Формы реализации функций права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

С помощью понятия «функции права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность. Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение[1].
Цель и задачи работы – рассмотреть понятие функций права, их классификацию, выявить сущность и социальное назначение права.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................. 3
1. Понятие функций права и их система………………………………………...5
1. 1. Понятие функций права…………………………………………………...5
1. 2. Система функций права............................................................................... 9
2. Характеристика собственно-юридических функций права…………………12
2. 1. Регулятивная функция…………………………………………….………12
2. 2. Охранительная функция.............................................................…………14
2. 3. Компенсационная функция права............................................................ 16
2. 4. Ограничительная функция права.................................................. ………17
2. 5. Восстановительная функция права...........................................................18
3. Характеристика социальных функций права……………………………….20
3.1 Экономическая функция права…………………………………………...21
3.2 Политическая функция права…………………………………………….22
3.3 Воспитательная функция права………………………………………….22
3.4 Компенсационная функция права………………………………………..22
3.5 Информационная функция права…………………………………………23
3.6 Экологическая функция права……………………………………………24
4. Формы реализации функций права………………………………………….26
Заключение..............................................................................................………..28
Список использованной литературы.........................................

Файлы: 1 файл

курсач ТГП.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.

Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение  важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:

—   определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан;

—   закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, в том

числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;

—  установление правового статуса юридических лиц;

—   определение (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;

—   установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);

—   определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

 

 

2. 2. Охранительная функция

Следует подчеркнуть  и важность другой собственно-юридической функции права — охранительной.

Необходимость в охране общественных отношений существовала всегда и будет существовать до тех пор, пока будет существовать общество. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу[6].

Из предложенного определения  вытекает, что право охраняет как общепризнанные, фундаментальные общественные отношения, так и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагает, что главная цель охранительной функции права — это вытеснение явлений, чуждых обществу.

Искоренение нежелательных  явлений из жизни общества — это  уже вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.

Не следует понимать охранительную  функцию и так, будто она проявляется  лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции заключается прежде всего в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета.

 

______________________________________________________________

[6] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.:Юристъ, 2003. — 592 с.

Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права — охраняется определенное общественное отношение.

Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них — это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая — позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений.

Специфика охранительной  функции состоит в следующем.

Во-первых, она характеризует  право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности .

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем  политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности.

Наиболее характерными и  очевидными формами осуществления охранительной функции права являются: наличие в праве запретов совершать нежелательные действия, наличие санкций за совершенные противоправные действия, определение видов преступлений и иных правонарушений, охранительные правоотношения, юридическая ответственность. У государства же формы реализации его функций иные.

 

 

2. 3. Компенсационная функция права

В компенсационной  функции права заключается весьма существенная особенность права  как инструмента восстановления социальной справедливости. Компенсационная  функция права поэтому очень  тесно связана с восстановительной. По этой причине в юридической литературе их часто отождествляют. Вместе с тем это не тождественные функции. Различия между ними состоят, прежде всего, в формах, методах и правовых последствия реализации.

Важную роль в различии играют и правовые основания этих направлений воздействия, хотя они в отдельных случаях имеют одну и ту же причину. Например, в случаях незаконного увольнения (причина) наблюдается одновременная реализация восстановительной и компенсационной функций: восстановление на службе и компенсация за вынужденный прогул.

Различие между  компенсационной и восстановительной  функцией очень часто просматривается  в гражданском законодательстве. В нем восстановление положения, существовавшего до нарушения права, нередко не связывается с возмещением убытков (ст. 12 ГК РФ). ГК РФ[7], охраняя честь и достоинство граждан (ст. 152), обязывает виновную сторону именно возместить (компенсировать) моральный вред, причиненный потерпевшему, так как восстановить нарушенное право другими способами невозможно (например, за переживания лица в случаях распространения порочащих о нем сведений). Конституция Российской Федерации также предусматривает компенсацию за принудительное отчуждение имущества для государственных нужд (ст. 35), за вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), за причиненный ущерб пострадавшим от преступлений (ст. 52)[8].

Приведенные примеры  свидетельствуют о том, что компенсационная функция выполняет важную роль в регулировании отношений между гражданами и юридическими лицами и является необходимым инструментом гармонизации интересов субъектов права, стабильности отношений.

 

_______________________________________________________________

[7] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Контракт; Инфра-М, 2007.- 778 с.

[8] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) – М., Норма, 2007.

2. 4. Ограничительная функция права 

Наличие у права  ограничительной функции связано с его назначением быть регулятором общественных отношений[9]. А регулировать — значит предписывать варианты поведения, которые должны соответствовать интересам определенных социальных групп, классов, индивидов, наконец, всего общества. Поэтому, чтобы действия одних субъектов права, не нарушали прав и интересов других, чтобы отношения в обществе складывались более разумно и не вызывали противодействий, право устанавливает определенные ограничения для субъектов общественных связей, пресекая тем самым вседозволенность, анархию и произвол. Эти ограничения формулируются в запрещающих и обязывающих нормах, в других правовых предписаниях. Ограничение прав — это своего рода уравновешивание противоположных интересов. Так, Конституция Российской Федерации, признавая идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13), одновременно ограничивает возможности создания любых партий, организаций и движений. Конституция прямо говорит (ч. 5 ст. 13), что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя[10].

Конституция России, гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, вместе с тем подчеркивает, что их осуществление не должно - нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), т.е. вводит конституционные начала в возможности ограничения прав человека, если только действия по их реализации могут нарушить права и свободы других граждан.

В развитие этого  положения Конституция Российской Федерации в ч.З ст. 55 прямо  устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

 

_________________________________________________________________

[9] Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. № 2.

[10] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) – М., Норма, 2007.

Ограничения прав и свобод граждан предусматриваются  и другими статьями Конституции РФ. Например, ст. 29 (не допускается пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду); ст. 32 (не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда); ст. 56 (возможность ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения)[11].

Ограничительная функция, несмотря на казалось бы изначальный негативный характер, в конечном итоге дает положительный социальный результат, поскольку благодаря этому качеству право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, важнейшим инструментом правопорядка и реализации права граждан.

 

2. 5. Восстановительная функция права

Восстановительная функция права занимает особое ценностное место в механизме правового  воздействия. С помощью правовых средств очень часто восстанавливается  прежнее правовое положение субъекта права, лицо вновь становится обладателем тех прав, которых оно было лишено, ему возвращается его имущество, он восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, восстанавливается нарушенный общественный порядок и т.д.

Реализация  восстановительной функции нередко осуществляется в форме отмены принятого правового акта или совершенного юридически значимого действия (отмена приказа об увольнении, вселение в незаконно занятую квартиру и т.п.)

Нормы, направленные на восстановление нарушенных прав и  свобод личности, содержатся как в международно-правовых актах, так и во многих внутригосударственных документах. Например, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека[12] устанавливает: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах»;

 

_______________________________________________________________

[11] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) – М., Норма, 2007.

[12] Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.// Консультант Плюс.

ст. 12 ГК РФ предусматривает  «восстановление положения, существовавшего до нарушения права»[13]. Норма трудового права является важным гарантом восстановления лица на прежнем месте работы и т.д. Следует согласиться с определением восстановительной функции как относительно обособленного воздействия комплекса правовых средств на волю, сознание и поведение людей, направленного на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов права. Приведение в первоначальное (прежнее) состояние может выражаться в отмене незаконных решений, восстановлении правового статуса физического или юридического лица, восстановлении нарушенного общественного порядка и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________________________________________

[13] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Контракт; Инфра-М, 2007.- 778 с.

3. Характеристика  социальных функций права.

Юридическая наука  обратила внимание на социальные функции  права  в начале XX в. Собственно проблема функций права возникла первоначально как проблема социальных функций права.

В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование и охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность  именно в его соответствующей социальной роли — закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений.

Упорядоченность общественных отношений, их системность  и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении всех сфер общественной жизни, придании обществу должной стабильности, единства и динамизма, иначе говоря, создании необходимых правовых условий для нормального и прогрессивного развития личности и общества в целом.

При этом следует  иметь в виду, что социальные функции  — это специфический ракурс права, где регулятивная и охранительная функции «соединяются» в обособленной, качественно однородной сфере социальных отношений — экономике, политике, идеологии.

Информация о работе Формы реализации функций права