Выборы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является многоаспектный анализ выборов в РФ. Эта цель достигалась в ходе решения следующих задач:
- определить место выборов в системе государственной власти;
- дать общую характеристику выборов;
- рассмотреть принципы организации и проведения выборов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 5
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРОВ 5
1.2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ 11
ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 19
2.1. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 19
2.2. ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
2.2.1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИСТОЧНИК ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 20
2.2.2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ КАК ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 22
2.2.3. ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 23
2.2.4. АКТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА. 25
2.3. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК КОМПОНЕНТ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

курсовая КОНСТИТУЦИОННОЕ.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

•   минимальный  возраст депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации не должен превышать 21 года;

•   минимальный  возраст глав муниципальных образований  и депутатов представительных органов  местного самоуправления не должен превышать 21 года.

б) Ценз гражданства означает, что избирательные права представляются только гражданам данного государства. Приобретение пассивного избирательного права может быть оговорено сроком гражданства (например, в США он составляет семь лет для избрания в Палату представителей и девять лет — для избрания в Сенат) или даже требованием быть гражданином по рождению (для кандидатов в президенты, например, в США, Финляндии, Беларуси, Казахстане).

В России иностранные  граждане обладают активным и пассивным  правом только на муниципальных выборах (при условии их постоянного проживания на территории муниципального образования).

в)  Ценз оседлости  предполагает право участвовать  в выборах при условии проживания на данной территории не менее определенного  законом срока. Так, в Японии для  участия в голосовании установлен ценз оседлости равный трем месяцам. Что касается пассивного права, то, например, в США избрание в Конгресс предполагает сам факт проживания на территории штата, президентом же может быть избран гражданин, который не менее 14 лет постоянно проживает на территории США.

В России ценз оседлости  в отношении активного избирательного права не применяется. В отношении  пассивного избирательного права это  ограничение предусмотрено лишь на выборах Президента РФ: кандидат должен постоянно проживать на территории России не менее 10 лет. В Законе «Об основных гарантиях избирательных прав...» специально оговорено, что ценз оседлости для приобретения пассивного избирательного права может быть установлен только Конституцией'.

г) Ценз пола заключается в признании избирательных прав только за мужчинами. Борьба за предоставление женщинам равных избирательных прав с мужчинами началась в середине XIX в., и ее результатом является практически полное (не считая некоторых мусульманских государств) снятие ограничений по признаку пола. Впервые женщины получили избирательные права на выборах всех уровней в 1893 г. в Новой Зеландии, а в Европе в 1906 г. — в Финляндии (примечательно, что Финляндия в то время входила в состав Российской империи). До 1917 г. женщины имели право участвовать в выборах еще только в Австралии, Дании, Исландии и Норвегии. В США ценз пола был снят поправкой XIX к Конституции лишь в 1920 г. В ряде стран, в том числе и известных своими демократическими традициями, женщин уравняли в избирательных правах с мужчинами не так давно — например, во Франции и Италии — в 1945 г., в Швейцарии — в 1971 г. В России ценз пола был снят в 1917 г. при выборах в Учредительное собрание.

д) Имущественный  ценз предполагает право участвовать  в выборах при условии обладания имуществом определенного размера или уплаты налога. В прошлом этот ценз был весьма распространенным, но в начале XX в. был практически повсеместно отменен. Однако, например, в США ограничение избирательных прав по причине неуплаты избирательного налога было отменено только в 1964 г.

Кроме рассмотренных  существуют и такие ограничения, как ценз грамотности, ценз национальности, языковой ценз, и др.

Само по себе существование избирательных цензов не означает, что избирательное право  является недемократическим. Важно, какие это цензы и каков масштаб ограничений, обусловленный их применением. Наличие цензов возраста, гражданства, оседлости можно считать разумным. Относительно высокая планка для кандидатов на выборные должности обусловлена тем, что властные полномочия должны находиться в руках тех, кто достиг определенного возраста и накопил определенный жизненный опыт. Разумным следует считать и то, что участие в управлении обществом и государством оговорено наличием гражданства. Что касается ценза оседлости, то его наличие дает возможность гражданам избрать того представителя, который хорошо знаком с проблемами округа и воспринимает их как часть собственных.

Если же избирательное  право содержит ограничения имущественного характера, по признаку пола, расы, этнической или религиозной принадлежности, идейным убеждениям, то это ставит под сомнение его демократический характер.

Принцип равенства  — означает, что каждый гражданин  участвует в выборах на равных основаниях с другими гражданами. Этот принцип должен обеспечиваться при реализации как активного, так и пассивного избирательного права.

В отношении  активного избирательного права  принцип равенства означает одинаковую для всех избирателей возможность  влиять на результаты выборов. Равенство  избирательного права в этом случае достигается следующими способами24:

•   включением избирателя в список только по одному избирательному участку;

•   наделением избирателей равным числом голосов (чаще всего одним, но иногда избиратель может обладать двумя голосами и  более);

•   обеспечением единой нормы представительства, т.е. каждый депутат представляет примерно равное число жителей или избирателей.

С учетом последней  нормы образуются избирательные  округа.

Возможны определенные отклонения от этого принципа, например, с помощью, так называемой избирательной геометрии. В этом случае при нарезке избирательных округов нарушается единая норма представительства, и голоса избирателей приобретают разный вес.

Нарушением  принципа равенства избирательного права является также деление избирательного корпуса по этническому, социально-классовому, территориально-поселенческому и иным признакам на неравноправные части — курии — с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой их этих групп.

Применительно к пассивному избирательному праву принцип равенства означает, что всем гражданам предоставляются одинаковые возможности для реализации их права избираться. Для этого необходимо, чтобы:

•   любой  гражданин (с учетом ограничений  для пассивного избирательного права) имел равные с другими возможности претендовать на избрание;

•   все  кандидаты обладали равными правами  и исполняли равные обязанности.

Принцип прямого  избирательного права — предполагает право граждан непосредственно  участвовать в формировании выборных институтов власти. Он действует практически повсеместно на выборах органов местного самоуправления, однопалатных парламентов, нижних палат двухпалатных парламентов, иногда — верхних палат (например, в США, Италии, Польше), президентов (например, во Франции, Австрии, Финляндии).

Косвенное избирательное  право в отличие от прямого  предусматривает право граждан  участвовать в формировании выборных институтов власти через посредство избираемой ими коллегии представителей, которая затем выбирает президента или другое выборное лицо. Такой коллегией может быть коллегия выборщиков, государственный или муниципальный орган.

Коллегия выборщиков состоит из лиц, избранных специально для проведения выборов какого-либо института власти. Они перестают  быть выборщиками сразу после  того, как проголосуют.

Косвенное избирательное  право предполагает проведение многостепенных выборов, состоящих из двух ступеней и более. Основной изъян многостепенных выборов — искажение волеизъявления народа, и чем больше ступеней включают такие выборы, тем больше в их процессе может нарушаться воля избирателей.

В России выборы проводятся на основе прямого избирательного права. Правда, выборные должностные  лица местного самоуправления могут  избираться как непосредственно  населением, так и представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Принцип тайного  голосования — предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Тайна голосования обеспечивается тем, что избиратель заполняет бюллетень  в закрытой от посторонних взглядов кабине.

Выделенные принципы избирательного права должны быть не просто закреплены в конституции или избирательном законодательстве — они должны применяться на практике. В противном случае эти принципы превратятся в декларацию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В переходный период развития российской государственности возможность выборов, в том числе и на региональном уровне, выходит за рамки обычной и рутинной избирательной практики, которая характерна для стран с устойчивыми демократическими традициями. Для России она является одновременно социокультурной проблемой, проблемой сознания и поведения, правопонимания и общественного восприятия публичной власти как политического института и ценности гражданского общества.

Необходимый минимум  культуры участия в избирательном  процессе предполагает повсеместное осознание того, что полномочия на власть – всего лишь отражение волеизъявления граждан, выраженного в ходе конкурентных периодически проводимых законных выборов. Освоение демократических политико-правовых ценностей участия в избирательном процессе – важный элемент современной государственной политики общественных изменений в этой области.

К сожалению, вслед  за декларированием редко наступают  конкретные действия. Избиратель не доверяет институту выборов. Нередко, особенно в рамках выборов в законодательные (представительные) органы субъектов РФ, происходит «срыв» выборов в связи с «неявкой» необходимого для того, чтобы выборы считались состоявшимися, числа избирателей на избирательные участки. Довольно часто мы слышим часто оправданные неодобрительные высказывания в адрес кандидатов в депутаты, непрекращающейся череды выборов, «грязных» избирательных технологий.

Немалую роль в  предвыборных избирательных компаниях  стали играть средства массовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их к поддержке того или иного кандидата (партии) либо к игнорированию выборов вообще. Контроль за центральными средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах. Таким образом, очевиден вывод о том, что такие выборы нельзя в полной мере назвать демократичными.

В ходе работы мы пришли к пониманию того, что необходимо пересмотреть законодательство Российской Федерации в части избирательного права с целью внесения всех необходимых поправок для исправления сложившейся ситуации. Избирательное право Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования и доработки для обеспечения истинно демократичных выборов в стране.

В завершении курсовой работы можно сформулировать следующие  предложения:

- действующую  Конституцию РФ имеет смысл  дополнить главой об избирательной системе, четко определить место Центральной избирательной комиссии в системе государственных органов власти и наделить ее правом законодательной инициативы;

- ликвидировать  противоречия между ст.32 Конституции,  где говорится, что «не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда», и п.6 ст. 18 Федерального Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», где сказано, что если военнослужащий до призыва не проживал на территории данного муниципального образования, он не включается в списки избирателей при выборах в органы местного самоуправления, т.е. фактически он лишен права избирать и быть избранным, так как он снят с регистрации, где проживал до призыва и поэтому не может участвовать в выборах, а по месту службы ему запрещает закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

- нужно согласовать  положения избирательного законодательства, касающиеся использования средств  массовой информации в предвыборный  период, с положениями закона  «О средствах массовой информации»,  «О рекламе» и Конституцией;

- целесообразно ввести в закон порядок немедленной обработки протоколов территориальными комиссиями без перерыва сразу по их получению до установления итогов голосования на территории, то есть аналогично требованиям установленным для участковых комиссий;

- в законе должна быть прописана определенная ответственность для: лица (избирателя), предпринявшего попытку проголосовать под чужим именем; члена участковой избирательной комиссии за выдачу избирательного бюллетеня лицу, предпринявшему попытку проголосовать под чужим именем.

- четко установить срок возможности пересмотра результатов прошедших выборов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. М.: АСТ, Астрель, 2006.

2. Федеральный Конституционный Закон от 10.10.1995г. 2-фкз "О референдуме Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 03.10.1995)    "Собрание законодательства РФ", 16.10.1995, N 42, ст. 3921.

3. Федеральный Закон от 10.07.2001 г.. 89-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральные Законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие  в референдуме граждан Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 14.06.2001) Собрание законодательства РФ", 16.07.2001, N 29, ст. 2944.

4. Федеральный Закон от 12.04.2001г. 35-ФЗ "О внесении изменения в пункт 11 статьи 51 Федерального Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 15.03.2001) Собрание законодательства РФ", 16.04.2001, N 16, ст. 1532.

Информация о работе Выборы в РФ