Судебное разбирательство в гражданском процессе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:20, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при рассмотрении и разрешении дела в судебном разбирательстве по гражданским делам.
Цель работы заключается в комплексном и всестороннем анализе одного из институтов гражданского процессуального права - судебное разбирательство гражданских дел.
Поставленная цель определяет постановку и решение промежуточных задач:
проанализировать судебное разбирательство как центральную стадию гражданского процесса;

Содержание работы

Введение
3
Глава 1
Судебное разбирательство как стадия гражданского процесса
6
§ 1.1
Понятие и значение стадии судебного разбирательства
6
§ 1.2
Роль председательствующего в судебном разбирательстве дела
12
§ 1.3
Составные части судебного заседания
18
Глава 2
Институт временной остановки судебного разбирательства по гражданским делам
33
§ 2.1
Отложение разбирательства дела
33
§ 2.2
Приостановление производства по делу, перерыв в судебном разбирательстве
37
Глава 3
Формы окончания гражданских дел без вынесения судебного решения
54
§ 3.1
Прекращение производства по делу
54
§ 3.1.1
Отказ истца от иска
57
§ 3.1.2
Мировое соглашение
61
§ 3.2
Оставление заявления без рассмотрения
66
Заключение
71
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа 19.05.12.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

2. Принцип непосредственности  заключается в обязанности судей, рассматривающих дело, лично исследовать в судебном заседании все доказательства и заслушать объяснения всех лиц, свидетелей. Факты, которыми располагает кто-либо из состава суда, полученные им вне судебного заседания (телепередача, книга, разговор и т.п.), не могут быть положены в основу решения, если они не исследовались в судебном разбирательстве, кроме того, эта информированность может служить основанием к отводу члена суда. Так как все должно быть исследовано непосредственно судьей, то при длительных процессах, возможно выбытие одного из судей, тогда процесс начинается заново. Институт судебных поручений (ст.62, 63 ГПК) является незначительным отходом от принципа непосредственности, но это исключение имеет место лишь тогда, когда собирание самим судом доказательств невозможно или затруднительно, всегда по данному поводу судьей выносится мотивированное определение. Существует определенный ГПК, где есть порядок выполнения таких поручений, при этом имеет важное значение, что судебное поручение (чаще всего, о допросе свидетеля, стороны) ведется судьей, протоколируется, и этот протокол в обязательном порядке оглашается в ходе судебного разбирательства, иначе он не может быть положен в основу решения. Значение принципа непосредственности состоит в том, что он гарантирует получение истинного знания о фактах, имеющих значение для дела, потому что сводит к минимуму опосредствующие, промежуточные звенья между судом и доказательственными материалами по делу. Нарушение принципа непосредственности может повлечь за собой отмену решения суда по мотиву его необоснованности (п.2 ст. 306 ГПК) и (или) незаконности (ч. 1, пп. 1 и 7 ч. 2 ст. 308 ГПК).

3. Непрерывность  процесса выражается в том,  что дело должно быть рассмотрено  от начала до конца в одном  судебном заседании, включая и вынесение решения или определения. Непрерывность процесса играет большую роль для формирования мнения по делу, сосредоточенности суда на материалах дела (судьи знают, что уже установлено достоверно, что еще требуется выяснить, кого допросить), так же это важно и для самих участников процесса, все должно быть компактно, последовательно. Так, если в ходе судебных прений суд вдруг установит, что необходимо выяснить еще какие-то обстоятельства по делу, то суд выносит об этом определение – «о возобновлении рассмотрения дела по существу», дело в этом же процессе «рассматривается», а затем заключение и прения сторон происходят в общем порядке (ст. 191 ГПК). По общему правилу решение суда выносится непосредственно после разбирательства. Но возможно, в порядке ст. 199 ГПК, вынесение лишь вводной и резолютивной частей, а составление полного решения происходит в течение трех дней. Это связано с тем, что по сложным и объемным делам для составления решения требуется много времени8. При этом суд объявляет, когда можно будет ознакомиться с полным решением суда. И, безусловно, не может быть, чтобы в резолютивной части решения суда, оглашенного по окончании судебного разбирательства, и после составления мотивировочного решения были расхождения.

Соблюдение  всех вышеназванных принципов и результативность судебного разбирательства напрямую зависят от председательствующего по делу (судьи).

 

1.2 Роль  председательствующего в руководстве  судебным разбирательством дела

 

В любом судебном разбирательстве роль председательствующего по делу очень актуальна.

В заседании  мирового суда председательствует мировой  судья, районного суда председательствует председатель этого суда или судья, в заседании других судов - председатель, заместитель председателя или член суда.

В суде первой инстанции роль председательствующего выполняет судья. В судах других инстанций роль председательствующего по делу выполняет один из судей, в зависимости от состава суда.

Полномочия председательствующего  относятся как к порядку судебного  заседания: он открывает заседание, руководит его ходом, является гарантом соблюдения порядка, может сделать предупреждение лицу, нарушившему порядок заседания, возбудить уголовное дело, закрывает заседание, назначает дату нового разбирательства, - так и к установлению истины по делу: суд должен объяснить, какие доказательства сторонам необходимо еще представить, в отношении каких фактов свидетели должны дать показания (а это делает именно председательствующий в процессе). Председательствующий обладает также и полномочиями, которые неразрывно связаны с предшествующими по соблюдению прав участников процесса: председательствующий разъясняет права и обязанности, последствия совершения или несовершения процессуальных действий. Председательствующий по делу как лицо, знакомое с материалами дела, решает вопрос об устранении из хода судебного разбирательства того, что не имеет значение для дела; на нем лежит и воспитательная функция судебного процесса.

От роли председательствующего  по делу, в большей мере, зависит  впечатление от всего процесса. Так, наибольшее внимание газеты уделяют изучению судебных процессов с лихо закрученными сюжетами, дуэлями сторон в судебных заседаниях, а если у дела политическая окраска и участвуют известные люди, то интерес двойной. Как правило, все яркие краски, сочные эпитеты, эмоциональные образы достаются преступникам и их жертвам, истцам и ответчикам, сыщикам и адвокатам. На судей красок уже не хватает. В результате в публикациях прессы судья, огражденный от «прочих смертных» своим высоким статусом и особым положением, изображается в деперсонализированной и стереотипизированной форме - как исполнитель социальной роли, часть безликой государственной машины, «штампующей» приговоры.

Так, примерно, в 40% изученной  прессы не упоминалась даже фамилия  судьи, председательствующего на процессе, не говоря уже о каких-либо его индивидуальных характеристиках9.

«Суд решил», «суд сказал» - вот зачастую все, что говорят о сложной ответственной работе судей журналисты, присутствующие на процессах.

Да, действительно, фамилия судьи и не обязательна, правосудие меньше всего должно зависеть от конкретного судьям и судебному департаменту что один судья, что сотня других вынесли бы аналогичное решение, это как раз то, что нам и нужно: стабильность решения, единая практика, единое понимание и трактовка закона. Даже мантия - одна (для судей мужчин и женщин), фемида судит с закрытыми глазами, эмоции не влияют на суть решения, оно подвластно только закону. Для публики важна фабула дела, для специалистов - правовой аспект, трудности же работы видны самим судьям и судебному департаменту, от которых зависит их работа (снабжение, кадры и т.п., правоохранительные органы). Однако председательствующий не должен быть деспотом в зале суда.

Так, Модельный кодекс Американской Ассоциации Юристов требует от судьи «быть терпимым, сдержанным, вежливым по отношению к сторонам, присяжным, свидетелям, адвокатам, представителям сторон и другим лицам, с которыми судья сталкивается в ходе ведения дела»10. Имеет значение и внешность судьи. Неподобающее поведение судьи может проявиться в унизительном высказывании или действии в отношении участников процесса, в демонстрации недоверия свидетелям, в необоснованных угрозах использовать свои полномочия. Не допускаются высказывания типа: «вы лжете», «не говорите чепухи», «ваш адвокат ничего не знает», «я вас изгоняю из зала», «я вас оштрафую» и т.д. Председательствующий действительно может удалить кого-либо из зала суда, вынести определение о наложении штрафа, остановить лицо, когда оно говорит не по существу, главное, чтоб все эти действия не были предвзяты и следовали объективно: сперва нарушение порядка заседания, а затем - санкция председательствующего при соблюдении правила соразмерности.

Так, в присяге судьи  значится: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть» (ст.8 Закона РФ «О статусе судей в РФ»11). Хотя прямой статьи нет, из смысла закона следует, что судья не должен позволять своему персоналу, работникам суда демонстрировать предубеждения расового, национального, возрастного, правового (в смысле позиции стороны по делу) характера (отмечу, что работники суда являются государственными служащими).

Требования председательствующего должны выполняться участниками процесса, включая и прокурора, и адвоката, и секретаря. Для обеспечения порядка в зале суда введен институт судебных приставов. Однако если лица считают, что председательствующий не прав, то он может сделать об этом заявление устно или письменно, об этом делается отметка в протоколе, и вопрос решается всем составом суда. Если судья единолично рассматривает дело, то он все равно должен разрешить возникшее противоречие: путем отмены ранее вынесенного им решения вопроса, то ли путем подтверждения12.

Например, судья, слушает  дело единолично, а ответчик все  время говорит не по существу, судья  делает ему предупреждение (то есть, по сути, замечание), а он возражает  и просит занести в протокол, судья  вторично делает предупреждение ответчику и просит его говорить по существу, иначе он может лишить его слова.

Председательствующий руководит  процессом доказывания. Однако ни решение  вопроса об истребовании доказательств, ни определение последовательности их исследования, ни, наконец, оценка доказательств не составляют его единоличной компетенции. Все эти вопросы решаются судебной коллегией13.

Особенно существенна  роль председательствующего, когда  определяется относимость доказательств. Председательствующий обязан устранять  из судебных прений все, не имеющее значения для дела. Поэтому он вправе, в частности, остановить свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, эксперта, если они в своих показаниях сообщают суду данные, не имеющие отношения к делу. Он вправе отвести вопросы, заданные свидетелю, потерпевшему, обвиняемому, эксперту, если они не относятся к предмету доказывания по делу и потому не могут служить выяснению истины. В случае несогласия с таким решением хотя бы одного из судей вопрос должен быть решен коллегиально. Роль председательствующего в процессе доказывания состоит, далее, в том, что он своей деятельностью по руководству судебным заседанием предотвращает и устраняет нарушения процессуальной формы доказывания, от кого бы они ни исходили. Тем самым он обеспечивает соблюдение процессуальных правил о допустимости доказательств.

Ряд действий председательствующего  служит необходимым условием осуществления  процесса доказывания в суде. К  числу этих действий, например, относится  разъяснение прав участникам судебного  разбирательства, удаление свидетелей до их допроса в отдельное помещение и принятие мер, чтобы они до их допроса не общались между собой, установление личности подсудимого. Председательствующий (вместе с секретарем судебного заседания) несет ответственность за полноту и правильность процессуального закрепления доказательств в протоколе судебного заседания, удостоверяя его своей подписью.

Председательствующий руководит  совещанием судей при вынесении  судебного решения. В частности, он ставит перед судьями в указанной  законом последовательности вопросы, относящиеся к предмету доказывания. Тем самым он вносит определенный порядок в процесс оценки доказательств.

Закон устанавливает, что  в судебном заседании должен соблюдаться  надлежащий порядок. При входе судей в зал заседания все присутствующие в нем обязаны встать. Решение суда все находящиеся в зале заседания лица выслушивают стоя. Лица, участвующие в деле, представители, эксперты, переводчики обращаются к суду и дают свои показания и объяснения стоя. Отступление от этого правила может быть допущено лишь с разрешения председательствующего.

Лица, участвующие в деле, представители, свидетели, эксперты, переводчики, а также все находящиеся в  зале судебного заседания граждане обязаны соблюдать в судебном заседании установленный порядок и беспрекословно подчиняться соответствующим распоряжениям председательствующего (ст.158 ГПК).

К лицам, нарушающим установленный  порядок в судебном заседании, применяются  меры, указанные в ст.159 ГПК. Лицу, нарушающему порядок во время разбирательства дела, председательствующий от имени суда делает предупреждение.

При повторном  нарушении порядка участники  процесса могут быть удалены из зала судебного заседания по определению  суда, а граждане, присутствующие при  разбирательстве дела, по распоряжению председательствующего. Кроме того, на лиц, виновных в нарушении порядка в судебном заседании, по определению суда может быть наложен штраф. Если в действиях нарушителя порядка в судебном заседании имеются признаки преступления, судья возбуждает уголовное дело и направляет материалы соответствующему прокурору. При массовом нарушении порядка гражданами, присутствующими при разбирательстве дела, суд может удалить из зала суда судебного заседания всех граждан, не участвующих в деле, отложить разбирательство дела14.

Председательствующий  должен принимать все необходимые  меры к обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка.

Осуществление правосудия предполагает не только строгое  соблюдение законов, но и высокую  культуру судебной деятельности. Подлинная  культура при разрешении конкретных дел выражается как в надлежащем оформлении зала судебного заседания, поддержании установленного законом порядка во время слушания дела, так и в правильных взаимоотношениях со сторонами, в спокойном и вдумчивом подходе к решению отдельных процессуальных вопросов, в ровном отношении ко всем участникам процесса.

Информация о работе Судебное разбирательство в гражданском процессе Российской Федерации