Гражданское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Пенсия (от латинского pensio – платёж) - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного источника средств существования, назначаемая в установленном законом случаях: при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью. Является формой социальной защиты населения.

Файлы: 1 файл

курсач ПСО.docx

— 49.72 Кб (Скачать файл)

Эти части существенно различаются  между собой по порядку назначения, источникам и способам формирования источников для их финансирования.

Базовая пенсия по сути представляет государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (по новому законодательству он равен для мужчин, как и ранее, 60 годам, для женщин — 55). Второе, кроме достижения пенсионного возраста, условие назначения базовой пенсии — наличие не менее пяти учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет. Только в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которые оно обязано выполнять независимо от |того, прекратил застрахованный работать или нет.

Размер базовой пенсии будет  утверждаться ежегодно в Законе о  федеральном бюджете вместе с указанием того объема финансовых ресурсов, которыми должны быть обеспечены необходимые объемы выплат.        

 Одним из важнейших показателей  для назначения трудовой пенсии  является в соответствии с  Законом страховой стаж, в который  включаются периоды работы и  (или) иной деятельности, выполненные на территории Российской Федерации , т.е. граждане Российской Федерации, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию и за которых уплачивались обязательные страховые взносы.

При подсчете страхового стажа  учитывается то обстоятельство, что он подразделяется на часть стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного и часть стажа после регистрации. Часть стажа, предшествующая регистрации, должна  подтверждаться документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателем. После регистрации страховой стаж подтверждается данными индивидуального (персонифицированного) учета.

Источником финансирования базовой  пенсии является федеральный налог, собираемый налоговыми органами в федеральный  бюджет. По нормам  утверждаемым законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда на тот или иной год, собранные таким образом средства перечисляются в бюджет ПФР и становятся источниками финансирования выплат базовой части пенсии. Сегодня механизмом, обеспечивающим сбор и поступление средств на эти цели, является единый социальный налог (ЕСН). Однако обсуждаются возможности выделения из ЕСН прямого пенсионного налога с перспективой уменьшения его и снижения налогового бремени на работодателей, осуществляющих уплату налогов и страховых платежей за своих работников.

Страховая часть пенсии формируется  и финансируется в рамках системы  государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Источником финансирования страховой  части пенсии является страховой  платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет Пенсионного фонда. Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Сами же поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не непосредственно средств, а обязательств государства перед гражданином.

Размер страхового платежа для  разных возрастных групп различен. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1957 года рождения он установлен в размере 14% от размера  их заработной платы. Для мужчин. родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1958 до 1967 г. он составляет 12 %. И, наконец, для тех, кто родился после 1967 г. тариф платежа предусмотрено в период с 2002 по 2006 гг. снижать по одному проценту в год — с 11% в 2002 до 8% в 2006.

В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана  с тем, сколько зарабатывал пенсионер  до выхода на пенсию, страховая часть  непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.

Накопление источников для финансирования страховой части и ее назначение при выходе на пенсию будет происходить  следующим образом: страховые платежи  поступают на лицевые счета граждан  и суммируются там. Полученный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и пенсии нынешних пенсионеров. Это тоже дает прирост пенсионного капитала. К моменту выхода на пенсию образовавшаяся сумма пенсионных обязательств окончательно выверяется и делится на средний расчетный период нахождения на пенсии -- новым законодательством он установлен в размере 228 выплатных месяцев. Получившаяся величина и составляет размер ежемесячной страховой выплаты будущего пенсионера, которая будет по нормам закона повышаться путем индексации.

В отличие от базовой части, которую  государство обязано выплачивать безусловно после достижения работником пенсионного возраста, страховую часть пенсионер по своему выбору может получать  в полном или частичном размере, а может вообще отказаться от получения ее. Последнее дает возможность существенно активизировать накопление обязательств на личных счетах и существенное (до 55-60%) увеличение страховой пенсионной выплаты. 

Когда законодатель рассматривал эту  норму, высказывались серьезные  сомнения по поводу того, будут ли пенсионеры пользоваться ею. Как показал опыт первого полугодия пенсионной реформы, уже сегодня в разных регионах от 3 до 5%  выходящих на пенсию но новым нормам отказываются от получения страховой ее части. Такой выбор, как правило, делают получатели высоких зарплат, продолжающие после выхода на пенсию работать, т.е. та самая категория, для которой и была задумана данная норма. 

Накопительная часть пенсии по сути является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14-процентного страхового взноса. Но в отличие от страховой части, средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего, в итоге, увеличить размер их пенсий.

Размер тарифа накопительных отчислений для разных возрастных групп различен. Для мужчин, родившихся в интервале  от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале  от 1953 до 1967 гг. на накопление выделяется 2 % из 14 % страховых платежей, которые  делает в их интересах работодатель. Для тех же, кто родился после 1967г., законом предусмотрено постепенное  повышение накопительных отчислений с 3 % в 2002 г. до 6 % в 2006 г. 

 Накопительные отчисления будут  поступать на специальную часть  лицевого счета застрахованного.  Начиная с 2003 г. граждане, имеющие  в составе лицевого пенсионного  счета накопительную специальную  часть, смогут принимать решения  об инвестировании своих пенсионных  накоплений (которые, впрочем, будут  по правовому статусу оставаться  в федеральной собственности)  в те или иные виды активов,  предлагаемые государственными  агентами и управляющими компаниями. А с 2004 г. они могут направлять  накопительные средства и в  проекты, осуществляемые негосударственными  пенсионными фондами[2].

На первом этапе пенсионной реформы  у россиян, выходящих на пенсию, в  ее составе будут только две части  — базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе  пенсии будет и накопительная  часть, появятся только в 2012 году.

Рассмотрим все эти виды трудовой пенсии, их структуру и примеры  расчетов подробнее.

 

Кто имеет право  на пенсию?

В России право на трудовую пенсию по старости сегодня получают мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Кроме того, это граждане России, которые имеют право на досрочное  назначение трудовой пенсии (работники, проработавшие на вредных производствах, в северных и приравненных к ним  районах определенное количество лет, и т. п.).

Периоды, входящие в трудовой стаж, которые учитываются при  определении пенсионного капитала и от которых зависит, какая будет  пенсия, включают с себя:

  • период работы, а также творческой и иной общественно полезной деятельности;
  • служба в Вооруженных Силах и приравненная к ней служба;
  • временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и период пребывания на инвалидности I-II групп (полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профзаболевания);
  • период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.  

 

Трудовая пенсия по инвалидности

Граждане, которые были признане в установленном законом порядке инвалидами одной из трех групп, имеют право на получение трудовой пенсии по инвалидности.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы, в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Размер  выплачиваемой пенсии по инвалидности определяется в соответствии с группой  инвалидности. Фиксированный базовый  размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в следующих суммах: 
1) при I группе – 5 124 рублей в месяц; 
2) при II группе – 2 562 рублей в месяц; 
3) при III группе – 1 281 рубля в месяц.

Ряд других факторов, влияющих на размер пенсии по ивалидности, в каждом конкретном случае рассматривается отдельно, они описаны в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Трудовая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за ней последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня.

Заявление о назначении пенсии, поданное при  личном обращении гражданина (его  представителя) в территориальный  орган Пенсионного фонда Российской Федерации, регистрируется в день приема указанного заявления. В случае направления  заявления и документов, необходимых для установления пенсии, по почте их регистрация осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Список документов, которые должны быть приложены к заявлению о назначении трудовой пенсии по инвалидности: 
• документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; 
• документы об установлении инвалидности; 
• документы о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; 
• документы о среднемесячном заработке в течение трудовой деятельности.

Так же могут потребоваться дополнительные документы: 
• документы, подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении; 
• документы о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации; 
• документы, подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; 
• документы об изменении фамилии, имени, отчества.

Документы, необходимые для установления пенсии, указаны в Перечне документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного  фонда Российской Федерации 27.02.2002 г. № 16/19па.


Информация о работе Гражданское право