Федеральные арбитражные суды округов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Презумпция невиновности - один из важнейших принципов демократического уголовного процесса, имеющий самостоятельное назначение и выполняющий особую, лишь ему отведенную служебную роль. Презумпция (praesumtia) -- слово латинского происхождения1. Буквально переводится оно как «предварение». Философы называют презумпцией предположение, основанное на вероятных посылках. В ином значении презумпция - это положение, из которого исходят как из истинного, пока правильность его не будет опровергнута.
Представление о презумпции невиновности как одном из принципов уголовного судопроизводства сложилось давно. В принятой в период французской буржуазной революции Декларации прав человека и гражданина (1789 г.) это понятие было выражено следующим образом: "Так как каждый человек предполагается невиновным, пока его не объявят виновным (по суду), то в случае необходимости его ареста всякая строгость, которая не является необходимой для обеспечения (за судом) его личности, должна сурово караться законом" (ст.9).

Содержание работы

1 Принцип презумпции невиновности 3
Содержание и значение принципа презумпции невиновности 3
Правовые гарантии принципа презумпции невиновности 8
2 Федеральные арбитражные суды округов 10
Место федеральных арбитражных судов округов в системе
арбитражных судов 10
Состав, порядок формирования и полномочия федеральных
арбитражных судов округов 12
Структура федерального арбитражного суда округа, порядок
формирования, состав и полномочия его структурных подразделений 14
2.4 Правовой статус судьи федерального арбитражного суда округа 16
Задача 20
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Принцип презумпции невиновности.doc

— 186.54 Кб (Скачать файл)

Порядок назначения судей. Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Для назначения судей, в том числе судей военных судов, необходимо представление соответственно Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лишены права своей властью назначать судей федеральных судов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось с законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ. Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается около 15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается властью главы государства. Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Отсюда единые требования для отбора на должность судьи. Отбор осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий требованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена1. Экзамен принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей

Закон РФ «О статусе судей РФ» от 26 июня 1992 г. № 3132-1


 

только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой установлен законом.

В решении вопросов назначения судей важную роль играют квалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей. Квалификационные коллегии рассматривают вопросы отбора кандидатов, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения неприкосновенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса. В этих целях созданы Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей других судов. Положение об организации и деятельности этих коллегий утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ. (В настоящее время действует Положение, утвержденное Верховным Советом РФ от 13 мая 1993 г.).

 

Задача:

Уголовное дело по обвинению Федъкина в совершении убийства было расследовано следователем прокуратуры Пролетарского района г. Саранска РМ и направлено прокурором в федеральный суд Пролетарского района г. Саранска РМ. Федькин был признан виновным и осужден. Посчитав приговор районного суда незаконным и необоснованным, Федькин до вступления его законную силу направил жалобу в Верховный суд Республики Мордовия. Последним приговор был оставлен без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

В качестве каких судебных инстанций в данном случае выступили Пролетарский районный суд г. Саранска РМ и Верховный суд РМ? Какое структурное подразделение Верховного суда РМ рассматривало данное дело? Изменится ли решение задачи, если Федькин обжаловал приговор уже после вступления его в законную силу?

Укажите, в каком составе должен действовать суд первой инстанции, суды кассационной и надзорной инстанций.

Решение:

В данном случае Пролетарский районный суд г. Саранска РМ выступает в качестве суда первой инстанции рассмотрев дело Федькина по существу. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Верховный суд РМ рассмотрел указанное дело в качестве суда второй или кассационной инстанции, так как Федькин подал жалобу в Верховный суд до вступления приговора в законную силу, а в силу правила установленного ч. 3 ст. 354 УПК РФ кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной      инстанций,      за      исключением      судебных      решений,

 

предусмотренных частью второй указанной статьи. В то же время именно Верховный суд РМ обладает полномочиями рассматривать в кассационной инстанции жалобы на не вступившие в законную силу решения Пролетарского районного суда г. Саранска. Данное дело должно быть рассмотрено коллегией по уголовным делам Верховного суда РМ.

Если бы приговор в отношении Федькина на момент принесения им жалобы уже вступил бы в законную силу решение задачи было бы следующим: в соответствии с ч. 1 ст. 403 УПК РФ в порядке надзора могут быть обжалованы: приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа. Таким образом жалоба Федькина подлежала бы рассмотрению в надзорной инстанции, а именно президиумом Верховного суда РМ.

Суд первой инстанции действует в составе судьи одного судьи профессионала, суд кассационной инстанции может действовать как в составе одного судьи профессионала так и коллегиально в составе трех судей. Суд надзорной инстанции действует в составе трех судей, в данном случае это председатель Верховного суда РМ и два его заместителя.

 

Список использованных источников

1 Конституция Российской Федерации. - М.: Инфра - М., 2003.

2 Федеральный  конституционный  закон  «Об   арбитражных  судах  в 
Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. - М.: Проспект, 2003.
  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О 
    судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 
    г.) // "Российская газета" от 6 января 1997 г.

5 Федеральный  конституционный  закон  «Об   арбитражных  судах  в 
Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ

  1. Закон РФ «О статусе судей РФ» от 26 июня 1992 г. № 3132-1
  2. Безлепкин, Б.Т. Комментарий к УПК РФ (постатейный). - М.: ООО 
    «ВИТРЭМ», 2002

8 Клямко,  Э.И.  О  правовом  содержании  презумпции  невиновности. 
//Государство и право. 1994. № 2.

9 Судебная система России. Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 2000.

  1. Савицкий, В. Организация судебной власти. Учеб. Пособ. для ВУЗов. - 
    М.: БЕК, 2000.
  2. Шаропуто, М.В. Правоохранительные органы. - М.: Норма, 2002.
  3. Радченко, В. Закон «О судебной системе Российской Федерации» - 
    базовый закон судебной реформы // Российская юстиция - N 8, август 2002 г.
  4. Морщакова, Т.Г. О компетенции судов // Законодательство. - N 9. - 
    1998г.

14 Ивлиев, Г.П. Суд и подсудность // Гражданин и право. - N 9/10, 
сентябрь-октябрь 2002 г.


 



Информация о работе Федеральные арбитражные суды округов