Гарантии деятельности депутата Государственной Думы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение наиболее важных положений гарантий депутатской деятельности.
Задачи предопределены обозначенной целью и заключаются в следующем:
- рассмотреть понятие и особенности правового статуса депутата Государственной думы;
- изучить гарантии деятельности депутата Государственной Думы.
Объектом исследования является конституционно-правовой статус депутатов.

Содержание работы

Введение
3
1 Понятие и особенности правового статуса депутата Государственной Думы Российской Федерации
1.1 Общая характеристика правового статуса депутата Государственной Думы
1.2 Условия осуществления депутатом Государственной Думы своих полномочий

5

8
2 Гарантии деятельности депутата Государственной Думы Российской Федерации
2.1 Понятие и общие гарантии статуса депутата Государственной Думы
2.2 Социальные гарантии и неприкосновенность статуса депутата Государственной Думы
11

11

18
Заключение
24
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

К.Р. конституц.право.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Депутату Государственной Думы, который имеет трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации пенсионного возраста. При этом он имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии.

 

2.2 Социальные гарантии  статуса депутата Государственной Думы

 

Важнейшим условием и средством обеспечения эффективной деятельности депутата Государственной Думы являются социальные гарантии. В науке конституционного права их еще называют «материальные гарантии» или «материально-финансовые гарантии».

Считается, что совокупность социальных гарантий обеспечивает материально-финансовую независимость депутата, является вознаграждением за его труд и способствует утверждению депутата как личности. По объему социальных гарантий депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты - к Председателю Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации соответственно.12

Следует заметить, что в отношении понятия «депутатский индемнитет» среди конституционалистов нет единого мнения. Одни исследователи под индемнитетом понимают только вознаграждение депутата, другие - в это понятие включают еще и неответственность депутата за высказанное мнение и голосование при осуществлении депутатской деятельности. Так, например, В.Е. Чиркин пишет: «Термин «индемнитет» имеет два значения:                      1) неответственность за высказывание и иные действия при осуществлении депутатских полномочий; 2) вознаграждение парламентария (жалованье, компенсационные и другие выплаты)».13

Многие конституции стран мира особо закрепляют право депутатов парламентов на вознаграждение (индемнитет). Так, ст. 71 Конституции Болгарии устанавливает, что «народные представители получают вознаграждение, размер которого определяется Народным собранием». В Конституции ФРГ закреплена аналогичная гарантия: «Депутаты имеют право на соответствующее обеспечивающее их независимость вознаграждение» (ст. 48). Причем вознаграждение почти во всех странах слагается из ряда компонентов.14

К социальным гарантиям деятельности депутата Государственной Думы относятся:

- ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные Федеральным законом;

- ежегодный оплачиваемый отпуск;

        - зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;

       - медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутата Государственной Думы и членов их семей;

        - пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти депутата Государственной Думы;

- обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;

- обязательное государственное социальное страхование депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения депутатом Государственной Думы своих полномочий;

- жилищно-бытовое обеспечение депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;

- иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.

Дополнительные условия для осуществления депутатами, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением Государственной Думы.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о статусе депутата по объему социальных гарантий депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты - к Председателю Правительства РФ, Заместителю Председателю Правительства РФ соответственно.

Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны обеспечивать члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

Дополнительные условия для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В связи с относительно большим числом социальных гарантий депутатов Государственной Думы и необходимостью их углубленного исследования необходимо все их классифицировать. В качестве критерия классификации избран отраслевой признак, т.е. принадлежность гарантии к той или иной отрасли права.

По названному критерию можно выделить три группы социальных гарантий:

1) трудо-правовые гарантии;

2) гарантии социального  обеспечения;

3) жилищно-бытовые гарантии.

Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

Депутаты Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:

- привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

- задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

- подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации.

Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем различную административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности.

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.15

Депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий.

Если в связи с такими действиями депутаты Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации.

В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление.

Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации дать согласие на лишение депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел.

Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.16

О возбуждении уголовного дела или о начале производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в трехдневный срок сообщает соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Депутаты Государственной Думы осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Важнейшим условием и средством обеспечения эффективной деятельности депутата Государственной Думы являются социальные гарантии.

Считается, что совокупность социальных гарантий обеспечивает материально-финансовую независимость депутата, является вознаграждением за его труд и способствует утверждению депутата как личности.

В связи с относительно большим числом социальных гарантий депутатов Государственной Думы и необходимостью их углубленного исследования необходимо все их классифицировать. В качестве критерия классификации избран отраслевой признак, т.е. принадлежность гарантии к той или иной отрасли права.

По названному критерию было выделено три группы социальных гарантий:

1) трудо-правовые гарантии;

2) гарантии социального  обеспечения;

3) жилищно-бытовые гарантии.

Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в стаж федеральной государственной службы.

Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности.

При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

Таким образом, статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации регулируется, прежде всего, Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 2009. - № 7. - 21 янв.
  2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
  3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 21. - Ст. 1919.
  4. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 2. - Ст. 74.
  5. О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.11.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 41. - С. 8220-8235.
  6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон: от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.
  7. Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А.С. Автономов. - М.: ИЦ РИОР, Инфра, 2011. - 476 с.
  8. Баглай, М.В. Конституционное право России / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2010. - 800 с.
  9. Козлова, Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2010. - 608 с.
  10. Конституционное право России / С.А. Авакьян. - М.: Норма, 2011. - 928 с.
  11. Королев, А.Н. Комментарий к ФЗ О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации/А. Н. Королев, О. В. Плешакова. - М.: Юстицинформ, 2012. - 420 с.
  12. Кудрявцев, Ю.В. Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Правовая культура, 2010. - 670 с.
  13. Орехова, Р.Г. Конституционное право России / Р.Г. Орехова. - М.: Норма, 2008. - 612 с.
  14. Стрекозов, В.Г. Конституционное право Российской Федерации / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт, 2011. - 560 с.
  15. Смоленский, М.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) 2-е изд. / М.Б. Смоленский. - М.: Феникс, 2012. - 312 с.
  16. Чиркин, В.Е. Конституционное право России / В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2013. - 496 с.

Информация о работе Гарантии деятельности депутата Государственной Думы Российской Федерации