Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Исполнительная власть в субъектах РФ – это часть единой государственной власти Российской Федерации. Органы исполнительной власти имеют приоритетное значение в триаде ветвей власти, что обусловливает их ведущую роль в управлении наиболее важными процессами в государстве и регионе. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их выполнение.

Файлы: 1 файл

рассказова 1.docx

— 16.69 Кб (Скачать файл)

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Исполнительная власть в  субъектах РФ – это часть единой государственной власти Российской Федерации. Органы исполнительной власти имеют приоритетное значение в триаде ветвей власти, что обусловливает  их ведущую роль в управлении наиболее важными процессами в государстве  и регионе. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему  исполнительной власти в Российской Федерации. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их выполнение.

В соответствии со ст.77, п.3 Конституции в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

 

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  могут передавать им осуществление  части своих полномочий, если это  не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст.78, п.2)

 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих  полномочий (ст.78, п.3)

 

В соответствии с федеральным  законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации установлена такая должность. Законодательное определение, схема организации, структура, порядок деятельности органов исполнительной власти в субъекте федерации определяется законодательными органами субъекта федерации.

 

В субъекте РФ устанавливается  система органов исполнительной власти во главе с руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ.

 

Как правило, исполнительная власть в субъектах Российской Федерации представлена, во-первых, высшим должностным лицом  – Главой или Президентом республики, Главой администрации или Губернатором в других субъектах федерации. Во-вторых, это должностное лицо назначает Правительство (Кабинет министров, Администрацию) – высший орган исполнительной власти (такой орган может быть и непосредственно избран населением), а также органы исполнительной власти специальной компетенции – министерства, ведомства, комитеты и др.

 

Системы исполнительной власти в субъектах  Российской Федерации достаточно разнообразны, как по видам органов, так и  по структурно-функциональным взаимосвязям между ними.

Система исполнительной власти субъекта Федерации – это совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

а) глава исполнительной власти субъекта Федерации – президент республики, глава администрации, губернатор, и  т. д.;

б) исполнительный орган государственной  власти общей компетенции (правительство  или администрация);

в) исполнительные органы государственной  власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые);

г) территориальные органы государственной  исполнительной власти общей компетенции, действующие в границах административно-территориальных  образований (городов и районов  республиканского или областного подчинения, и т. д.) или на территории административных (управленческих) округов;

д) территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.

Разновидностями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  являются министерства, государственные  комитеты, комитеты, департаменты, управления, инспекции и иные органы исполнительной власти.

Министерство - это «орган исполнительной власти субъекта РФ, проводящий государственную  политику и осуществляющий управление в установленной определенной сфере  деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов  исполнительной власти субъекта РФ». Например, министерство образования, министерство здравоохранения, министерство экономического развития и другие.

Департамент, комитет, управление - это  органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие межотраслевую координацию  по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование  в определенной сфере деятельности. Например, комитет по молодежной политике, спорту и туризму, управление кадровой политики и государственной службы. Департаменты создаются для осуществления  управления в сфере деятельности, признанной приоритетной в субъекте РФ. Комитеты создаются для осуществления  государственного отраслевого или  межотраслевого регулирования по вопросам, отнесенным к их ведению. Управления создаются для осуществления  государственного функционального  регулирования в определенной сфере  деятельности. Таким образом, департаменты могут быть как отраслевыми, так  и функциональными органами власти. Комитеты являются отраслевыми, а управления функциональными органами. Указанное  деление не всегда четко прослеживается на практике.

В некоторых субъектах России (например, г. Москва) образованы и действую территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ (префектуры, управы). Особую функцию выполняют контролирующие органы исполнительной власти субъектов РФ - инспекции, осуществляющие государственный контроль и надзор в отведенной им сфере хозяйства.

Кроме того, выделяют следующие виды органов исполнительной власти субъектов  РФ:

- органы общей компетенции;

- органы отраслевой компетенции;

- органы межотраслевой компетенции;

- органы внутриотраслевой компетенции;

- единоначальные органы;

- коллегиальные органы;

- органы, где единоначалие сочетается  с коллегиальностью.

Всю систему региональных органов  исполнительной власти возглавляет  высший исполнительный орган государственной  власти субъекта РФ.

Несмотря на то, что на территории субъекта РФ как непосредственно, так  и через создаваемые ими территориальные  органы функционируют федеральные  органы исполнительной власти, они  не включены в систему органов  исполнительной власти субъекта РФ.

Руководство высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта Федерации  осуществляется высшим должностным  лицом (руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта РФ. Высший орган исполнительной власти субъекта РФ, как правило, действует  в пределах срока полномочий высшего  должностного лица региона и слагает  свои полномочия со дня вступления в силу решения о наделении  гражданина РФ полномочиями высшего  должностного лица субъекта Федерации, продолжая работать до сформирования  высшего регионального органа исполнительной власти нового состава. При этом со дня вступления в силу решения  о наделении лица полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, он вправе или оставить в должности  его членов, или освободить их от должности и назначить на соответствующие  должности других лиц. Решение принимается  персонально по каждому из лиц.

Наименование, структура и порядок  формирования высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ устанавливается региональным законодательством  с учетом исторических, национальных и иных традиций региона. Он может  именоваться: администрация, совет  администрации, правительство, кабинет  министров. Во всех субъектах Федерации высший региональный орган исполнительной власти является коллегиальным органом, т.е. все важнейшие решения принимаются коллегиально, большинством голосов.

Таким образом, приведенный перечень является собирательным, обобщающим все  возможные варианты. Система исполнительной власти конкретного субъекта Федерации  устанавливается им самостоятельно в конституции, уставе и законах  о системе органов государственной  власти, а также в актах главы  исполнительной власти, закрепляющих структуру исполнительных органов.


Информация о работе Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации