Проблемы и пути совершенствования Всемирной торговой организации и пути ее нразвития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы связана с тем что сейчас многие страны хотят стать членами ВТО, присоединение к ВТО гарантирует получение режима наибольшего благоприятствования в торговом пространстве всех стран-членов организации. Эти права позволят обеспечить доступ на мировые рынки для экспорта. Изучение международной торговли приобретает особую актуальность в современных условиях, поскольку для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира держится на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

Содержание работы

Введение
3
1 Всемирная торговая организация и ее история, принципы и структура
4
2 Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании международной торговли
16
3 Проблемы и пути совершенствования Всемирной торговой организации и пути ее нразвития
24
Заключение
29
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya_1.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

 

 Повышение  государственного дохода за счет  деятельности успешных экспортеров  позволяет перераспределить получаемые  дополнительные ресурсы и помочь  другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.

 

Повышение занятости

 

 Развитие  торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.

 

 Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест.

 Разумное  использование защитных мер и  эффективная схема перераспределения  дополнительного государственного  дохода могут помочь стране  преодолеть трудности периода  адаптации к системе свободной  торговли.

 

Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности

 

 Применение  принципов ВТО позволяет повысить  эффективность внешнеэкономической  деятельности государства за  счет, прежде всего, упрощения  системы таможенных пошлин и  других торговых барьеров. Как  следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

 

 В свою  очередь, приток капитала в  страну, в частности, в форме  прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие  места и повышает благосостояние  населения в целом.

 

Политические выгоды

 

 Помимо экономических  выгод от более свободной внешней  торговли, государство получает  и определенные политические  выгоды.

 

Защита  от лоббирования

 

 У правительства  появляется больше возможностей  защищать себя от действий  лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.

 

 Проводимая  государством политика протекционизма  для отдельных отраслей подразумевает  определенное политическое влияние  представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.

 

 Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

 

Борьба  с коррупцией

 

 Система  свободной торговли также создает  предпосылки для принятия разумных  политических решений, борьбы  с коррупцией и привнесения  позитивных изменений в законодательную  систему, что в конечном счете  способствует притоку инвестиций  в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.

 

 Прозрачность  и гласность, т.е. обеспечение  доступности всей информации  по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.

 

Выгода  системы ВТО для взаимоотношений между странами

 

Обеспечение равных шансов для всех участников

 

 Система  ВТО уравнивает шансы всех  членов, предоставляя право голоса  небольшим странам, ограничивая,  таким образом, возможности экономического  диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

 

  Эффективный механизм разрешения  споров

 

 Система  ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.

 

 Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается  прежде всего с точки зрения  действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.

 

 Увеличивающееся  число споров, выносимых в ВТО,  свидетельствует не о нарастании  напряженности в мире, а скорее  об укреплении экономических  связей и увеличивающемся доверии  стран к данной системе разрешения разногласий.

 

Укрепление  международной стабильности

 

 Торговая  система ВТО помогает беспрепятственному  осуществлению торговли и обеспечивает  страны конструктивным и справедливым  механизмом для разрешения споров  по торговым вопросам, тем самым  создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

 

 Ярким примером  влияния торговли на международную  безопасность является торговая  война 1930-х годов, когда страны  соревновались в возведении протекционистских  торговых барьеров. Это усугубило  Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны.

 

 Повторения  предвоенного напряжения в торговле  после Второй мировой войны  в Европе удалось избежать  через развитие международного  сотрудничества по торговле углем и черными металлами в рамках Европейского объединения угля и стали, которое послужило основой для создания в будущем Европейского Союза. В мировом масштабе было учреждено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО).

 

 Система  доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между  странами со сложившимися стабильными  торговыми отношениями менее  вероятен. Кроме того, люди, которые  более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.

 

Система ГАТТ/ВТО, в которой соглашения заключаются  путем консенсуса в результате переговоров  и правила соглашений неукоснительно выполняются, также является важным инструментом укрепления доверия. Kогда правительство уверено в том, что другие страны не поднимут свои торговые барьеры, у него не возникает искушения сделать то же самое. Государства также будут гораздо более расположены к сотрудничеству друг с другом, и это позволит избежать ситуаций, подобных торговой войне 1930-х годов.

 

 Типичные  заблуждения относительно ВТО

 

Существуют  различные точки зрения на многостороннюю торговую систему и на ВТО как  форум, на котором страны могут разрешать  свои разногласия по торговым вопросам. Критика ВТО, однако, зачастую основана на неправильном представлении о том, как работает эта организация. Наиболее часто встречающиеся критические замечания будут рассмотрены ниже.

 

“ВТО  диктует государственную политику правительствам стран-членов”

 

 Это неверно.  ВТО не указывает правительствам, как им проводить свою торговую политику - организацией руководят ее участники. Соглашения ВТО принимаются в результате переговоров между правительствами стран-членов на основе консенсуса и ратифицируются парламентами.

 

 Механизм  принуждения может использоваться лишь в случае отхода члена от выполнения своих обязательств, возникновения торгового спора и вынесения его в ВТО. Тогда Орган по разрешению споров, в состав которого входят все страны-члены, принимает по нему решение путем утверждения выводов, сделанных группой экспертов по разрешению споров или итогов рассмотрения апелляции. Это решение носит узкий характер и представляет собой суждение относительно того, нарушило ли правительство какое-либо соглашение ВТО. Если член ВТО, нарушивший обязательства, не намерен исправлять ситуацию, он может столкнуться с ответными действиями, которые будут санкционированы ВТО.

 

 Секретариат  при этом не принимает решения,  а скорее обеспечивает административную  и техническую поддержку ВТО  и ее членам.

 Таким образом,  ВТО не диктует политику своим членам; напротив, ее участники формируют политику организации.

 

“Членство в ВТО ведет к потере суверенитета участников” 

 

 Это не  так. В реальности ВТО ничем  не отличается от других международных  организаций, которые не предполагают делегирования какой-либо части национального суверенитета наднациональным международным органам. В этом ее отличие от организаций интеграционного типа, таких как Европейский Союз. Кроме того, обязательства стран вытекают и из других международных соглашений экономического характера, причем большинство из них содержат те или иные ограничения для подписавших их правительств.

 

 Круг ведения  ВТО гораздо уже, чем представление  о нем в общественном мнении. Так ВТО не регулирует отношения  собственности, макроэкономическую, структурную, антимонопольную политику, политику валютного курса, бюджетные отношения, режим инвестиций (за исключением инвестиций в сектора услуг, а также торговых мер, связанных с инвестициями); она не вмешивается в вопросы обороны и безопасности.

 

 Условия  участия в любом торговом соглашении, в том числе и во Всемирной  торговой организации, не препятствуют  государству реализовать свое  суверенное право на выход  из соглашения тогда, когда  оно сочтет это нужным.

 

“Участие  в ВТО – это полная либерализация доступа на рынок и свободная торговля любой ценой”

 

 Это неверно.  Несмотря на то, что один из  принципов системы ВТО - снижение  странами своих торговых барьеров  и обеспечение более свободного  осуществления торговли, о том,  насколько эти барьеры должны понижаться, страны-участницы договариваются друг с другом. Их позиция на переговорах зависит от того, насколько они готовы к понижению барьеров и что хотят получить в ответ от других членов. Таким образом, при присоединении к ВТО новые члены могут сохранять необходимый уровень тарифной защиты рынка товаров и услуг.

 

 Впоследствии  члены ВТО сохраняют возможность  применять ограничительные меры  против импорта, например, в случаях,  когда такой импорт наносит  серьезный ущерб национальным  производителям товаров или ведет к нарушению нормального состояния платежного баланса. Специальные положения предусмотрены и для развивающихся стран. Все подобные ограничения вводятся на основе четко определенных правил, установленных ВТО.

 

 Таким образом,  несмотря на то, что свободная торговля – одна из главных целей ВТО, обеспечению торговли справедливой, основанной на принципах не дискриминации и гласности, придается при этом не меньшее значение.

 

“Преследование  коммерческих интересов в ВТО  становится более приоритетной задачей, чем развитие”

 

 Свободная  торговля способствует экономическому  росту и поддерживает развитие. Этот факт лежит в основе  торговой системы ВТО.

 

 В то же  время, вопрос о том, в достаточной  ли степени развивающиеся страны  выигрывают от системы ВТО, является предметом продолжающихся споров.

 

 Соглашения  ВТО включают в себя многие  важные положения, которые принимают  во внимание интересы развивающихся  стран. Так, для них предусматривается  более продолжительный период  времени для внесения изменений,  необходимых в соответствии с правилами ВТО. К наименее развитым странам предусмотрен специальный подход, в том числе исключения из многих положений соглашений. Необходимость решения вопросов развития может также быть использована для обоснования действий, которые обычно запрещаются соглашениями ВТО, например, предоставления правительственных субсидий.

 

“Коммерческие интересы в ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды”

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования Всемирной торговой организации и пути ее нразвития