Арбитражный процесс в Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Система и структура хозяйственных судов Республики Беларусь установлена Законом Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь».
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь (далее – ВХС) возглавляет систему хозяйственных судов, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Файлы: 1 файл

file_443654 готовая.docx

— 33.18 Кб (Скачать файл)

 

1. Система, состав и структура хозяйственных судов

 

Система и структура хозяйственных судов Республики Беларусь установлена Законом Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь».

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь (далее – ВХС) возглавляет систему хозяйственных судов, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Полномочия ВХС (ст. 13 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь») следующие:

  • рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные ХПК к его подсудности;

  • рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;

  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

  • обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 116 Конституции Республики Беларусь;

  • изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

  • разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

  • осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы;

  • ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах;

  • осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе, по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами;

  • решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств;

  • осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами.

По вопросам внутренней деятельности хозяйственных судов в Республике Беларусь и взаимоотношений между ними ВХС принимает правовые акты, обязательные для хозяйственных судов.

Структура ВХС утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15.01.97 г. №63 «Об утверждении структуры Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и структуры аппарата Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь»):

  • руководство – Председатель ВХС, первый заместитель и два заместителя, которые одновременно являются судьями;

  • судьи, которые в свою очередь образуют Президиум ВХС, коллегию по решению споров и коллегию по проверке законности решений хозяйственных судов.

Структура аппарата ВХС:

  • секретариат;

  • управление законодательства и международных отношений;

  • управление организационной работы и обобщения судебной практики;

  • управление финансово-экономического и хозяйственно-технического обеспечения;

  • отдел информации;

  • отдел кадров с учебным центром.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.98 г. №434 предусматривается возможность создания в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь нескольких коллегий по разрешению споров, а в структуре аппарата созданы: управление по обеспечению надзора и обобщению судебной практики, управление организационной и кадровой работы. Отдел организации и контроля за исполнением судебных решений преобразован в управление контроля за исполнением судебных решений.

В соответствии со ст. 26 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законодательства и разработки предложений по его совершенствованию, при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь создан научно-консультативный совет. Состав научно-консультативного совета и положение о нем утверждает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (п. 6 списка литературы). Пленум ВХС решает важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов.


 

 

 

 

 

 

 

В заседаниях Пленума ВХС вправе принимать участие:

  • Президент Республики Беларусь и его представители;

  • Председатели палат Национального собрания Республики Беларусь и их заместители;

  • Премьер-министр Республики Беларусь и его заместители;

  • Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместители;

  • Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители;

  • Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители;

  • Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместители;

  • Министр юстиции Республики Беларусь и его заместители.

В заседаниях Пленума ВХС по приглашению Председателя ВХС могут участвовать судьи и специалисты аппаратов хозяйственных судов, иных государственных органов, научных учреждений, других организаций, члены научно-консультативного совета при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, а также граждане.

Полномочия Пленума ВХС изложены в ст. 15 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь». Пленум ВХС принимает постановления по вопросам, отнесенным к его полномочиям в соответствии с законодательством. Пленум ВХС созывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а в его отсутствие – первым заместителем Председателя по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре месяца. О времени созыва Пленума ВХС и вопросах, выносимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума ВХС и представители, имеющие право принимать участие в его работе.

Постановления Пленума ВХС принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа участвующих в заседании членов Пленума ВХС. Члены Пленума ВХС не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Постановления Пленума ВХС подписываются председательствующим на заседании и секретарем Пленума ВХС. Правила подготовки, порядок проведения заседаний Пленума ВХС, оформления его актов и контроля за их выполнением устанавливаются Регламентом Пленума ВХС, утверждаемым Пленумом ВХС.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Председатель ВХС, первый заместитель и заместители Председателя ВХС входят в состав Президиума ВХС – по должности (С. рис. 4). Количественный и персональный состав Президиума ВХС утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя ВХС.

Полномочия Президиума ВХС определены в ст. 18 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь». В заседаниях Президиума ВХС вправе принимать участие Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители. По приглашению Председателя ВХС в заседании Президиума ВХС могут принимать участие судьи и специалисты аппаратов хозяйственных судов, иные лица. Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принимает постановления по вопросам, отнесенным к его полномочиям.

Президиум ВХС созывается председателем ВХС, а в его отсутствие – первым заместителем Председателя. Президиум ВХС правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума ВХС. Постановления Президиума ВХС принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума ВХС и подписываются председательствующим на заседании. Члены Президиума ВХС не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Правила подготовки, порядок проведения заседаний Президиума, оформления его решений и контроля за их выполнением устанавливаются Регламентом Президиума ВХС, утверждаемым Пленумом ВХС.

В Высшем Хозяйственном Суде из числа судей создаются судебные коллегии, персональные составы которых утверждаются Пленумом ВХС. Судебные коллегии возглавляют их председатели – заместители председателя ВХС (ст. 20 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь»). Полномочия судебных коллегий ВХС регламентированы ст. 21 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь».

Порядок проведения заседаний судебных коллегий, принятия ими решений, контроль за их исполнением определяется ХПК, а также регламентами судебных коллегий, утверждаемыми Пленумом ВХС. Полномочия Председателя ВХС и заместителей Председателя установлены в ст. 23 – 25 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь».

Что касается состава хозяйственного суда области, то он состоит из судей этого суда, в том числе председателя и его заместителей. Хозяйственный суд области действует в составе:

  1. судебных коллегий;

  1. кассационной инстанции;

  1. надзорной инстанции.

Полномочия хозяйственного суда определены в ст. 29 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь». В хозяйственном суде области могут создаваться судебные коллегии, в том числе специализированные, для рассмотрения отдельных категорий дел и для проверки законности не вступивших в законную силу судебных актов, а также могут образовываться из числа судей этого суда судебные составы для рассмотрения отдельных дел. Судебные коллегии и судебные составы формируются председателем хозяйственного суда области.

В хозяйственных судах дела по первой инстанции рассматриваются, как правило, единолично. По решению председателя хозяйственного суда или его заместителя любое дело может быть рассмотрено коллегиально. Все дела в кассационных инстанциях хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов, а также в надзорных инстанциях Высшего Хозяйственного Суда рассматриваются коллегиально.

 

2. Задачи и функции хозяйственных судов

 

Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией в пределах своей компетенции правосудие в области экономических отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Основными задачами хозяйственного суда являются (ст. 3 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь»):

  1. обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия;

  1. обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

  1. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, иных организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности начинает осуществляться со стадии возбуждения любого дела и находит свою окончательную реализацию в решении хозяйственного суда.

Именно посредством вынесения решения хозяйственный суд осуществляет защиту прав сторон и третьих лиц. В случае удовлетворения иска защиту в судебном решении получают нарушенные или оспоренные ответчиком права истца, которые могут быть в дальнейшем реализованы принудительно в стадии исполнения судебного решения, в случае отказа в иске – права ответчика, нарушенные предъявлением неосновательных требований.

Задача хозяйственных судов – обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия – достигается правильным и точным применением материального и процессуального права, тщательной подготовкой дел к судебному разбирательству, четкой организацией судебной деятельности.

Информация о работе Арбитражный процесс в Белоруссии