Мировой суд в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Для решения поставленных задач в данной работе мы использовали такие методы научного познания общественных явлений и процессов, как исторический, системно-структурный, функциональный, сравнительно-правовой, статистический и метод правового моделирования.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и деятельности мирового суда как самостоятельного государственного института в судебной системе дореволюционной России и Российской Федерации.
Предметом нашего исследования являются организационно-правовые формы деятельности института мировых судей, исторические особенности его формирования, законодательство о мировых судьях и правовой статус мировых судей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..

1.История становления мирового суда в России……………………….................

2. Мировой суд в Российской Федерации……………………...................................

Заключение…………………………………………………………………………….

Список использованных правовых актов и литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая КП.docx

— 76.70 Кб (Скачать файл)

- участие  в формировании судейского сообщества.

          Все полномочия мировые судьи осуществляют в определённом порядке, исходя из общих для всех судов принципов, являющихся основными, исходными началами, в соответствии с которыми строится система органов судебной власти, а также осуществляется их функционирование.

Глава 3 статьи 28 ФКЗ от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ  «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает общие рамки компетенции мировых судей: мировые судьи в пределах своей компетенции должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции38. Аналогичные вопросы также регламентируются  законами субъектов Российской Федерации.

          Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» к компетенции мировых судей относит рассмотрение:

- уголовных  дел о преступлениях, за совершение  которых может быть назначено  максимальное наказание, не превышающее  трех лет лишения свободы;

- гражданских  дел - по искам и заявлениям, отнесенных  к их подсудности федеральным  гражданским процессуальным законодательством (ст. 23 ГПК РФ), в частности:

1) дел  о выдаче судебного приказа;

2) дел  о расторжении брака, если между  супругами отсутствует спор о  детях;

3) дел  о разделе между супругами  совместно нажитого имущества;

4) иных  дел, возникающих из семейно-правовых  отношений, за исключением дел  об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении  родительских прав, об усыновлении (удочерении);

5) дел  по имущественным спорам при  предусмотренной законом  цене  иска на момент подачи заявления;

6) дел, возникающих  из трудовых отношений, за исключением  дел о восстановлении на работе;

7) дел  об определении порядка пользования  земельными участками, строениями  и другим недвижимым имуществом39.

- дел об  административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового  судьи Кодексом об административных  правонарушениях (далее КОАП РФ). В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ им подведомственно всё, что передано на разрешение судебной власти. В случае, когда при объединении нескольких связанных между собой  требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска новые требования становятся подсудными районному суду, а остальные – мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде40.

          Мировой судья рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

          Вопрос о компетенции мировых судей является  достаточно запутанным, особенно это касается уголовных дел. Многие мировые судьи  находятся в растерянности, просматривая поступившие к ним те или иные  материалы дел. А постоянные изменения законодательства не только не решают этих задач, а наоборот, усложняют процесс судопроизводства.

          Хотя с точки зрения Колоколова, приведённый перечень свидетельствует, что материально-предметная подсудность дел, отнесённых к компетенции мировых судей, определён весьма удачно41.

          В. Нестеров же, напротив, отмечает, что при разграничении подсудности уголовных дел  между мировыми судьями и районными судами законодатель был явно непоследователен, используя различные критерии. Не вполне ясно, из чего исходил законодатель, ведь если считать достаточной квалификацию дознавателя для производства дознания по делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ42, то нет оснований для сомнений в том, что мировой судья сможет эти дела рассмотреть.

          Частью 1 ст. 31 УПК РФ к подсудности мировых судей отнесены уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы (за исключением 92 статей)43.

          Вступившие в силу постановления мировых судей, а также законные требования и распоряжения, и другие обращения, вынесенные в пределах  компетенции, обязательны для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

          Хотелось бы отметить, что если сравнить федеральные и мировые суды, то, несмотря на значительное сходство целого ряда задач, и полномочий, являющихся общими для обоих звеньев, между ними есть и различия:

         Во-первых, полномочия судебной власти, которыми наделяются мировые судьи, реализуются в  ином объёме, в каком это осуществляют федеральные суды.

          Во-вторых, устанавливаются некоторые процессуальные особенности осуществления правосудия мировым судьёй. Это, прежде всего то, что рассмотрение уголовных и гражданских дел мировой судья осуществляет всегда единолично в отличие от предусмотренной в большинстве случаев процедуры коллегиального рассмотрения дел другими судами общей юрисдикции. Кроме того, мировой судья, рассматривая материалы об административных правонарушениях, может при отсутствии установленного федеральными нормами порядка прибегать к правилам судопроизводства, предусматриваемым законами субъектов Федерации.

            В-третьих, установленный статьёй 128 Конституции РФ порядок наделения полномочиями федеральных судей не распространяется на случаи наделения полномочиями мировых судей44. Все судьи федеральных судов, председатели или их заместители назначаются Президентом РФ, а судьи Верховного Суда РФ по представлению Президента РФ назначаются решением Совета Федерации. Мировые же судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка.

          Что касается приостановления и прекращения полномочий мирового судьи, то они могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Федерации в случаях и в порядке, установленном Законом «О статусе судей в Российской Федерации» и прекращены по истечении срока, на который мировой судья был назначен (избран), либо в случаях и в порядке, установленных Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации»:

1) по письменному  заявлению судьи об отставке;

2) ввиду  неспособности по состоянию здоровья  или по иным уважительным причинам  в течение длительного времени  исполнять обязанности судьи. Квалификационная  коллегия судей может прекратить  полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять  такое решение, если судья вернулся  к исполнению своих обязанностей;

3) по письменному  заявлению судьи о прекращении  его полномочий в связи с  переходом на другую работу  или по иным причинам;

4) истечение  срока полномочий судьи;

5) при  прекращении гражданства Российской  Федерации;

6) занятие  деятельностью, не совместимой с  должностью судьи;

7) вступление  в законную силу обвинительного  приговора суда в отношении  судьи либо судебного решения  о применении к нему принудительных  мер медицинского характера;

8) совершение  поступка, позорящего честь и  достоинство судьи или умаляющего  авторитет судебной власти;

9) вступление  в законную силу решения суда  об ограничении дееспособности  судьи либо признании его недееспособным;

10) смерть  судьи или вступление в законную  силу решения суда об объявлении  его умершим;

11) отказ  судьи от перевода в другой  суд в связи с упразднением  или реорганизацией суда45.

          В случае временного отсутствия мирового судьи председатель соответствующего районного суда передает дела, поступающие на рассмотрение этого мирового судьи, другому мировому судье либо принимает указанные дела в производство районного суда.

          В конце этой части данной работы хотелось бы отметить, что в юридической литературе выделяются специальные критерии эффективности работы мирового судьи, которые связаны с достижением целей правосудия. Такими критериями являются:

- законность, обоснованность и справедливость  приговора (решения);

- своевременность  рассмотрения дел;

- использование  примирительных и согласительных  процедур;

- качество  составления процессуальных документов (решений, приговоров, постановлений, определений).

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         В данной работе нами были рассмотрены процесс становления института мировых судей в дореволюционной России, понятие, причины создания, основные признаки мирового суда в Российской Федерации, а так же    основные элементы правового статуса мировых судей и их организационно-правовые формы деятельности.

          По итогам проведенного исследовании можно сделать следующие выводы:

          1. Именно судебная реформа Александра II 1864 года положила начало созданию и функционированию на территории России мировых судов.

          2. При создании мировых судов, исходя из рассматриваемой практики зарубежных стран, наше государство заимствовало следующие положения: следуя традициям английского права, российская юстиция подразделялась на мировую и общую, каждая при этом имела особую организацию и независимую сферу действия, из французского права была взята идея единой для мировых и общих судов  кассационной инстанции.

           3. Институт мировых судей был окончательно упразднён Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917 года в связи с упразднением всей царской системой суда.

          4.   Мировой суд Российской Федерации - первичное звено судебной системы (судов общей юрисдикции), рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела.

          5. Отличительными признаками мирового  суда в Российской Федерации  являются: профессиональный состав корпуса мировых судей, единоличное рассмотрение дел мировыми судьями, осуществление мировыми судьями исключительно судебных функций, активное использование мировыми судьями примирительных и согласительных процедур, обладание особой юрисдикцией.

          6. Мировой судья – это низшее должностное лицо, уполномоченное единолично в пределах территории судебного участка осуществлять правосудие в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

          7. К полномочиям мировых судей, в частности, относятся: осуществление правосудия, контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов местного самоуправления, должностных лиц, обеспечение исполнения приговоров и судебных решений, дача разъяснений по вопросам судебной практики, участие в формировании судейского сообщества.

         8. Деятельность мировых судей  должна основываться на принципах  законности, справедливости, независимости  и т.д.

          В конце данной курсовой работы хотелось бы еще раз отметить, что целью введения данного звена судебной системы является максимальное приближение правосудия к населению,  да и сама идея создания мировой юстиции исходила из того, что будет существовать, во-первых, доступное правосудие, во-вторых, упрощённое правосудие, в-третьих, примирительное правосудие.  Достижение всех этих аспектов будет крупным шагом в совершенствовании правосудия Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных правовых актов и литературы

 

          1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, ОТ 30.12.2008№7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ.-26.01.2009.-№4.

          2.Гражданский процессуальный кодекс Российский Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 26.04.2013)// Собрание законодательства РФ.-18.11.2002.-№46.- Ст. 4532.

          3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.05.2014)// Собрание законодательства РФ.-07.01.2002.-N 1 (ч. 1).-Ст. 1.

          4.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации  от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 05.05.2014)// Собрание законодательства РФ.-24.12.2001.-N 52 (ч. I).- Ст. 4921.

          5.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 03.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ.- 06.01.1997.- N 1.-Ст. 1.

          6.Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ.- 12.01.1998.-N 2.-Ст. 223.

          7.Федеральный закон от 10.01.1996 N 6-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ.-15.01.1996.-N 3.-Ст. 144.

          8.Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 04.03.2013) "О мировых судьях в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ.-21.12.1998.-N 51.-Ст. 6270.

          9. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 25.11.2013) "О статусе судей в Российской Федерации"// "Российская газета".- N 170.-29.07.1992 г.

          10.Власов А.А. Организация и деятельность мировых судей: история и современность //Современное право. - 2001. - № 9 . - С. 31-39.

          11.Кальницкий В.А. О порядке назначения (избрания) мировых судей // Уголовное право. - 1999. -  № 4. - С.72-73.

          12.Колоколов Н.А.  О мировой юстиции и некоторых проблемах осуществления правосудия // Юридическая газета. - 1999. - №5. - С.14.

          13.Кудрявцев Т.И. Юридический словарь/ Под  ред.Т.И. Кудрявцева.- М.:Гос. изд. юр. литературы.-1956.–687 с.

          14.Лебедев В. М.  Настольная книга мирового судьи / Под ред. В.М.Лебедева. - М.:  БЕК.- 2002 г. -   624 с.

          15.Лонская С.А.  О статусе мировых судей //Российская юстиция. - 1996. - №1. С.45 - 46.

          16. Российское законодательство X - XX веков: Судебная реформа. В 9-ти томах. Т. 8 / Отв. ред.: Виленский Б.В.; Под общ. ред.: Чистяков О.И. - М.: Юридическая  литература.-1991 г. – 496 с.

          17.Смыкалкин А.К.   Попытка   восстановления  института  мировых  судей   // Российская юстиция. - 2001. -  №12.- С. 40.

Информация о работе Мировой суд в Российской Федерации