Особенности представительства в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 22:32, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании вопросов понятия, видов и оснований законного представительства в гражданском процессе.
Задачи исследования.
1) исследовать вопрос понятия представительства в гражданском процессе;
2) обозначить классификацию представительств в гражданском процессе;
3) рассмотреть понятие, виды и основания законного представительства;

Файлы: 1 файл

попд.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Они выступают в защиту своих детей во всех учреждениях, в том числе и судебных, без специальных полномочий (ст. 64 СК РФ).

Что касается представительства несовершеннолетних родителей в отношении своих детей, то вследствие снижения для них брачного возраста они обладают полной дееспособностью с момента вступления в брак. Если же родители не состоят в браке, то вопрос об осуществлении ими законного представительства решается в законодательстве (ст. 62 СК РФ).

Возможны ситуации, когда между интересами родителей и

несовершеннолетних детей имеются противоречия. В таких случаях дети вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства за защитой своих прав, по достижении 14го возраста - в суд (ч. 2 ст. 56 СК РФ).

Родители, лишенные родительских прав, не могут быть законными представителями своих детей (ст. 71 СК РФ).

Приемные родители представляют в суде интересы приемного ребенка, пользуясь правами и неся обязанности опекунов (попечителей). Основанием возникновения отношений законного представительства в данном случае является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Полномочия приемных родителей на участие в судебном процессе в качестве законных представителей приемных детей подтверждаются удостоверением установленной формы.

Усыновители представляют в суде интересы детей в возрасте до 18 лет. Основанием возникновения отношений законного представительства в отношении усыновленных (удочеренных) детей является вступившее в законную силу решение суда об установлении усыновления (удочерения), вынесенное в порядке особого производства. Полномочия усыновителей на выступление в судебном процессе в качестве законных представителей усыновленных в зависимости от содержания судебного решения об установлении усыновления (удочерения) ребенка подтверждаются свидетельством о государственной регистрации акта усыновления (ст. 125 Семейного кодекса РФ) или свидетельством о рождении представляемого ребенка (ст. 136 Семейного кодекса РФ)21.

По делу, в котором должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим, в качестве его представителя выступает лицо, которому передано в доверительное управление имущество безвестно отсутствующего.

Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении лиц, находящихся на попечении в государственных или общественных учреждениях, возложено на администрацию этих учреждений (гл. 20 СК РФ). В качестве законного представителя по делам подопечных в этих ситуациях выступает руководитель учреждения или уполномоченный им работник.

Над детьми до 14 лет, а также над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, устанавливается опека. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, а также над совершеннолетними дееспособными лицами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, устанавливается попечительство.

Опекуны выступают законными представителями: во-первых, детей, оставшихся в возрасте до 14 лет без попечения родителей; во-вторых, граждан, признанных судом недееспособными. Основанием возникновения отношений законного представительства в указанных случаях является решение органов опеки и попечительства о назначении опекуна недееспособному представляемому либо прямое указание закона. Основанием возникновения законного представительства в отношении наследников, не принявших наследство, является постановление нотариуса или должностного лица соответствующего органа исполнительной власти о назначении лица для охраны и управления наследственным имуществом (ст. ст. 65, 66 Основ законодательства о нотариате22).

Попечители являются законными представителями детей в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, признанных в установленном порядке ограниченно дееспособными. Основанием возникновения отношений законного представительства является решение органов опеки и попечительства о назначении попечителя либо прямое указание закона. Так, согласно ст. 147 Семейного кодекса РФ детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных, лечебных и иных аналогичных учреждениях, попечители не назначаются, а их функции выполняет администрация этих учреждений. Опекуны и попечители в подтверждение своих полномочий должны предъявить суду опекунское или попечительское удостоверение.

Сложным является вопрос о характере представительства дееспособных лиц, состоящих под патронажем (ст. 41 ГК РФ). В ст. 52 ГПК РФ, устанавливающей перечень лиц, выступающих в качестве законных представителей, не названы попечители дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и интересы. В соответствии же со ст. 41 ГК РФ над совершеннолетним дееспособным гражданином по его просьбе при наличии соответствующих оснований может быть установлено попечительство в форме патронажа. Такой институт был известен и раньше, поскольку регулировался нормами Кодекса о браке и семье РСФСР23, ныне утратившего силу в связи с введением в действие Семейного кодекса РФ (см. ч. 2 ст. 119, ч. 3 ст. 121 КоБС РСФСР).

В связи с этим в учебниках по гражданскому процессу по-разному решался вопрос о характере судебного представительства патронируемых лиц. Так, авторы учебника по гражданскому процессу под редакцией М.С. Шакарян24 определяли данный вид представительства как добровольное (договорное). Авторы учебника по гражданскому процессу под редакцией К.И. Комиссарова, В.М. Семенова25 рассматривали данный вид представительства как законный.

Говоря об опекунах и попечителях, как о законных представителях,

 необходимо иметь в виду одну особенность, которая заключается в том, что в порядке исключения из общего правила (п. 2 ст. 35 ГК РФ, п. 1 ст. 146 Семейного кодекса РФ) функции опекунов и попечителей могут выполнять не только совершеннолетние дееспособные граждане, но и соответствующие органы. Последние выполняют функции опекунов и попечителей только в случаях, прямо указанных в законе. Согласно п. 2 ст. 123 Семейного кодекса РФ до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в соответствующее учреждение выполнение обязанностей опекуна (попечителя) возлагается на органы опеки и попечительства. В соответствии с п. 1 ст. 147 Семейного кодекса РФ детям, находящимся постоянно на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрацию этих учреждений.

В качестве законных представителей граждан в судах могут выступать не только родители, усыновители, опекуны и попечители, но и другие лица в случаях, прямо указанных в законе.

Согласно Консульским конвенциям и Консульскому уставу консул выступает законным представителем граждан своей страны в иностранных судах до того момента, пока гражданин не изберет себе другого представителя (договорного) либо не примет защиту своих прав и интересов на себя. Кодекс торгового мореплавания26 (ст. 50) предусматривает такую разновидность законного представительства, как представительство капитана судна в отношении судовладельца и грузовладельца по спорам, связанным с торговым мореплаванием.

Законные представители могут поручать ведение дела в суде другому лицу, избранному ими в качестве представителя.

                                                 Заключение

 

По результатам проведенного правового исследования по вопросам общего положения представительства в суде, а также характеристики законного представительства в гражданском процессе, можно сделать следующие выводы.

Под судебным представительством понимается деятельность представителя в гражданском процессе, осуществляемая в целях обеспечения наиболее полной защиты интересов граждан и организаций.

Причинами судебного представительства и прежде всего адвокатуры, является реализация права граждан на квалифицированную юридическую помощь, закрепленную в ст. 48 Конституции РФ. Судебное представительство может быть обусловлено и иными причинами:

– участнику процесса может быть сложно лично участвовать в суде не только в силу отсутствия у него юридического образования, но и в силу того, что дело рассматривается по правилам подсудности в другом городе, отдаленном от места его жительства.

– для ряда категорий граждан представительство является практически единственной формой участия в гражданском процессе и осуществления активной защиты их интересов – к ним, прежде всего относятся некоторые участвующие в деле лица не обладающие гражданской процессуальной дееспособностью.

Итак, представительство в гражданском процессе имеет большое значение и служит важной гарантией в деле обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. В связи с этим законодательством установлен широкий круг лиц, которые могут участвовать в качестве представителей в суде.

Особенности представительства в гражданском процессе заключаются в том, что существует большое количество правил, тонкостей, деталей в гражданском процессе, которые следует соблюдать по закону. Несоблюдение закона повлечёт за собой определённую ответственность.

Гражданский процессуальный кодекс РФ содержит новую норму о представителях. Суд назначает адвоката в качестве представителя, если отсутствует представитель у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях (ст. 50 ГПК).

Судебное представительство – самостоятельный институт, и его необходимо отличать от других правовых институтов. В частности, гражданско-правовое и процессуальное представительство имеют целый ряд общих признаков. Однако, институт судебного представительства существенно отличается от представительства в гражданском праве. Их различают по ряду признаков: по целям и характеру отношений между представителем и представляемым, по субъектному составу, по основаниям возникновения, по правовым последствиям, которые влечет выдача поручения на совершение юридических действий.

Так, цель гражданско-правового представительства – создание, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей для представляемого лица (ст. 182 ГК). Цель судебного представительства – защита в суде интересов представляемого, помощь ему в осуществлении процессуальных прав и исполнении процессуальных обязанностей.

При процессуальном представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в гражданском процессе.

Судебное представительство называется законным потому, что представляемый в силу различных причин не в состоянии самостоятельно выбрать себе представителя, в связи с этим представитель определяется законом. О законном представителе можно говорить только применительно к физическим лицам, в силу каких-либо причин, не имеющих возможности защищать свои интересы в суде.                                 Библиографический список

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (по состоянию на 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 2009. 21 января.
  3. Постановление ВС РФ от 22 ноября 1991 г. №1920–1 «О декларации прав и свобод человека и гражданина // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая) // Ч. 1 Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №32. – Ст. 3301; Ч. 2 Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №5. – Ст. 410; Ч. 3 Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №49. – Ст. 4552; Ч. 4 Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – №52. – Ст. 5496.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №1. Ст. 16.
  6. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №138ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №46. Ст. 4532.
  7. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. №81ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2207.
  8. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300I «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №15. Ст. 766.
  9. Закон РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №15. Ст. 766.
  10. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462I // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №10. Ст. 357.
  11. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5485–1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №41. Ст. 4673.
  12. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №21. Ст. 1930.
  13. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №63ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №23. Ст. 2102.
  14. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 «О приемной семье» // Собрание законодательства РФ. 1996. №31. Ст. 3721.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. №260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. №23. Ст. 2313.

Информация о работе Особенности представительства в гражданском процессе