Высший Арбитражный Суд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 20:19, реферат

Описание работы

Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.
Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало невозможным. Поэтому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражно-процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере предпринимателям, приватизированным предприятиям, государственным предприятиям, другим организациям и учреждениям.

Файлы: 1 файл

Высший Арбитражный Суд РФ.docx

— 38.24 Кб (Скачать файл)

Материалы, предназначенные для рассмотрения на Пленуме, передаются секретарю Пленума не позднее чём за 30 дней до заседания Пленума. При непредставлении материалов в установленный срок секретарь Пленума докладывает об этом Председателю Высшего Арбитражного Суда для принятия соответствующего решения.

Заседания Пленума, как правило, являются открытыми и ведутся гласно. На них могут присутствовать представители средств массовой информации. На закрытых заседаниях присутствуют лишь члены Пленума, руководители правоохранительных органов и специально приглашенные лица.

Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ, председателями арбитражных судов, председателями коллегий и руководителями структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ, рассматриваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. В обсуждениях могут участвовать заинтересованные лица, приглашенные на заседание Пленума.

Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума. После обсуждения при необходимости проект может быть доработан в срок, установленный Пленумом.

Организационная работа в Высшем Арбитражном Суде проводится по тем же направлениям, что и в других арбитражных судах.

Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, подготавливает и осуществляет предложения по ее совершенствованию и унификации, анализирует положительный опыт применения законодательства с целью его распространения.

Высший Арбитражный Суд РФ на основе изучения и обобщения практики применения законодательства и с учетом предложений арбитражных судов разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения по совершенствованию законодательства. Высший Арбитражный Суд РФ вправе привлекать к этой работе по согласованию с руководителями организаций их специалистов и ученых.

При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей других арбитражных судов. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Решения Совета председателей реализуются путем издания Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ приказов и распоряжений.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законодательства и разработкой предложений по его совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ создается Научно-консультативный совет. Состав этого Совета и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Арбитражные суды могут осуществлять иные мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ по проблемам правового регулирования экономических отношений, организации и деятельности арбитражных судов и с внедрением в практику результатов этих работ.

Высший Арбитражный Суд РФ выпускает "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

 

II.3. Арбитражные суды в субъектах РФ.

 

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации является основным звеном в системе арбитражных судов.

Федеральный конституционный закон устанавливает, что в субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Вместе с тем на территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

В настоящее время на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области действует единый арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а арбитражные суды ряда краев и областей осуществляют судебную власть и на территориях автономных округов, входящих в состав этих краев и областей.

В Российской Федерации действует 82 арбитражных суда субъектов Российской Федерации, в том числе четыре арбитражных суда в автономных округах: Коми-Пермяцком, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономном округе.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации образованы во втором полугодии 1992 г. в силу Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" вместо действовавших органов государственного арбитража, а также в 1993 г. по некоторым отдельным постановлениям Верховного Совета Российской Федерации: от 13 ноября 1992 г. "Об образовании арбитражного суда Коми-Пермяцкого автономного округа", от 21 января 1993 г. "Об образовании арбитражного суда Чукотского автономного округа", от 23 июля 1993 г. "Об образовании Высшего арбитражного суда Ингушской Республики".

При образовании арбитражных судов в автономных округах принимались во внимание объемы судебной работы и территориальные условия.

В соответствии с Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" образование новых арбитражных судов возможно только федеральным законом.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражным процессуальным кодексом арбитражный Суд  субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

По общему правилу подсудность дела соответствующему арбитражному суду субъекта Российской Федерации определяется местом нахождения ответчика. Вместе с тем допускается в ряде случаев подсудность по выбору истца, а также договорная подсудность. По отдельным категориям дел предусмотрена исключительная подсудность.

Передача дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд возможна в редких случаях, в частности, когда невозможно рассмотреть дело в данном суде. Дело тогда передается в арбитражный суд того же уровня. Высший Арбитражный Суд не наделен правом принимать к своему производству дела, подсудные арбитражному суду субъекта Российской Федерации.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции дела, рассмотренные в этом же суде в первой инстанции.

Апелляционное рассмотрение дел — новое явление для современного российского права. Нормы, относящиеся к апелляционному производству, содержатся в гл. 20 Арбитражного процессуального кодекса.

Суть апелляции, как ее определяет закон, состоит в повторном рассмотрении дела в полном объеме (как по вопросам факта, так и по вопросам права) по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

В апелляционной инстанции не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в первой инстанции.

Дополнительные же доказательства принимаются арбитражным судом, если заявитель обосновал невозможность их представления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него.

Апелляционная инстанция по итогам рассмотрения дела не может направлять его на новое рассмотрение. Она вправе:

оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения;

отменить решение полностью или в части и принять новое решение;

 изменить  решение;

отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части.

Апелляционная жалоба подается на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, т. е. в течение месяца после принятия арбитражным судом решения.

Постановления апелляционной инстанции вступают в законную силу с момента их принятия. Постановления апелляционной инстанции могут быть обжалованы в кассационном и надзорном порядке.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации также пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу как решения первой инстанции, так и постановления апелляционной инстанции.

Также к полномочиям арбитражного суда субъекта Российской Федерации относится:

  • обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

  • изучение и обобщение судебной практики;

  • подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

  • анализ судебной статистики.

Арбитражный суд субъекта РФ действует в составе:

  • президиума;

  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских;

  • судебной коллегии по рассмотрению споров возникающих , и иных правоотношений, из административных правоотношений.

В арбитражных судах основного звена могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений. Вопрос о создании коллегий решается, в основном, в зависимости от количества судей, входящих в состав арбитражного суда основного звена. В каждом арбитражном суде субъекта Федерации действует президиум.

Все судьи арбитражного суда основного звена могут распределяться по коллегиям, количественный и персональный составы которых утверждаются из числа судей данного суда по представлению его председателя президиумом суда. Судебные коллегии возглавляют председатели, являющиеся заместителями председателя суда. Председатель суда может своим распоряжением привлекать судей к рассмотрению дела в другой коллегии при невозможности сформировать состав из работающих в этой коллегии членов суда или в случаях, когда нагрузка судей в коллегии не позволяет рассмотреть дело в установленные сроки.

Обязанности по разрешению арбитражных дел в коллегий распределяются между судьями председателем этой коллегии с использованием территориального (зонального), предметного (функционального) и предметно-зонального принципа распределения дел.

Из судей, входящих в коллегии, могут образовываться постоянные судебные составы. При отсутствии судебных коллегий составы образуются из числа судей всего суда. Судебные составы формируются председателем арбитражного суда и возглавляются председателями составов, утверждаемыми президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Судья, принявший дело к производству, проводит подготовку его к рассмотрению в заседании арбитражного суда. Он единолично выносит определение о принятии дела к производству. В определении указывается о принятии искового заявления, назначении дела к рассмотрению в заседании арбитражного суда, о времени и месте его проведения, необходимых действиях по подготовке дела к рассмотрению в заседании.

Определение о принятии дела к производству высылается лицам, участвующим в деле, с таким расчетом, чтобы они имели достаточный срок для своевременной явки в арбитражный суд и подготовки к делу. В необходимых случаях определение направляется свидетелям, экспертам, переводчикам, а также должностным лицам в случаях, когда они должны представить сведения и заключения, необходимые для разрешения спора.

Судья, принявший дело к производству, не вправе обсуждать обстоятельства дела и вопросы оценки конкретных доказательстве кем-либо или публично высказывать свое мнение по рассматриваемому делу до принятия решения либо давать консультации по конкретным обстоятельствам, которые могут быть предметом рассмотрения дела в судебном заседании. Ни одно должностное лицо не вправе требовать от судьи, рассмотревшего дело и вынесшего решение, объяснения по существу такого решения.

Дело, начатое рассмотрением одним судьей либо составом суда, должно быть рассмотрено .этим же судьей или составом суда. Замена судьи либо одного из судей состава возможна в случае болезни, нахождения в служебной командировке, отпуске и при отстранении от работы в установленном законом порядке. .

Дело должно быть рассмотрено и решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.

По первой инстанции дела в арбитражных судах, как указывалось выше рассматриваются обычно единолично. Однако дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиально. По решению председателя суда Любое дело может быть рассмотрено коллегиально. Допускается также рассмотрение дел по первой инстанции судом в составе судьи-профессионала и двух арбитражных заседателей.

По другим инстанциям (апелляционной, кассационной и надзорной) дела рассматриваются арбитражным судом коллегиально. В состав суда при этом должна входить не менее трех судей. При рассмотрении . дел все судьи пользуются равными правами, вопросы, возникающие при рассмотрении дела, решаются большинством голосов, причем никто из судей не вправе воздержаться от голосования.

Важное место в деятельности арбитражного суда субъекта Федерации принадлежит президиуму этого суда. Президиум действует в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи арбитражного суда субъекта Федерации, входящие в президиум, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда основного звена.

К полномочиям президиума арбитражного суда субъекта Федерации относится утверждение по. представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассмотрение других вопросов организации работы данного суда, а также вопросов судебной практики.

Информация о работе Высший Арбитражный Суд РФ