во всех регионах нашей страны; потребность в развитой региональной политике, которая возможна только при опоре на эффективное местное самоуправление; отсутствие современной концепции местного самоуправления в России, которая соответствовала бы развитию рыночных отношений в обществе.

В условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства как никогда остро встает вопрос о выборе наиболее эффективных для нашей страны форм самоорганизации и самоуправления на местах, его соотношения с государством. От этого зависит настоящее и будущее страны, так как именно в местном самоуправлении, основанном на инициативе и активности населения в решении актуальных для конкретной территории проблем, кроется потенциал, способный обеспечить устранение многих кризисных явлений в жизни российского государства, а также придать ему дополнительные стимулы для развития.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с государственно-правовым регулированием, организацией и деятельностью местного самоуправления в России. В центре внимания исследования находятся вопросы теории и практики государственного управления, изучение правового статуса местного самоуправления.

Предмет исследования – это объединяющие понятия, нормативно – правовые основания и принципы организации государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации, осмысление состояния и развития организации и деятельности местного самоуправления в его взаимодействии с государственной властью.

Исходя их актуальности исследования, целью работы является выявление практических и теоретических аспектов соотношения и взаимодействия государственного управления и местного самоуправления.

В соответствии с поставленной целью  решены следующие задачи:

  1. Государственное управление рассмотрено в качестве особого вида социального управления
  2. Проанализировано понятие местного самоуправления, выявлены его отличия от государственного управления
  3. Изучены теории местного самоуправления
  4. Рассмотрена роль государства в развитии местного самоуправления
  5. Выявлены принципы построения модели взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
  6. Рассмотрены проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации
  7. Определенны пути преодоления проблем развития местного самоуправления.

Нормативную основу работы составляют следующие нормативные акты Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.08.1997 г. № 145 – ФЗ, Европейская хартия местного самоуправления, Закон СССР от 19.04.1990 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», Федеральный закон от 12.10.2005 года №129-ФЗ «О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 02.11.2007 №1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления», Указ Президента Республики Башкортостан от 24.02.2007 №УП – 48 «О Совете по местному самоуправлению при Президенте Республики Башкортостан»,Федеральный Закон  от 28.03.1998 г. №53 – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановление Правительства РФ от 27.12.1995 № 1251 «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления», Федеральный Закон от 30.06.2006  №93 – ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимости имущества», Налоговый Кодекс Российской Федерации  (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 – ФЗ, Закон Республики Башкортостан от 18.03.2005 года № 162–з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», Закон Республики Башкортостан от 03.11.2006 года № 452–з «Об административно – территориальном устройстве Республики Башкортостан», Закон РБ от 17.12.2007 года №126-з «О границах, статусе и административных, центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан», Закон Республики Башкортостан от 03.11.2007 года №474-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2008год, Закон Республики Башкортостан от 23.12.2005 года №259-з «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, Закон Республики Башкортостан от 21.06.2008 №190-з «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан»

ИЛИ Нормативную основу работы составляют Конституция Российской Федерации, нормативно – правовые акты Российской Федерации, а так же законодательство Республики Башкортостан.

При написании работы были изучены  взгляды ученных, так Г.В. Атаманчук дает понятие государственного управления, раскрывает его сущность, функции, виды, Н.Л. Пешин, рассматривает государственное управление, в качестве основной формы социального управления, выявляет принципы взаимоотношений государства и местного самоуправления, рассматривает проблемы реализации принципа самостоятельности местного самоуправления, группа ученных Д.Н. Бахрах, В.Б. Россинский, Ю.Н. Старилов, приводят классификацию функций  и видов государственного управления, Г.А. Иванцова рассматривает развитие местного самоуправления в России, Н.Р. Янбухтин приводит периодизацию развития данного института в Республике Башкортостан.

Сущность местного самоуправления в контексте Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» раскрыта в работах Т.М. Бялкиной, И.Р,Гимаева, Б.К. Мукиной.

С.А. Авакьян рассматривает местное  самоуправление, как особый вид власти, раскрывает признаки местного самоуправления, выявляет основополагающие моменты взаимодействия местного самоуправления и государства, Р.М. Усманова раскрывает признаки местного самоуправления, в качестве вида социального управления, анализирует теории местного самоуправления, рассматривает структуру органов местного самоуправления, выявляет отличия местного самоуправления от государственного управления, классифицирует направления взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, рассматривает модели взаимоотношения центральных и местных органов. Н.А. Иванова раскрывает сущность государственной теории местного самоуправления,

Структура органов государственной  власти и их правовой статус определенны  в работах А.Е. Козлова, Д.Б. Миннигулова. Г.М.Якупова раскрывает роль парламента а развитии местного самоуправления, Х.А. Валеев определяет основные задачи развития местного самоуправления в Республике Башкортостан, Е.С. Шугрина определяет пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления, М.Ю. Каверзин выделяет принципы, служащие основой организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, М.М. Ишмуратов анализирует основы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, И.Н. Трофимова рассматривает развитие местного самоуправления в условиях регионализации, И.Ш. Рысаев выявляет недостатки в разработанности Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о  28.08. 1995 г, Рассматривает реформу местного самоуправления с позиции регионального аспекта, И.В. Бурмыкина рассматривает муниципальный консалтинг, как инструмент совершенствования организации работы органов местного самоуправления, С.Г. Соловьев предлагает кодификацию муниципального законодательства в едином акте.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. Во введении обоснованны актуальность, цели и задачи исследования, определенны объект и предмет исследования, дана характеристика использованных источников. В первой главе государственное управление рассмотрено, как особый вид социального управления, дано понятие местного самоуправления, выявлены  его отличие от государственного управления, изучены теории местного самоуправления, во второй главе рассмотрена роль государства в развитии местного самоуправления, выявлены основания взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, в третьей главе рассмотрены основные проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации, выявлены пути преодоления указанных проблем, в заключении даны выводы по всей работе.

 

 

1. Характеристика государственного управления и местного самоуправления

1.1 Государственное управление, как  особый вид социального управления

 

В раскрытии понятия  государственного управления, а на его основе всего богатства соответствующего научного знания важное значение принадлежит толкованию обоих его составных — «государственное» и «управление».

Управление (в латинском  языке — геgеrе, в английском – control, во французском — administration, в  немецком — Regierung) в буквальном смысле этого понятия начинается тогда, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствуют сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действия человека.

 Необходимо подчеркнуть,  что управление есть процесс и продукт функционирования сознания и воли людей, важнейшее направление действия их разума.

В философской литературе (Б. Рассел, К. Поппер, К. Ясперс и др.) управление признано историческим феноменом, содержащим и преломляющим в себе многие диалектические закономерности природы, общества и мышления.

Важные аспекты управления раскрыты социологической мыслью (К. Маркс, М. Вебер, Т. Веблен, Д. Бернхэм  и др.), которая доказала глубокие коррелятивные зависимости между состоянием управления и уровнем упорядоченности общественных процессов.

Разумеется, что управление обычно связано с властью (в широком социологическом смысле), исходит из нее, опирается на власть, вовлекает власть в свои управляющие воздействия. Значит, в нем явственно обнаруживаются политические аспекты, характеризующие возможности управления в распределении ценностей и упорядочении общественных процессов1.

Одним из типов управления является социальное управление, исследованием  которого занимается кибернетика.

Социальное управление как особый тип управления представляет собой воздействие одних людей на других главным образом с помощью информации в целях упорядочения социально значимых процессов, обеспечения устойчивости, развития социальных систем2.

Функции социального  управления – это, прежде всего та многозначительная роль, которую оно выполняет относительно потребности общественной системы, составляющих ее классов, социальных групп, индивидов.

Социальное управление обеспечивает единство, согласованность, взаимосвязь деятельности людей в интересах общества и личности человека, сохранение целостности и гармоничного развития.

Социальное управление является публичным управлением, которое  включает в себя:

Информация о работе Государственное управление и местное самоуправление соотношение и взаимодействие