Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Исследование и определение путей повышения эффективности производства в арбитражном суде первой инстанции при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве).
Задачи работы:
- характеристика особенностей производства в арбитражном суде первой инстанции при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве);
- описание последовательности судебного разбирательства дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде первой инстанции;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. История правового регулирования при рассмотрении дел о банкротстве………………………………………………………………………………………4
2. Краткая характеристика современной нормативной базы……………………6
3. Общая характеристика производства в арбитражном суде первой инстанции………………………………………………………………………………………...8
4. Особенности подготовки дел о банкротстве к судебному разбирательству в суде первой инстанции…………………………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

бегуш.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Основные черты псевдорыночной экономики характеризуются тем, что:

                  деньги не являются всеобщим и главным платежным средством;

                  свободная конкуренция на основных рынках отсутствует;

                  прибыль не является целью деятельности. Более привлекательно присвоение стоимости приобретенных ранее за бесценок государственных основных активов;

                  важнейшие виды ресурсов не имеют реальной рыночной оценки (земля, вода, лес, недвижимость и т.п.);

                  не действует система экономической ответственности рыночных субъектов за исполнение контрактов, возврат долгов и наносимый партнерам ущерб;

                  не действует рынок рабочей силы;

                  до 40% валового национального продукта (ВНП) приходится на долю теневой экономики.

В рыночных отношениях действует целая система взаимосвязанных планово-экономических показателей и механизмов, определяющих конечный результат всякой производственно финансовой и социально-трудовой деятельности.

От содержания и целевого назначения конкретных плановых показателей, их обоснованности и степени взаимной увязки во многом зависит не только уровень самого процесса свободного внутрихозяйственного планирования, но и достигаемые при этом результаты.

В 1992 – 1998 годах в период действия Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» начала создаваться система подзаконных актов, использующих научно обоснованные нормативы и показатели при анализе неплатежеспособности предприятий.

Было определено, что показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:

                  коэффициент текущей ликвидности;

                  коэффициент обеспеченности собственными средствами;

                  коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Коэффициент текущей ликвидности характеризовал общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности определялся как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризовал наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами определялся как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризовал наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности определялся как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определялся как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным было выполнение одного из следующих условий:

                   коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имел значение менее 2;

                   коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имел значение менее 0,1.

При наличии оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода восстановления платежеспособности, равного шести месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имел значение больше единицы, считалось, что предприятие имеет возможность восстановить свою платежеспособность.

При отсутствии оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода утраты платежеспособности, равного трем месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имел значение меньше единицы, считалось, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами (об утрате платежеспособности предприятия).

Критика такой методики свелась к рассмотрению отраслевых особенностей деятельности предприятий, а именно, предполагалось разработать и внедрить дифференцированную систему отраслевых нормативов и показателей для:

                   машиностроительного комплекса;

                   топливно-энергетического комплекса (ТЭК);

                   химико-металлургического и лесного комплекса;

                   легкой промышленности;

                   агропромышленного комплекса;

                   строительного комплекса;

                   транспорта;

                   связи и телекоммуникации.

Однако, кроме незначительных особенностей применения процедур для предприятий отрасли ТЭК ничего не разработано и не внедрено.

 

 

 

 

3. Общая характеристика производства в арбитражном суде первой инстанции.

 

Общие положения

 

В арбитражных судах дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиально. Единолично судьей арбитражного суда выносится определение о введении наблюдения (п.1, ст.49), а также рассматриваются заявления, ходатайства и жалобы (п.1, ст.60 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника – юридического лица и по месту жительства гражданина. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда. Дела рассматриваются арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т.е. арбитражными судами субъектов Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ). ВАС РФ рассматривает дела о несостоятельности субъектов Российской Федерации.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

                   должник;

                   арбитражный управляющий;

                   конкурсные кредиторы;

                   уполномоченные органы;

                   федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

                   лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления;

                   Банк России (в делах о банкротстве кредитных организаций).

                   В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:

                   представитель работников должника;

                   представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия;

                   представитель учредителей (участников) должника;

                   представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;

                   иные лица.

 

Подача заявления.

 

Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом, поданного лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд в соответствии со ст.7 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают - должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы, а также Банк России (п.1, ст.35 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

В заявлении должника указывается, в частности, наименование и адрес саморегулируемой организации из, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий и не указываются требования к кандидатуре временного управляющего.

Заявление конкурсного кредитора (ст.39 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)»)  подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление кредитора – юридического лица подписывается его руководителем или представителем, а гражданина – этим гражданином или его представителем.

Конкурсный кредитор в своем заявлении вправе указать наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий  и профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего.

Заявление уполномоченного органа должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора.

Заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам. Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Такое заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования. С другой стороны, нельзя объединять  несколько должников в одном производстве.

Судья арбитражного суда  принимает заявление о признании должника банкротом (ст.42), поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ и Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней  с даты поступления заявления в арбитражный суд.

В определении о принятии  заявления  о  признании  должника       банкротом   указываются  саморегулируемая  организация,  из  числа       членов которой арбитражный суд утверждает временного  управляющего       (далее   -   заявленная   СРО),  и  дата      рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику (п.3, ст.42 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

          Заявленная саморегулируемая организация вправе  знакомиться  с       материалами  дела  о банкротстве,  делать выписки из них,  снимать       копии.

Арбитражный суд направляет определение о принятии заявления       о признании должника банкротом заявителю, должнику, в регулирующий       орган, заявленную саморегулируемую организацию.

          В определении арбитражного  суда,  направляемом  в  заявленную саморегулируемую организацию, указываются требования к кандидатуре       временного  управляющего.  В  случае,  если  заявитель  не  указал  требования   к   кандидатуре  временного  управляющего,  указанное       определение направляется в заявленную саморегулируемую организацию       без указания требований к кандидатуре временного управляющего (п.4, ст.42 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения       обоснованности  требований  заявителя  к должнику,  за исключением       случаев,  предусмотренных   п.2, ст. 62 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

          Судебное заседание  по  проверке   обоснованности   требований       заявителя к должнику проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Арбитражный суд по ходатайству лица,  подавшего заявление о       признании   должника  банкротом,  вправе  принять  предусмотренные       Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации  меры  по       обеспечению заявления.

Судья арбитражного суда отказывает (на основании п.п.1, п.1, ст.107 АПК РФ) в принятии заявления о признании должника банкротом, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п.2, ст.33 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», т.е.:

Информация о работе Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)