Система арбитражных судов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:28, контрольная работа

Описание работы

Арбитражные суды, действующие в Российской Федерации в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и другие органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств и иных объединениях. В соответствие с законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Содержание работы

1. Система арбитражных судов в Российской Федерации
2. Третейский суд как предмет изучения в курсе арбитражного процессуального права
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

контрольная арбитр. право.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1. Система арбитражных  судов в Российской Федерации

2. Третейский суд как  предмет изучения в курсе арбитражного  процессуального права

Список источников и  литературы

 

 

1. Система арбитражных судов в Российской Федерации.

Арбитражные суды, действующие в Российской Федерации в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и другие органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств и иных объединениях. В соответствие с законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

Задачи арбитражных судов в России

  • Защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан.
  • Единообразное и правильное применение законодательства.
  • Содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.

Функции арбитражных судов в России

  1. разрешение споров, возникающих в процессе реализации предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
  3. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
  4. установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

Подведомственность и подсудность арбитражных судов в России

Арбитражным судам подведомственны:

  1. дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. дела по спорам, вытекающим из административных и иных личных отношений:
    1. об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральный закон устанавливает возможность рассмотрения таких дел арбитражным судом;
    2. об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности;
    3. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций;
  3. иные дела:
    1. установление фактов, имеющих юридическое значение;
    2. о несостоятельности (банкротстве);
    3. по спорам создания, реорганизации и ликвидации юридического лица;
    4. по спорам об отказе в государственной регистрации;
    5. о спорах в акционерных обществах;
    6. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Виды подсудности дел  арбитражным судам:

  1. по выбору истца;
  2. по месту жительства ответчика;
  3. договорная (определяется по соглашению сторон);
  4. исключительная.

Классификация арбитражных судов в России

1. Арбитражные суды субъектов федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся: 1) рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ 2)пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов 3) изучение и обобщение судебной практики 4) анализ судебной статистики. В настоящий момент функционирует 82 арбитражных суда субъектов федерации. Срок вступления решения суда 1-й инстанции в законную силу - 1 месяц со дня формирования судом решения в полном объеме (по установленной форме). Часто, в завершение судебного процесса оглашается лишь резолютивная часть, тогда как полностью оформленное решение оформляется позже. По отдельным категориям дел, ВАС рекомендовано немедленное оформление решения суд в полном объеме.

2. Арбитражные апелляционные суды — создаются два суда на один судебный округ. Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума и судебных коллегий. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 20 апелляционных судов;

3. Федеральные арбитражные суды  округов — один федеральный арбитражный суд охватывает несколько субъектов РФ. Всего таких судов 10. К полномочиям относится проверка в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассмотренными арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, а также подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в данном деле,

4. Высший арбитражный суд Российской Федерации — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, в состав входят председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены высшего арбитражного суда. К полномочиям этого суда относятся рассмотрение дел в первой инстанции, рассмотрение в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов всех арбитражных судов, изучение и обобщение практики применение судом законов и иных нормативных правовых актов, решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров РФ, и др.

Рассмотрение дел о взыскании  обязательных платежей и санкций

Дела о взыскании  с лиц, осуществляющих предпринимательскую  и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных  законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными в АПК РФ.

Производство по данной категории дел возбуждается в  арбитражном суде на основании заявлений  государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика. Заявление может быть подано по месту нахождения филиала юридического лица.

Дела данной категории  подведомственны арбитражному суду при следующих условиях:

- участниками спора  являются государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, осуществляющие контрольные функции; юридические лица; индивидуальные предприниматели;

- обязанность по уплате  обязательных платежей у юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей  возникла в связи с осуществлением  ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать  следующее:

- уплата обязательных  платежей и, соответственно, их  взыскание, взыскание санкций  должны быть предусмотрены федеральным  законом. В настоящее время  перечень обязательных платежей, т.е. налогов, сборов, пошлин предусмотрен ст. 19-21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ст. 13-15 Налогового кодекса РФ;

- государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы должны обладать правом контроля за уплатой обязательных платежей и, соответственно, правом взыскания этих платежей и санкций;

- наряду со взысканием  обязательных платежей и санкций  по правилам настоящей главы  возможно взыскание пени, так  как этот платеж является обеспечительной мерой по уплате обязательных платежей.

В соответствии со ст. 53 АПК  РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный  суд в случаях, предусмотренных  федеральным законом.

Статьями 31, 48 НК закреплено право налоговых органов на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей обязательных платежей, пени, санкций. Необходимо учитывать, что такое право может быть реализовано при условии отсутствия иного порядка взыскания, установленного федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 45 НК взыскание  обязательного платежа, пени с юридического лица предусмотрено в бесспорном порядке. Однако Налоговым кодексом РФ определен ряд случаев, когда  обязательные платежи взыскиваются в судебном порядке:

1) взыскание недоимки, пени с физического лица, зарегистрированного  в качестве индивидуального предпринимателя  (п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 48 НК);

2) взыскание недоимки, пени с  юридического лица в случае  принятия налоговым (таможенным) органом соответствующего решения о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 46 НК;

3) если обязанность по уплате  налога юридическим лицом основана  на изменении налоговым органом  юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Еще одним условием для обращения  контролирующего органа в арбитражный  суд с иском о взыскании  является то, что соответствующее требование заявителя об уплате суммы в добровольном порядке не исполнено. Если указанное требование контролирующим органом не направлялось, то заявление должно быть оставлено без рассмотрения (ст. 148 АПК).

Кроме этого, необходимо отметить, что заявление о взыскании налога может быть подано в срок, установленный п. 3 ст. 48 НК (см. также п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"); заявление о взыскании налоговых санкций - в срок, предусмотренный ст. 115 НК.

 

Порядок судебного разбирательства по делам  о взыскании обязательных платежей и санкций

Общие требования к заявлению  о взыскании обязательных платежей и санкций изложены в ст. 125, 126 АПК РФ.

В заявлении должно быть также указано: наименование, размер и расчет суммы  платежа, подлежащего взысканию; нормы  закона, предусматривающие уплату платежа; сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке. Указанное требование и доказательства его направления должны быть приложены к заявлению. Требование об уплате платежа в добровольном порядке может быть выражено в отдельном документе, а также может содержаться в решении налогового органа, принятого по результатам проверки, или доведено до лица в иной форме.

При соблюдении требований к заявлению  арбитражный суд принимает его  к производству, о чем выносится  соответствующее определение. Копии  определения направляются лицам, участвующим  в деле. Несоблюдение порядка оформления заявления влечет последствия, предусмотренные ст. 128, 129 АПК РФ, - оставление заявления без движения, возвращение заявления.

Общие правила рассмотрения данной категории дел установлены главой 19 АПК РФ.

Дела данной категории рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела и принятия решения.

Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных арбитражным судом, не является препятствием для рассмотрения дела.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание  лиц, участвующих в деле, о чем  отмечается в определении о принятия заявления к производству и о  подготовке дела к судебному разбирательству. В этом случае неявка лиц, участвующих в деле, является основанием для наложения штрафа в порядке и размере, установленных в главе 11 АПК РФ.

По данной категории дел обязанность  доказывания обстоятельств, послуживших  основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на контролирующий орган.

Арбитражный суд имеет право  истребовать необходимые доказательства по собственной инициативе. Доказательствами по делу могут быть первичные бухгалтерские  документы, акты проверок, акты встречных проверок, договоры и т.п.

При рассмотрении дела арбитражный  суд должен установить наличие оснований  для взыскания требуемой суммы; полномочия контролирующего органа; правильность расчета взыскиваемой суммы. При взыскании недоимок по налогам, пени, соответствующих санкций арбитражный суд проверяет соблюдение сроков, установленных п. 3 ст. 48, ст. 113, 115 НК. Пропуск названных пресекательных сроков влечет оставление заявления без удовлетворения.

 

Решение арбитражного суда по делу о взыскании  обязательных платежей и санкций

Информация о работе Система арбитражных судов в Российской Федерации