Компетенция Конституционного Суда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

Моя работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.
Цель работы - исследовать правовые аспекты деятельности Конституционного суда.

Содержание работы

Введение
1. Конституционный Суд РФ
1.1 Порядок назначения судей
1.2 Состав и структура Конституционного Суда РФ
2. Компетенция Конституционного Суда РФ
3. Принятие решений
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная сашае.docx

— 37.69 Кб (Скачать файл)

б) законов  и иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и совместному ведению  органов государственной власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

в) договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров  Российской Федерации;

2) разрешает  споры о компетенции:

а) между  федеральными органами государственной  власти;

б) между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

в) между  высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по  жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле.[6]

Выделим основные правила проведения заседаний  Конституционного Суда РФ. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений  по ним производятся Конституционным  Судом коллегиально. Решение принимается  только теми судьями, которые участвовали  в рассмотрении дела в судебном заседании.

Рассмотрение  дел в заседаниях Конституционного Суда проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в  случаях, предусмотренных Законом  «О Конституционном Суде РФ» - когда  это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан или защиты общественной нравственности. Решения, принятые как  в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Разбирательство дел в заседаниях Конституционного Суда происходит на русском языке, устно  и на основе непосредственного исследования доказательств.

В ходе рассмотрения дел Конституционный  Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

Заседание Конституционного Суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением  времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

На заседаниях присутствуют участники процесса - стороны, их представители, свидетели, эксперты и переводчики. Сторонами  именуются заявители (органы, лица, направившие в Суд обращение, послужившее поводом для рассмотрения данного дела), органы и должностные  лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке, а также государственные  органы, компетенция которых оспаривается. Им в силу принципа состязательности предоставляются права, необходимые  для активного отстаивания их позиций (например, право знакомиться  с материалами, которые выносятся  на обсуждение, излагать свое мнение по возникающим вопросам, заявлять ходатайства). При этом в конституционном судопроизводстве в полной мере действует принцип  равноправия сторон - какие бы то ни было привилегии, в том числе  зависящие от должностного положения  сторон или их представителей, недопустимы.

Активная  роль в судебных заседаниях отведена судье, председательствующему в  заседании. В этой роли на пленарных  заседаниях должны выступать: Председатель Конституционного Суда РФ, а в случае его отсутствия — заместитель  Председателя; на заседаниях в составе  палат — один из судей данной палаты в порядке очередности. В  соответствии со ст. 58 Закона «О Конституционном  Суде РФ» председательствующий наделен  рядом полномочий, которые необходимы для обеспечения нормального  хода заседания. Он, в частности, во время заседания принимает меры к обеспечению установленного порядка  разбирательства, фиксации его хода и результатов; предоставляет слово  судьям и участникам процесса, может  прерывать их выступления, если они  отходят от существа рассматриваемого дела, либо при определенных условиях лишить слова. Лица, нарушающие порядок  в заседании и не подчиняющиеся  распоряжениям председательствующего, могут быть решением Суда подвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.[7]

Ст. 24 Закона «О Конституционном Суде РФ» определяет полномочия Председателя Конституционного Суда:

1) руководит  подготовкой пленарных заседаний  Конституционного Суда Российской  Федерации, созывает их и председательствует  на них;

2) вносит  на обсуждение Конституционного  Суда Российской Федерации вопросы,  подлежащие рассмотрению в пленарных  заседаниях и заседаниях палат;

3) представляет  Конституционный Суд Российской  Федерации в отношениях с государственными  органами и организациями, общественными  объединениями, по уполномочию  Конституционного Суда Российской  Федерации выступает с заявлениями  от его имени;

4) осуществляет  общее руководство аппаратом  Конституционного Суда Российской  Федерации, представляет на утверждение  Конституционного Суда Российской  Федерации кандидатуры руководителей  аппарата и Секретариата Конституционного  Суда Российской Федерации, а  также Положение о Секретариате  Конституционного Суда Российской  Федерации и структуру аппарата (п. 4 в ред. Федерального конституционного  закона от 02.06.2009 N 2-ФКЗ)

5) осуществляет  другие полномочия в соответствии  с настоящим Федеральным конституционным  законом и Регламентом Конституционного  Суда Российской Федерации.

Председатель  Конституционного Суда Российской Федерации  издает приказы и распоряжения.[8]

Заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации осуществляют по уполномочию  Председателя Конституционного Суда Российской Федерации его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем  Конституционного Суда Российской Федерации.[9] 

2. Компетенция Конституционного  Суда РФ 

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации  определяются Конституцией Российской Федерации и указанным выше Федеральным  конституционным законом. Конституция  РФ в Главе 7 "Судебная власть" посвящают непосредственно Конституционному Суду ст. 125, в которой устанавливаются  основные полномочия (компетенция) этого  органа. В ряде других статей, посвященных  федеральным судам вообще, содержится значительное количество конституционных  норм, посвященных основным принципам  деятельности и порядку формирования Конституционного Суда РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в целях  защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и  гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный  Суд Российской Федерации:

1) разрешает  дела о соответствии Конституции  Российской Федерации:

а) федеральных  законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации. Как показывает практика, это наиболее употребляемой  полномочие Конституционного Суда;

б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и совместному ведению  органов государственной власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации. Это полномочие является одним из наиважнейших, учитывая федеративный характер российского государства и проблем продолжающейся стихийной суверенизации, войны законов, сепаратизма.

в) договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, договоров между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров  Российской Федерации;

2) разрешает  споры о компетенции:

а) между  федеральными органами государственной  власти;

б) между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

в) между  высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3) по  жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле. Это правомочие  является примером конкретного  конституционного контроля, в целом  не характерного для нашей  конституционной системы.

Дело  в том, что количество обращений  в Конституционный суд частных  лиц насчитывает более тысячи в месяц и не может быть в  установленные сроки изучено  ограниченным количеством членов Суда.

Такая работа требует большого аппарата специалистов, но даже самый универсальный аппарат, в свою очередь, не может подменять  собой Суд: если обращение гражданина соответствует всем требованиям, предъявляемым  Законом к индивидуальной жалобе, решение по нему может быть принято  только Конституционным судом.

С подобной проблемой сталкивается не только российское судопроизводство. В частности в  США для решения соответствующих  вопросов правом конституционного контроля наделены все суды, что позволяет "отсеивать" большой процент необоснованных жалоб на ранних стадиях.

Так что  проблема обеспечения конституционного права граждан на судебную защиту пока еще не нашла адекватного  решения;

4) дает  толкование Конституции Российской  Федерации. Эта функция была  впервые закреплена за Конституционным  Судом РФ с принятием Конституции  1993 г. Практика показала, что это  было сделано не напрасно. В  Конституционный Суд уже поступали  запросы о толковании, например, положений Конституции, касающихся  вступления в силу федеральных  конституционных законов РФ. Тогда.  Правда. Суд не воспользовался  своими полномочиями, предложи депутатам  самим принять соответствующий  закон. Как и все другие решения  этого органа, толкование Конституционного  Суда имеет официальный и обязательный  для всех органов государственной  власти характер.

С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона, в Суд могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет  Федерации, Государственная Дума, Правительство  РФ, органы законодательной власти субъектов федерации

Согласно  ст.106 Федерального конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации", толкование, данное Конституционным  судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений;

5) дает  заключение о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента Российской Федерации  в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления. Это совершенно новое полномочие  Конституционного Суда, которого  не было по прежней Конституции.  Это полномочие является также  примером формального конституционного  контроля. Строго говоря, появление  этого полномочия было продиктовано  почти исключительно желанием авторов действующей Конституции до предела усложнить процедуру отрешения Президента;

6) выступает  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения.

7) осуществляет  иные полномочия, предоставляемые  ему Конституцией Российской  Федерации, Федеративным договором  и федеральными конституционными  законами; может также пользоваться  правами, предоставляемыми ему  заключенными в соответствии  со статьей 11 Конституции РФ  договорами о разграничении предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъектов  РФ, если эти права не противоречат  его юридической природе и  предназначению в качестве судебного  органа конституционного контроля. (ст. 1 ФКЗ РФ" О Конституционном  Суде Российской Федерации") 

Информация о работе Компетенция Конституционного Суда РФ