Участие покурора в гражданском судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть институт участия прокурора в гражданском судопроизводстве во всех аспектах и уяснить для себя основные положения данной темы.
Задачами данной курсовой работы являются:
1) раскрыть цель участия прокурора в гражданском судопроизводстве;
2) выявить основания участия прокурора в гражданском судопроизводстве;
3) обратить внимание на формы и особенности участия прокурора в гражданском судопроизводстве;
4) обнаружить отличие процессуального положения прокурора от процессуального положения органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей, экспертов.

Содержание работы

1. Введение
2. Основная часть:
§1. Основания и цель участия прокурора в гражданском судопроизводстве.
§2. Формы участия и особенности процессуального положения прокурора в гражданском судопроизводстве.
§3. Отличие процессуального положения прокурора от процессуального положения органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей, экспертов.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.ГПП.docx

— 37.95 Кб (Скачать файл)

         В случае же обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина прокурор должен обосновать, почему гражданин лично не может предъявить иск (абз. 2 ч. 3 ст. 131 ГПК).

         В связи с этой нормой возникает вопрос: какое обоснование должен представить прокурор, предъявляя иск в защиту прав и интересов гражданина? Очевидно, в этих случаях, как правило, гражданин обращается с такой просьбой к прокурору сам, прилагая соответствующие документы (справку о состоянии здоровья, инвалидности и так далее). Если же заявление подается в интересах недееспособного лица, не имеющего представителя, прокурору об этом могут сообщить соседи и другие лица, которым стало известно о нарушении прав или злоупотреблении правами недееспособного. О таких фактах прокурор может узнать и из средств массовой информации88 С.А. Алехина, М.С. Шакарян. Гражданское процессуальное право. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 г..

          Возникает вопрос: как должен поступить судья, если прокурор не выполнил требование ч. 3 ст. 131 ГПК? Представляется, что судья вправе оставить заявление без движения (ст. 136 ГПК).

           В последние годы в деятельности прокуроров значительное место занимают дела об оспаривании нормативных правовых актов, противоречащих закону более высокого уровня, а также иные дела в защиту прав неопределенного круга лиц (о защите прав потребителей, охране окружающей среды и другое).

          Прежде чем предъявить иск, прокурор должен собрать необходимый фактический и доказательственный материал, проанализировать его. Однако в отличие от расследования уголовных дел прокурор не вправе допра-шивать свидетелей и совершать другие действия, отнесенные гражданским процессуальным законом исключительно к компетенции суда66 Ю.Е. Винокуров. Прокурорский надзор. - М.: Высшее образование, 2006 г..

       Иск прокурора, как и любые иные его действия в процессе, должен быть основан на проверенных материалах. В деле, возбужденном на основании заявления прокурора, его участие обязательно. Однако прокурор не связан в процессе своей первоначальной позицией и позицией лица, в интересах которого предъявлен иск. Он всегда должен руководствоваться законом. Поэтому если в ходе судебного разбирательства прокурор придет к выводу о том, что требования в части или в целом незаконны или не обоснованы, он должен отказаться полностью или частично от предъявленного им иска.

       Закон требует, чтобы лицо, в интересах которого начато дело по заявлению прокурора, извещалось судом о возникшем процессе и участвовало в нем в качестве истца (ч. 2 ст. 38 ГПК)22 Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации. «Российская газета», 2002 г. . Соблюдение этого требования необходимо, так как решение, вынесенное по иску прокурора, обязательно для заинтересованного лица. Отказ прокурора от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу (ч. 3 ст. 45 ГПК). При отказе прокурора от иска дело может быть прекращено производством лишь при условии отказа от иска и заинтересованного лица.           Требование заинтересованного лица должно быть разрешено в том же процессе, поскольку, как следует из закона, оно всегда участвует в деле (ч. 2 ст. 38 ГПК).

          Однако прокурор не может требовать рассмотрения дела или отмены определения суда о прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска, предъявленного в его интересах прокурором, если судом были соблюдены условия принятия отказа от иска (ч. 2 ст. 45, ч. 2 ст. 39 ГПК).

         Прокурор, предъявивший иск, дает объяснение по делу и участвует в прениях первым (ст. 174 ГПК). Он обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений (ст. 56 ГПК)113 П. В. Крашенинникова. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. - М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 2005 г.3.

          Если истец участвует в судебном заседании, он выступает после прокурора, предъявившего иск. Стороны вправе задавать вопросы прокурору, предъявившему иск и дающему объяснения по делу.

          Не являясь субъектом спорного правоотношения, прокурор не вправе распоряжаться материальным правом, в частности, не может заключить мировое соглашение. Отказ прокурора от иска является актом распоряжения лишь процессуальным правом. По этим же основаниям к прокурору нельзя предъявить встречный иск. Ответчик может предъявить встречный иск к лицу, в интересах которого возбуждено дело88 С.А. Алехина, М.С. Шакарян. Гражданское процессуальное право. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 г..

         Таким образом, при предъявлении иска прокурор занимает в деле положение истца, но только в процессуальном смысле.

         Второй формой участия прокурора в деле является вступление в него для дачи заключения в случаях, предусмотренных ГПК и другими федераль-ными законами. В ч. 3 ст. 45 ГПК установлено, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и в иных случаях, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Наряду с делами, указанными в ст. 45, в ГПК предусмотрено участие прокурора по некоторым делам, возникающим из публично-правовых отношений и осо-бого производства (ст. 252, ч. 3 ст. 260, ст. 273, ч. 3 ст. 278, ч. 1 ст. 284, ст. 288, ч. 2 ст. 304 ГПК). В СК предусмотрено участие прокурора в делах, затрагивающих интересы детей (ст. 70, 72, 73)33 Семейный Кодекс Российской Федерации. «Российская газета», 1995 г. .

          Заключение прокурора должно основываться на законе, подлежащем применению в рассматриваемом судом деле с учетом исследованных в судебном заседании доказательств. При исследовании доказательств прокурор, как лицо, участвующее в деле, вправе задавать вопросы сторонам, свидетелям, экспертам и специалистам; высказывать свое мнение по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства (ст. 35 ГПК).

         По окончании рассмотрения дела по существу прокурор дает заключение по делу в целом (ст. 190 ГПК). Выступление прокурора, дающего заключение, в прениях ГПК РФ не предусматривает. В отличие от ГПК 1964 года новый Кодекс не наделяет правом дачи заключения прокурора, по заявлению которого возбуждается дело.

        Прокурор не может давать заключение по делу, в котором прокуратура является стороной.

        Как при предъявлении иска, так и при даче заключения прокурор никаких решений по делу не принимает, он не вправе совершать процессуальные действия, входящие в компетенцию суда. Он может лишь, как и любое другое лицо, участвующее в деле, возбуждать перед судом ходатайство о совершении какого-либо действия либо о разрешении определенного вопроса.

         Прокурор не может вносить представление в суды второй и надзорной инстанций, если прокуратура является стороной по делу.

         В ГПК нет норм о даче заключения по делу в судах второй и надзорной инстанций. В связи с тем что, согласно ч. 3 ст. 45, неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, по которому он должен давать заключение, не препятствует разбирательству дела, в судебной практике возник вопрос о том, может ли прокурор вступить в дело во второй инстанции или в порядке надзора. Согласно п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г., прокурор вправе принести представление в суд второй и надзорной инстанций, если он участвовал в деле (абз. 1); в абз. 3 этого пункта указано, что "с точки зрения положений ст. 34, 35 и 45 ГПК" прокурор вправе подать названные представления независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции110 В.Г. Бессарабов. Прокурорский надзор. - М.: Проспект, 2006 г.0.

          Вывод о том, что прокурор является лицом, участвующим в деле, независимо от того, явился ли он в суд первой инстанции, правилен, поскольку его участие прямо предусмотрено законом и, следовательно, обязательно.

         Но представление прокурора - одно из оснований возбуждения дела в вышестоящих судах. При даче же заключения прокурор привлекается к участию в деле, возбужденном другими заинтересованными лицами. Поэтому более правильным было бы в таких случаях привлечение прокурора к участию в деле для дачи заключения по инициативе вышестоящих судов.

         Поскольку судебные постановления исполняются судебными приставами, переданными в подчинение исполнительного органа, на мой взгляд, в стадии исполнения судебных постановлений прокуратура обязана осуществлять надзор за законностью и своевременностью исполнения судебных решений; особое внимание должно обращаться на исполнение судебных решений, вынесенных по заявлениям и искам прокуроров, а также по делам о восстановлении на работе, взыскании алиментов на детей, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

        Прокурор может предъявить исполнительный документ ко взысканию по делам, возбужденным по его инициативе в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных органов, а также недееспособных граждан.

         Одна из задач прокуратуры - систематическое изучение и обобщение практики рассмотрения и разрешения жалоб, поступающих от граждан и организаций, сообщающих о фактах нарушения законности в работе организаций, а также о случаях обнаружения фактов ущемления прав организации и граждан. Рассматривая такие материалы, прокурор, прежде всего, принимает предусмотренные законом меры, направленные на устранение причин, порождающих эти нарушения, а в необходимых случаях обращается в суд в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, не имеющего возможности отстаивать в суде лично свои права, свободы интересы, а также в целях защиты государственных (публичных) интересов88 С.А. Алехина, М.С. Шакарян. Гражданское процессуальное право. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

§3. Отличие процессуального положения прокурора от процессуального положения органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей, экспертов.

       Участие в гражданском судопроизводстве органов государственной власти, органов местного самоуправления, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы других лиц по их просьбе либо нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, преследует общественные и государственные цели77 А.А. Чувилев. Прокурорский надзор в Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2002 г..

      Данная правозащитная функция возложена на государственные органы и на органы местного самоуправления как средства непосредственного и оперативного руководства обществом. Поэтому одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе.

       Участие в гражданском процессе органов по вопросам своей компетенции представляет собой самостоятельный гражданский процессуальный институт. Поэтому юридическая заинтересованность в исходе того или иного гражданского дела органов, участвующих в гражданском судопроизводстве в порядке ст. 46, 47 ГПК по вопросам своей компетенции, явилась основанием для отнесения их к лицам, участвующим в деле.

       Следовательно, государственные органы и органы местного самоуправления являются заинтересованными в силу компетенции лицами, участвующими в деле. Однако их заинтересованность носит исключительно государственно-правовой или общественный характер.

             Государственные органы и органы местного самоуправления, будучи лицами, участвующими в деле, обладают всеми процессуальными правами, принадлежащими этой категории лиц, закрепленными в ст. 35 ГПК66 А.А. Власов. Гражданское процессуальное право. - М.: ТК Велби, 2004 г..

         В лице своих представителей они имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства (в том числе об отводах), давать объяснения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 46 ГПК)22 Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации. «Российская газета», 2002 г. .

        Вместе с тем, не являясь субъектами спорного правоотношения, они не могут совершать такие процессуальные действия, которые направлены на распоряжение объектом процесса, то есть спорным правом (признать иск, заключить мировое соглашение).

        Следовательно, цель участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления состоит именно в защите нарушенных прав, свобод и законных интересов других лиц.

        Поэтому основаниями участия данных органов будет являться государственная или общественная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу функциональных полномочий. Государственные органы и органы местного самоуправления, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени.

        Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав, свобод и законных интересов других лиц:

1) обращение в суд с иском  или заявлением;

2) дача заключения по делу55 Ю.Е. Винокуров. Прокурорский надзор. - М.: Высшее образование, 2006 г..

1) Согласно ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 46 ГПК  государственные органы и органы  местного самоуправления могут  обращаться в суд в целях  защиты прав и охраняемых законом  интересов других лиц, а заявление  в защиту законных интересов  недееспособного или несовершеннолетнего  гражданина в этих случаях  может быть предъявлено независимо  от просьбы заинтересованного  лица или его законного представителя.

       Однако в ст. 46 ГПК также предусмотрено, что такое обращение возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. Поэтому в решении этого вопроса следует исходить из того, что право на обращение с суд в целях защиты интересов других лиц обусловлено функциональными полномочиями, компетенцией того или иного органа, которая определяется законом, уставом, положением.

Информация о работе Участие покурора в гражданском судопроизводстве