Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Система местного самоуправления представляет собой совокупность подсистем, отражающих отдельные стороны и виды управления: функции, цели, задачи, органы, кадры, полномочия, методы, формы, информационное обеспечение, процедуры принятия и исполнения решений, критерии.
Общественное самоуправление - это проявление общественной активности граждан, формы коллективного объединения людей, посредством которых они добровольно и безвозмездно участвуют в решении конкретных дел местных сообществ.

Содержание работы

Теоретический вопрос 1 Формы непосредственной демократии в системе местного само¬управления…………………………………………..................3
Теоретический вопрос 2 Почему муниципальное право называют комплексной отраслью российского права……………………….................8
Задача …………………………………………………………………….......10
Литература …………………………………………………………………....12

Файлы: 1 файл

муниципальное право 5 вариант.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Право на обращение включает в себя два аспекта. Во-первых, обращения  граждан представляют собой одну из форм участия граждан в управлении, в решении государственных и  общественных дел, возможность активного  влияния гражданина на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Во-вторых, это способ восстановления нарушенного или попранного права посредством жалоб, заявлений и ходатайств. Названные способы являются важным источником информации, полезной при решении вопросов местного значения3.

Предложения, заявления  и жалобы граждан, поступающие из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, а также выступления  и опубликованные в печати материалы, связанные с предложениями, заявлениями и жалобами должны рассматриваться органами и должностными лицами в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством. Обращения граждан могут быть изложены в письменной или устной форме. Видами обращений являются предложения, заявления, ходатайства и жалобы граждан.

Предложения - обращения  граждан, направленные на улучшение  порядка организации и деятельности органов местного самоуправления, на решение вопросов экономической, политической, социальнокультурной и других сфер деятельности муниципального образования и населения.

Заявления - обращения  граждан по поводу реализации принадлежащего им права, закрепленного Конституцией Российской Федерации и законодательством  Российской Федерации.

Ходатайства - обращения  граждан с просьбой о признании  за лицом определенного статуса, прав или свобод (ходатайство о  признании беженцем, вынужденным  переселенцем и т. п.).

Жалобы - обращения  граждан по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями юридических или физических лиц (должностных лиц, государственных служащих) права или законного интереса.

Право на обращение  имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства, общественные организации (например, учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов). Граждане имеют право направлять коллективные обращения. Такие обращения уместны в случаях, когда затрагиваются права и законные интересы той или иной группы людей.

Право на обращение  может быть реализовано как в  письменной, так и в устной форме.

Отзыв выборных лиц местного самоуправления также  является одной из форм непосредственной демократии.

Это в полной мере соответствует ст. 3 и 130 Конституции РФ, которыми установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Отсюда следует, что граждане осуществляют свою власть, прежде всего через своих представителей в этих органах. Это право нарушается, если избиратели утрачивают доверие к депутату и выборным должностным лицам. Вот почему право на их отзыв жизненно необходимо и является неотъемлемым элементом народовластия.

Отзыв выборного  лица местного самоуправления - это досрочное прекращение полномочий выборного лица в форме прямого волеизъявления избирателей соответствующего избирательного округа на основе специально назначенного голосования, проводимого в соответствии с законом субъекта Федерации и уставом муниципального образования.

Институт отзыва - это специфический институт народовластия, возможный, но не обязательный, в процессе осуществления местного самоуправления, выражающий взаимоотношения выборных лиц с населением и их избирателями. Досрочное прекращение полномочий выборных лиц является своеобразной формой ответственности их перед населением и избирателями.

Главным основанием ответственности выборного лица перед населением Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» определил утрату им доверия у населения (ст. 48). Причины и суть утраты доверия населения к выборному лицу законом не определяются. Это означает, что их определяет само население.

Вместе с тем, под утратой доверия населения или избирателей как основания отзыва выборного лица, как правило, понимается неудовлетворенность его деятельностью, связанная совокупно или по отдельности с такими причинами, как: нарушение действующего законодательства, невыполнение депутатских полномочий и предвыборной программы; ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, официально объявленное выборным лицом изменение своей политической ориентации; утрата контактов с избирателями, игнорирование ведения приема избирателей и рассмотрения их жалоб и заявлений; совершение действий, порочащих звание выборного лица и другие.

Население в  соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую  инициативу в вопросах местного значения. Для России это относительно новый институт непосредственной демократии, требующий своего развития и совершенствования. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Право жителей  города на правотворческую инициативу осуществляется путем внесения проекта  решения по вопросам местного значения в представительный орган местного самоуправления.

Проекты решений  по вопросам местного значения, внесенные  населением, подлежат обязательному  рассмотрению на заседании представительного  органа местного самоуправления с участием представителей населения города, а  результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов  по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования  представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

На публичные  слушания могут выноситься:

- проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

- проект местного  бюджета и отчет о его исполнении;

- проекты планов  и программ развития муниципального  образования;

- вопросы о преобразовании муниципального образования.

Конференция граждан - это также форма непосредственного  участия жителей муниципального образования в обсуждении и решении  вопросов местного значения.

Инициатором проведения конференции могут выступать  сами граждане, глава администрации, депутаты представительного органа местного самоуправления. При этом предусматривается создание инициативной группы и установливается норма представительства.

Опрос - самостоятельный  институт непосредственной демократии. Опрос жителей муниципального образования проводится с целью выявления мнения жителей соответствующих территорий и его учета при принятии решений по вопросам, затрагивающим экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения этой территории. Отличительная черта этого института состоит в том, что его выводы носят рекомендательный характер.

 

 

  1. Почему муниципальное право называют комплексной отраслью российского права

 

Под муниципальным правом понимается комплексная отрасль  российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные, отношения, возникающие на местном уровне жизни общества, т.е. на уровне местного самоуправления. Поэтому справедлива точка зрения о том, что муниципальное право — это право местного самоуправления. - Чтобы уяснить понятие муниципального права, необходимо выявить предмет отрасли муниципального права, т.е. те общественные отношения, которые регулируются муниципально-правовыми нормами. Такие отношения можно подразделить на следующие группы:

1) отношения, связанные  с участием местного самоуправления  в осуществлении народовластия;

2) отношения, связанные  с определением правовых, территориальных,  экономических, финансовых основ  местного самоуправления;

3) отношения, связанные с организацией местного самоуправления, организационно-правовой структурой местной власти;

4) отношения, возникающие  в ходе осуществления гражданами  Российской Федерации права на  местное самоуправление в форме  прямого волеизъявления либо  через выборные и другие органы местного самоуправления;

5) отношения, возникающие  при осуществлении предметов  ведения и полномочий местного  самоуправления — с одной стдроны,  собственных полномочий по решению  вопросов местного значения, а  с другой — отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления;

6) отношения, связанные  с реализацией гарантий на  осуществление местного самоуправления, в том числе с судебной защитой  местного самоуправления;

7) отношения, вытекающие  из ответственности органов и должностных яиц местного самоуправления перед населением, государством, отдельными физическими и юридическими лицами.

Особенности предмета правового  регулирований связаны с комплексным  характером муниципального права, которое  не относится к основным отраслям российского права, а вторично, производно от других отраслей. Его комплексный характер проявляется в том, что многие общественные отношения, возникающие на местном уровне, регулируются нормами других отраслей права, а именно: конституционного, административного, гражданского, финансового, земельного. В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно являются и нормами основных отраслей права, и нормами муниципального права.

Муниципальное право  регулирует общественные отношения, возникающие на местном уровне, различными - способами и приемами, которые в своей совокупности принято называть методами правового регулирования. В их числе — предписания, дозволения, запреты,

С учетом сказанного можно  дать более развернутое определение муниципального права.

Российское муниципальное  право — это комплексная отрасль  российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих местное  самоуправление как самостоятельный  институт гражданского общества, важнейшую форму народовластия; правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления; организацию и формы осуществления местного самоуправления; предметы ведения и полномочия местного самоуправления, гарантии его осуществления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

Задача. Во время обсуждения проекта устава города группа депутатов предложила включить в качестве элементов системы местного самоуправления следующее: собрания, сходы граждан, трудовые коллективы, районные в городе администрации, городской совет, общественные организации, местные референдумы.

Дайте правовую оценку предложению депутатской группы.

 

Решение.

Главой 5 ФЗ от 6 октября 2003 года установлены следующие формы  непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении:

 
- Местный референдум 
- Муниципальные выборы 
-Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; 
- Сход граждан 
- Правотворческая инициатива граждан 
- Территориальное общественное самоуправление; 
- Публичные слушания; 
- Собрания граждан; 
- Конференция граждан (собрание делегатов); 
- Опрос граждан; 
- Обращения граждан в органы местного самоуправления; 
- иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Федерации. К иным формам непосредственной демократии могут быть отнесены различного рода публичные мероприятия, такие как митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, марши, петиции и т.п.

 
Из перечисленного к формам непосредственного  осуществления населением местного самоуправления не относятся: 
- Трудовые коллективы – это все граждане, участвующие своим трудом в деятельности организации на основе трудового договора. Трудовой коллектив решает все вопросы самоуправления в рамках одной организации. 
- Администрации районов муниципального образования – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Входит в структуру органов местного самоуправления. 
- Городской совет – представительный орган местного самоуправления. Входит в структуру органов местного самоуправления. 
- Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 Федерального закона РФ от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”).

 

 

Литература

  1.      Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // с изм. и доп. СЗ  РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445
  2. Федеральный закон РФ №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ  РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 382
  3. Федеральный закон от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” //СЗ РФ.  - 1996. - №49. - Ст. 5497.

Информация о работе Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления