Усыновление (удочерение) детей Российской Федерации иностранными гражданами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:46, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании усыновления как правовой формы устройства детей в семью и многозначной юридической природы правоотношений, возникших в этой связи. Эта цель достигается путем решения следующих задач: 1)рассмотрение понятия и условий усыновления; 2) изучение порядка усыновления; 3) определение правовых последствий вызываемых усыновлением для его участников; 4) рассмотрение оснований, порядка и правовых последствий отмены усыновления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации …………………………………...6
1.1 История усыновления ……………………………………………………… 6
1.2 Понятие и условия усыновления ………………………………………… 18
1.3 Порядок и правовые последствия усыновления ………………………… 30
Глава 2. Усыновление (удочерение) детей иностранными гражданами ….44
2.1 Усыновление иностранцами детей – российских граждан ……………. 44
2.2 Проблемы законодательства о международном усыновлении ………... 48
Глава 3. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения) детей ……………………………………………………………56
3.1 Отмена усыновления ……………………………………………………... 56
3.2 Усыновление как способ судебной защиты прав ребёнка ……………... 64
Заключение ……………………………………………………………………. 73
Список использованной литературы………………………………………… 76

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 130.67 Кб (Скачать файл)

Таким образом, для конца 19 и начала 20 в. характерно использование усыновления, прежде всего для охраны имущественных  интересов усыновителя-наследодателя. Одновременно благодаря усыновлению  осуществлялась защита прав ребенка  путем его устройства в семью  усыновителя. Особое значение это имело  для осиротевших детей. В сельской же местности усыновление давало возможность усыновителю приобрести дополнительные рабочие руки в домашнем сельском хозяйстве. И, что не менее  важно, с помощью усыновления  хозяйскому сыну можно было избежать воинской службы, так как усыновленный мог его заменить в случае призыва. Поэтому существовал специальный  закон, где говорилось, что для  исполнения воинской повинности имеет  значение усыновление детей не старше пяти лет. Немаловажным для усыновителя  соображением было его желание иметь  в преклонном возрасте помощника  и кормильца. Далеко не всегда усыновитель  руководствовался соображениями материального, делового характера. Не было редкостью  и усыновление как способ удовлетворения естественных чувств любви и привязанности, не находящих применения за отсутствием  собственных детей.

После Октябрьской революции практически  во всех сферах жизни российского  общества произошли серьезные перемены. Не стало исключением и правовое регулирование семейных отношений. В частности, с 1918 года было отменено усыновление. Кодекс 1918 г. его не предусматривал, что объяснялось нежеланием «открывать путь» для эксплуатации труда  малолетних – особенно в деревне. Немалую роль в полном отрицании усыновления сыграла отмена наследования. Однако бессмысленность отмены усыновления стала очевидной не скоро.8

Исследователи называют несколько причин столь  кардинального изменения в советском  семейном законодательстве по сравнению  с законодательством царской  России. Основная из них - опасение, что  в существующей на тот момент политической и социальной обстановке "усыновление  будет использоваться для обхода закона, а именно – запрета использования  наемного труда и отмены права  наследования.

Другая  причина - ненадобность усыновления  для целей уравнения в правах детей, рожденных в браке и  вне брака. Вопрос о социальном статусе  незаконнорожденных детей был актуальным во все времена, и регулярно предпринимались  попытки его решения при помощи института усыновления. Декретом Совета Народных Комиссаров от 19 декабря 1919 года были уравнены в правах дети рожденные в браке и внебрачные дети. Для отмены усыновления существовала и причина идеологического характера. Предполагалось, что органы социального обеспечения будут иметь широчайшие задачи и функции, что будет устранена частная благотворительность, а заботу о детях целиком возьмет на себя государство. В первые годы советской власти роль государства в деле воспитания детей абсолютизировалась. Как писал П. И. Люблинский, «государство должно быть высшим опекуном ребенка... Государство рассматривает родительскую власть лишь как некоторую подчиненную его надзору форму попечения о ребенке… Государство, а не семья, определяет минимум необходимого для ребенка образования, ухода, благополучия семейные отношения перестают быть одним из институтов права частного, как - то традиционно признается, а становятся одним из отделов права публичного, проникнутого властным вмешательством государства".9

В литературе называлась еще одна, причина - теоретического характера. В основу семейного союза Кодексом 1918 г. было положено "действительное происхождение" детей. Это начало было несовместимо с институтом усыновления. Считалось, что усыновление создает искусственное  родство, а новое право, порывающее с фикциями вообще, и в этом случае от них отказывается.

Несмотря  на отмену права усыновлять, законодатель признавал отношения усыновления, возникшие ранее. Усыновленные в  дореволюционный период в соответствии с законодательством, действовавшим  на момент установления усыновления, приравнивались к родственникам по крови. Но признавались только такие отношения, которые  фактически действовали к моменту  издания Кодекса.

Как способ узаконения фактических отношений  усыновления во многих местах использовали институт примачества. Земельный кодекс Советской республики устанавливал, что состав крестьянского двора увеличивается в случае вхождения в крестьянский двор примака. Примаком мог быть не только несовершеннолетний, но и совершеннолетний. Иногда примаком являлось семейное лицо, тогда оно принималось на двор с семьей. После этого примак становился полноправным членом крестьянского двора и приобретал права на имущество общего пользования. Размер доли примака в имуществе крестьянского двора определялся исходя из времени его работы и вложенного труда. Существовал особый порядок вхождения примака в крестьянский двор. Этот вопрос решался всем крестьянским обществом, поскольку примаку предоставлялся земельный надел из общественного фонда.

Но  попытки использовать примачество как замену усыновления не удовлетворяли полностью ни интересам семьи, ни интересам ребенка, принятого в семью, так как порядок установления отношений примачества, правовое положение примака и членов крестьянского двора значительно отличались от модели желаемых отношений. Эти институты имели разные цели. В основе отношений примачества лежал договор между примаком и крестьянским двором, одним из основных условий которого был личный труд примака. Ребенок же принятый в семью, в силу возраста или физических данных не всегда мог участвовать в трудовой жизни семьи. Защита прав примака в отношениях с крестьянским двором полностью ложилась на него самого, тогда как при усыновлении защита прав несовершеннолетних поручалась усыновителям, родителям и соответствующим государственным органам.

В стране повсеместно росла детская  беспризорность. Кроме того, содержание огромного количества детских учреждений для детей, лишенных родительского  попечения, значительно увеличивало  государственные расходы страны, и без того находившейся в тяжелом  экономическом положении в результате войн.

Таким образом, необходимость возрождения  института усыновления становилась  все более очевидной. Вот почему незадолго до принятия нового, второго  по счету семейного кодекса появился Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. «Об изменении Кодекса законов  об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», которым  вводилась новая глава, посвященная  специально усыновлению.

Кодекс  законов о браке, семье и опеке 1927 г. уделял усыновлению сравнительно мало внимания.10 Его предписания в этой части либо имели общий, традиционный характер, либо содержали особенности, продиктованные новыми требованиями времени. По сути дела существовавший веками в России принцип сословности был сохранен и продолжал жить, но только в ином облике. Так, ни при каких обстоятельствах не допускалось усыновление ребенка лицами, не имеющими права быть опекунами. А это были лица, лишенные избирательных прав, причисляемые к «враждебным классам». Считалось, что нельзя допустить, чтобы воспитанием усыновленных занимались «враждебные элементы», которых выгоняли, выселяли, раскулачивали как классовых врагов. К тому же считалось, что кулак не может дать своему усыновленному ребенку надлежащее школьное воспитание, поскольку дети кулака принимались в школу при вакантных местах и в последнюю очередь. Подвергался сомнению и вопрос о том, может ли какой-нибудь нэпман обеспечить усыновленному им ребенку нормальное общественное, трудовое воспитание.

По  кодексу 1927 г. правовым основанием усыновления было постановление (решение) органа опеки и попечительства, после вынесения, которого усыновление регистрировалось в органах записи актов гражданского состояния. Отменить усыновление можно было двояким путем: с помощью либо органов опеки и попечительства, когда об этом просили родители, без согласия которых состоялось усыновление, либо суда.

Правовые  предписания того времени относительно усыновления были предельно лаконичными, что порождало множество проблем  в правоприменительной практике. И по мере накопления опыта становилось  ясно, что существующих правовых норм для последовательной защиты усыновленного  ребенка явно недостаточно. К числу  наиболее острых относился вопрос о  возможности усыновления без  согласия родителей. Путь к защите прав ребенка в таких случаях был  открыт еще в 1934 г. циркуляром Нарком проса РСФСР, разрешавшим усыновление без согласия родителей, если более года было неизвестно их местопребывание, а также когда они жили отдельно и не участвовали в воспитании и содержании несовершеннолетнего.

Усыновление детей в годы Великой Отечественной  войны 1941-1945 гг. позволило облегчить  судьбу тех, кто потерял родителей, и стало своеобразным символом проявления патриотизма и гуманности. Усыновление  детей, находящихся в эвакуации, потерявших свою семью и родителей, приняло массовый характер безотносительно  к национальной принадлежности усыновителя и усыновляемого. С целью усовершенствования действовавшего законодательства по усыновлению в 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении». Это был еще один шаг к укреплению правовых предпосылок усыновления. Он разрешал присвоить усыновленному ребенку фамилию, отчество усыновителя, записать его в качестве родителя. А таких семей было много, особенно там, куда эвакуировали детей. Поэтому усыновление детей гражданами среднеазиатских республик в годы войны приняло массовый характер.11Но только спустя много лет, в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР достаточно подробно и тщательно урегулировал отношения, связанные с усыновлением. И чтобы было ясно, что речь идет о детях обоего пола, в тексте этого кодекса стал фигурировать помимо термина «усыновление» термин «удочерение». Специальные правила, посвященные усыновлению без согласия родителей, изменению фамилии, имени, отчества усыновляемого, отмене усыновления только в судебном порядке, и прочие облегчали возможность такого усыновления, которое отвечало интересам ребенка, и одновременно не допускало неоправданного нарушения прав его родителей, других лиц. Теперь основной идеей усыновления стали интересы не только усыновляемого, но и лиц, желающих обрести родительские права и обязанности, стремящихся к тому, чтобы их семья была полной, а под интересами усыновляемого стали понимать, прежде всего, благоприятные условия его воспитания.

Обзор основных этапов развития законодательства об усыновлении в России наглядно демонстрирует, как время и своеобразие  того или иного отрезка истории  Государства Российского сказались  на усыновлении, которое, казалось бы, носило частный характер. Тем не менее, именно усыновление во все  времена как зеркало отражало особенности государственного воздействия  на семейные отношения. И, что не менее  важно, гл. 19 СК, посвященная усыновлению, позволяет утвердиться в понимании сути усыновления как способа устройства нуждающегося в том ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие  и условия усыновления

 

Усыновление (удочерение) - наиболее предпочтительная форма устройства детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей. Усыновление- это переход прав и обязанностей от биологических родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыновителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка. Если у несовершеннолетнего до усыновления существовали жилищные права, они сохраняются и после усыновления. Когда же появляются вопросы, связанные с наследованием, то усыновленный уже не наследует после своих биологических родителей. Здесь в качестве наследодателя выступает усыновитель, а наследника – усыновленный. Своеобразным исключением из общего правила является ст. 138 СК, позволяющая сохранить за усыновленным ребенком право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей еще до усыновления.12

Ежегодно  в России усыновляется около 30 тыс. детей. При этом около 18 тысяч детей  усыновляется отчимами, мачехами и 12 тыс. – посторонним и гражданами из родильных отделений больниц, роддомов, домов ребенка и других детских  учреждений, в которых содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей.

Основанием  возникновения усыновления является юридический акт компетентного  государственного органа, по действующему законодательству - решение суда. Волеизъявление усыновителя обычно рассматривается  как одно из условий усыновления. Представляется, что, таким образом, принижается правовое значение волеизъявления усыновителя. Решение об усыновлении  принимается судом, и правовые последствия  усыновления возникают лишь с момента вступления этого решения в законную силу. Однако и без волеизъявления усыновителя усыновление не может возникнуть. Усыновление нельзя рассматривать в качестве соглашения между усыновителем и ребенком, поэтому, основанием возникновения усыновления следует считать сложный состав юридических фактов: волеизъявление усыновителя и решение суда об усыновлении. Согласие на усыновление иных лиц - ребенка и его родителей - не входит в состав юридических фактов, влекущих возникновение усыновления. В ряде случаев усыновление возможно и без такого согласия.13

Усыновление имеет одновременно правоустанавливающее и правопрекращающее значение. С вступлением решения суда об усыновлении в законную силу между усыновителем и усыновленным возникают правоотношения, аналогичные родительским. В этом состоит его правоустанавливающее значение. Одновременно усыновление влечет прекращение всех правоотношений между усыновляемым и его родителями и родственниками. Усыновленные дети и их родители, и родственники взаимно освобождаются от всех имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей.

Основным  принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее  обеспечение при усыновлении  защиты интересов ребенка. Интересы ребенка должны быть определяющим критерием  при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении, при отмене усыновления и при  решении всех иных, более частных  вопросов. Так, например, не допускается  усыновление разными лицами братьев  и сестер, если до этого они воспитывались  вместе, за исключением случаев, когда  это соответствует интересам  этих детей.

Субъектами  отношений по усыновлению являются усыновляемые дети и усыновители. В  соответствии с пунктом 1 статьи 124 усыновление  допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Это связано с тем, что целью усыновления является обеспечение детям семейного воспитания и наделение усыновленных и усыновителей родительскими правами и обязанностями. С достижением совершеннолетия дети более не нуждаются в семейном воспитании, а родительские права и обязанности в отношении совершеннолетних детей также прекращаются. Фактическому усыновлению правового значения не придается, поэтому, если фактическое усыновление не было оформлено до совершеннолетия ребенка, впоследствии возможность такого оформления утрачивается.

К лицам, которые могут быть усыновителями, предъявляются многочисленные требования. Прежде всего, эти лица должны быть совершеннолетними и полностью  дееспособными.14

Определенные  требования предъявляются и к  возрасту усыновителя. Он должен быть старше ребенка не менее чем на 16 лет. Тем не менее, суду предоставлено  право, сократить эту разницу, если этого требуют интересы ребенка. Если усыновление производится отчимом  или мачехой ребенка, наличие  указанной разницы в возрасте не требуется.

Статья 127 СК содержит целый перечень лиц, которые  не могут быть усыновителями. Прежде всего, из числа потенциальных усыновителей исключаются лица, в прошлом допустившие  серьезные нарушения своих обязанностей по воспитанию детей; лица, лишенные родительских прав; лица, родительские права которых  были ограничены в судебном порядке; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей за ненадлежащее выполнение своих обязанностей; бывшие усыновители, в отношении которых  усыновление было отменено из-за того, что они выполняли свои обязанности  ненадлежащим образом. Невозможно усыновление  детей и лицами, которые, хотя и  не допустили никаких правонарушений, но по состоянию здоровья не могут  осуществлять свои родительские обязанности. Перечень заболеваний, являющихся безусловным препятствием для усыновления, установлен Правительством Российской Федерации от 1мая 1996 г., № 542. Это, прежде всего заболевания туберкулезом, онкологические заболевания, психические заболевания, повлекшие лишение дееспособности, заболевания и травмы, приведшие к инвалидности 1 и 2 группы, и некоторые другие болезни.

Информация о работе Усыновление (удочерение) детей Российской Федерации иностранными гражданами