Государственная власть и местное самоуправление в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть понятие и признаки государственной власти. Для реализации цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственной власти и ее соотношение с государством;
- изучить структуру и механизм государственной власти, в том числе местного самоуправления;
- охарактеризовать принцип разделения власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 1.1. Понятие государственной власти и ее соотношение с
государством . . . . . . 4
1.2. Структура государственной власти . . . 10
1.3. Механизм государственной власти . . . 13
ГЛАВА 2. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ . . . 19
ГЛАВА 3. ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
3.1. Разделение власти . . . . . . 23
3.2. Контрольные органы государственной власти в системе разделения властей . . . . . . 26
3.3. Единство государственной власти . . . . 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа-Государственная власть и местное самоуправление.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Контрольные органы государственной власти в системе разделения властей

 

В науке существует точка  зрения, согласно которой не все государственные органы можно отнести к законодательным, исполнительным и судебным, и существует четвёртая – контрольная ветвь власти.12 Следует подчеркнуть, что существование в странах с недостаточно развитой государственностью таких органов, которые не укладываются в разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, свидетельствует о том, что в этих странах либо вообще нет разделения властей, либо оно принципиально нарушено.

Также существует понятие  «учредительная власть», но оно не относится к характеристике аппарата государственной власти. Обычно об «учредительной власти» говорят как о «власти народа», выражающейся в принятии конституции путём референдума. Либо имеется в виду компетенция особого представительного органа – учредительного, или конституционного, собрания, которое принимает конституцию и тем самым как бы учреждает новое государство. Понятие «учредительная власть» не стоит в одном ряду с понятиями законодательной, исполнительной и судебной ветви власти, объясняющими структуру «учреждаемого» или уже существующего аппарата государственной власти.

Если механизм государства  построен на основе разделения властей, то есть только органы законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом возможно такое соотношение  этих органов, которое отклоняется от строгого разделения законодательной и исполнительной властей в президентских республиках (например, США). Но такое отклонение не порождает новые ветви государственной власти наряду с законодательной и исполнительной.

Там где нет разделения властей (притом, что в рамках «разделения труда по государственному управлению» есть законодательные, исполнительные и судебные органы), реальный глава государства (монарх, диктатор, «суперпрезидент» и т.д.) действительно играет самостоятельную роль. Но фигура такого реального главы государства стоит не в одном ряду с другими государственными органами, а над ними. Здесь может имитироваться разделение властей, притом, что глава государства обладает решающим комплексом полномочий в законодательной и исполнительной сферах и, возможно, даже полномочиями высшей кассационной или надзорной судебной инстанции.

Если специальные контрольные (надзорные) органы играют самостоятельную  роль в аппарате государства, даже стоят  в одном ряду с парламентом, правительственными органами и судами общей юрисдикции, то это ещё не означает особую «контрольную» ветвь власти. Так, прокуратура, осуществляющая надзор за законностью, вместе с правительственно-административными органами относится к исполнительной власти. Для контроля за конституционностью законов и действий высших государственных органов не требуется особая ветвь государственной власти. По существу, конституционный контроль – это проверка правового характера законов, и такой контроль входит в задачу судебной власти, разрешающей споры о праве. Конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции или специальные конституционные суды. В тех случаях, конституционный контроль осуществляют квазисудебные (например, Конституционный совет во Франции), полномочия такого контроля ограничены и не позволяют органу конституционного контроля встать в один ряд с законодателем.

Контрольные полномочия могут осуществлять и вспомогательные  органы при законодателе, например счётная палата, омбудсмен (уполномоченный по правам человека). Разумеется, такие вспомогательные органы не образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

 

3.3. Единство государственной  власти 

 

Единство государственной  власти связано с возникновением самого государства. Оно вызревало  как интегрированная власть, ликвидирующая родовой строй с его партикуляризмом (обособлением по родам). Единство государственной власти означает, прежде всего, что в государстве не может быть две, три и более различных власти, неодинаковых по своей природе, принципиальным целям и обладающих своими обособленными средствами государственного принуждения. Государственная власть едина. Поэтому в последние годы в российской и зарубежной литературе всё чаще вместо термина «разделение властей» говорится об отделении властей, о разделении ветвей единой государственной власти, об «обособлении» властей. Последнее понятие в связи с анализом концепции разделения властей российские юристы Б.А. Кистяковский и В.М. Гессен предлагали ещё восемь – девять десятилетий назад.

В новое время утвердился коллективистский подход к единству государственной власти, согласно которому вся власть принадлежит народу. В марксизме-ленинизме коллективистская трактовка получила иной характер: власть должна принадлежать определенному классу (рабочему классу), а организационно – системе Советов снизу доверху. Такая трактовка единства власти принята сейчас в сохранившихся странах тоталитарного социализма.

Идея единства государственной  власти однозначна. Она имеет три  различных аспекта:

1) социальное единство, что проистекает из единой природы государствующих (доминирующих) в обществе социальных групп;

2) единство основных  целей и направлений деятельности  всех органов государства, что  обусловлено необходимостью согласованного  управления обществом, без чего  оно может быть ввергнуто в состояние анархии и распада, а разные цели в деятельности высших органов государства могут привести к их вооружённому противоборству (Россия, октябрь 1993г.);

3) организационно-правовое  единство, означающее создание системы  органов государства с их иерархией и размежеванием полномочий.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе данного  исследования можно сделать вывод, что на сегодняшний день государственная  власть и её структура действуют  в демократических государствах в частности в Российской Федерации. Государственная власть является органом осуществления власти в стране, которая выполняется через систему органов власти. Из этой работы можно также выделить, что на данный момент государственная власть не так развита и ещё не способна выполнить все задачи, обязанности и свойства которые возложила на нее Конституция РФ.

На сегодняшний день существует множество споров на тему государственной власти. Множество учёных, юристов-теоретиков и практиков ведут бесконечные дискуссии на тему государственной власти, но каких-либо новых  путей решения проблем не найдено. Данная тема в учебных изданиях разных авторов и учёных излагается по-разному. Из этого можно сделать вывод, что тема государственной власти ещё не полностью изучена.

В современном демократически ориентированном обществе необходимо добиться неуклонного исполнения законов государства. Для этого требуется чёткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Государственная власть позволяет  чётко управлять страной, принимать   законы и другие нормативные правовые акты, предназначенных  для урегулирования отношений, как в самом государстве, так и на международном уровне. Государственная власть также обеспечивает свободу и равноправие граждан.

Я считаю, что исследование данной проблемы на этом не заканчивается и требует дальнейшей разработки.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. Нормативные акты

1.   Конституция Российской Федерации. Принята всенародным  

      голосованием 12.12.1993г. // Российской газете 25.12.1993г.  № 237

2.  Федеральный Закон Российской Федерации "О местном самоуправлении

       в Российской Федерации" от 6 июля 1991 г. № 1550-1

3.  Федеральный Закон Российской  Федерации "Об общих принципах

       организации  местного самоуправления в Российской Федерации" от 28

       августа 1995 г. № 154 - ФЗ.

 

II. Литература

1.   Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник для вузов по      

      специальности «Юриспруденция»/ С.С.Алексеев, В.Д.Перевалов – М.:   

     Норма, 2000.

2.    Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

3.   Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юридическая    

    литература, 2008.

4.   Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: учебник / И.Н.  

      Гомеров.- М.: ЮКЭА, 2002.

5.   Государственное право Российской Федерации: Учеб./под ред.

      О.Е.Кутафина – М.: Юридическая литература, 2001.

6.    Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юристъ. 2005.

7.   Монтескьё Ш. Избранные произведения. М., 1955.

8.   Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. д.ю.н., проф. 

        В.Д. Перевалова.- М.: Норма, 2004.

9. Юридический энциклопедический словарь/отв. ред. М.Н.Марченко. –

        М.: Проспект. 2006.

1 Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юристъ. 2005, С. 96-99

2 Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юристъ. 2005, С. 96-99

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юридическая литература, 2008. – С. 123

4 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юридическая литература, 2008. – С. 124-127

5 Юридический энциклопедический словарь/отв. ред. М.Н.Марченко. – М.: Проспект. 2006, - С. 715-718

6 Государственное право Российской Федерации: Учеб./под ред. О.Е.Кутафина – М.: Юридическая литература, 2001, С. 75-79

7 Юридический энциклопедический словарь/отв. ред. М.Н.Марченко. – М.: Проспект. 2006, - С. 642-643

8 Государственное право Российской Федерации: Учеб./под ред. О.Е.Кутафина – М.: Юридическая литература, 2001, С. 83-87

9 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., гл.8, ст.130

10 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ст. 4, 5

11 Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М., 1955. С. 290.

12  См., например: Сравнительное конституционное право. С. 433.




Информация о работе Государственная власть и местное самоуправление в РФ