Современная глобализация конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в создании целостной концепции глобализации права, обосновании влияния глобализации на основные элементы права и выявлении концептуальных аспектов воздействия глобализации права на развитие национальных правовых систем.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- доказать объективность глобализации и выработать авторское ее определение; проанализировать возникающие глобальные проблемы и модели устойчивого развития формирующейся глобальной социальной системы;
- дать характеристику понятия, структуры и метода глобализации конституционного права;

Файлы: 1 файл

Современная глобализация Конституционного права.docx

— 101.84 Кб (Скачать файл)

Экономисты выделяют несколько форм экономической интеграции:

1) Самая простая форма - зона свободной торговли (отменяются таможенные пошлины). К свободной торговле добавляется единый внешнеторговый тариф, далее проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран, а также создается платежный союз (взаимная конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы).

2) Таможенный союз.

3) Общий рынок, включает в себя: свободную торговлю, единый внешнеторговый тариф, добавляется свободное передвижение капитала и рабочей силы. Проводится также согласованная экономическая политика.

4) Высшей формой является экономический и валютный союз, включающий проведение единой общей экономической и валютной политики. На какой стадии экономической интеграции находятся некоторые страны СНГ?

Среди проблемных сторон функционирования ЕС называют излишнюю бюрократизацию. Стремление к реформам институтов - процесс непрерывный и неизбежный в ЕС, расширяющемся и развивающемся, но не определившем при этом конечной цели (кроме как обеспечивать мир, ценности и благосостояние своих народов (ст. 1 - 3))25.

 

В настоящее время территориальные пределы расширения этой региональной организации26 (и соответственно правовое определение этого предела) настоятельно требуют своего оформления27. Реальная жизнь не позволяет включать в свой состав все большее и большее число государств.

Кроме того, Лиссабонский договор значительно меньше по объему Конституции ЕС. Его официальный текст вместе с 12 протоколами и 51 декларацией изложен на 277 страницах (полный текст Конституции составлял 852 страницы).

Причина многих бед заключается в излишней политизации права (право ЕС не является исключением), а международного права в особенности. Известный немецкий юрист начала XX в. Г. Еллинек отмечал, что нельзя приспособлять понятийный аппарат к политическим лозунгам, ибо от этого могут пострадать и наука, и лозунги.

Очевидно, что без провозглашения в национальном законодательстве каждого государства идеи верховенства (ясно выраженного) международного права сложно утверждать о примате международного права в глобальном масштабе. По сути, безусловного торжества международного права мы не наблюдаем даже в праве Европейского союза, как в общем (коммунитарном), так и национальном.

Например, в ст. 55 Конституции Франции 1958 г. отмечается, что договоры или соглашения, должным образом одобренные или ратифицированные, с момента их опубликования имеют силу, превышающую силу внутренних законов, при условии применения такого договора или соглашения другой стороной.

Таким образом, создается еще одно обоснованное дополнительное условие для возможности признания верховенства норм международного права над национальным законодательством - наличие взаимности выполнения условий договора другой стороной. В отношении участия Франции в деятельности такой структуры, как ЕС, имеются также косвенные ограничения - наличие соответствующих договоров (а это международное право), а также взаимное их выполнение (ст. 88-1, 88-2). Некоторые полномочия передаются в сфере экономики, финансов, а также для определения правил, относящихся к свободному передвижению людей и условиям жизни, которые с ним связаны (ст. 88-2). Очевидно, что это не глобальность, а всего лишь «хорошо сработанный» регионализм28.

Анализ зарубежных конституций показывает, что ссылки на международное право делаются достаточно осторожно. Так, Конституция Италии 1947 г. ссылается на основные принципы международного права (ст. 10); Конституция Швейцарской Конфедерации в ст. 5 подчеркивает, что Конфедерация и кантоны соблюдают международное право; действующая ныне Конституция Испании указывает на необходимость истолкования национальных правовых норм в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, а также относящимися к ним международными договорами и соглашениями, ратифицированными Испанией.

Примеры, приведенные выше, дают автору представление о европейском конституционном видении проблемы. Что же касается возможности включения в конституции иных регионов мира ссылок на международное право, то, например, в преамбуле Конституции Бразилии содержится небольшая ссылка на обязательства в отношении мирного разрешения споров в международных отношениях, особый акцент делается как раз же на региональной интеграции народов Латинской Америки с целью образования латиноамериканского сообщества наций (ч. «x» ст. 4).

Конституция Японии 1946 г. включает положение о том, что договоры, заключенные Японией, и установленные нормы международного права должны добросовестно соблюдаться (ст. 98).

Таким образом, многие государства мира в своих конституциях предпочитают ссылаться на принципы ООН, уважение прав человека, делают аналогичные декларативные заявления. Ряд стран Востока в целом идею прав человека в европейском «вестернизированном» варианте не приемлют в своей основе29.

Кроме того, эффективность международного права заключается не столько в провозглашении его верховенства, сколько в возможности реализации этой правовой идеи на национальном уровне.

А он (механизм имплементации), как показывает практика, даже в решении вопросов, касающихся прав человека (в региональном плане)30, довольно неповоротлив, не столько в силу политики, сколько по причине большого массива договоров и «жесткой» процедуры31.

Следовательно, сложно утверждать, что мировой пятидесятилетний период процесса закрепления норм международного права завершился полным его торжеством. Существующие глобальные проблемы - безработицы, бедности, голода, национальной и религиозной неприязни, вооруженных противостояний, ухудшающейся экологии и многие другие - свидетельствуют больше о возрастающих огромных перспективах решения совместными усилиями государств мировых бед, чем о приближающемся веке международной солидарности.

Завершив краткое, определяемое объемом заявленной курсовой работы описание этапов правовой глобализации (которые в целом соответствуют таким источникам международного и конституционного права, как обычай, закон и договор32, а также условно приняв мнение, что конституция - также договор «par exellens» между народом и властью), представляется необходимым дать определение глобализации как правового понятия, которая есть длительный, насчитывающий многовековую историю процесс усвоения населением мира позитивных идей справедливости, добра, всеобщего блага (всего того, что в наше время именуется комплексом прав и свобод человека, то, что сплачивает людей, за что они борются) в областях экономики, политики и других сферах общественных отношений, в дальнейшем получивших нормативное закрепление как в национальном законодательстве государств, так и в международном праве.

Глобализация - это сугубо позитивное в своей цели движение, смысл которого сводится к достижению добра. И.И. Лукашук писал о том, что глобализация призвана принести благо33. Глобализация может быть только позитивной, как позитивно и морально само право (особенно международное). Можно сказать, что даже в случае появления коллизии решение должно быть вынесено в пользу позитива. In dubio pro reo - в случае сомнения в пользу обвиняемого. В части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации содержится аналогичная, пережившая 25 веков норма: неустранимые сомнения трактуются в пользу обвиняемого.

Решение многих проблем видится в укреплении самого государства, его власти, его государственных институтов и механизмов государственного регулирования, т.е. всей атрибутики конституционного права. Такие понятия, как «уважение государственного суверенитета», «соблюдение национального интереса», «реализация концепции национальной безопасности», являются краеугольными во всей системе как национального, так и международного права.

Следовательно, государство как основная институционная форма существования современного миропорядка неизбежно должно сохраниться. Это важнейшее и безусловное условие глобализации в правовом контексте. Несмотря на обоснованную обеспокоенность, национальные государства остаются основными субъектами международного права. Идеей государственности начинается цивилизованная правовая история человечества, его писаная история.

В гипотетическом случае исчезновения суверенных государств (путем ослабления их суверенитета) с мировой арены мир ждет возврат к обычаю, традиции, далее к тому состоянию globo, когда земной шар, вращаясь по пути ускорения, уплотнялся, чтобы в будущем на нем возникла жизнь34.

Отсюда следует вывод о том, что единственным реальным и эффективным фактором воздействия на правовые процессы в сфере как национального, так и международного права остается сильное государство, с его законами и суверенным правом относиться к проживающим на его территории людям в рамках должного уважения к их правам и свободам.

Следовательно, проблемы правового статуса человека в условиях неизбежности тенденции мирового сообщества к усвоению позитивных идей для достижения всеобщего блага, в масштабах каждого государства и мира в целом, заключаются в регулировании национальным (конституционным) правом с учетом имеющихся универсальных ценностей, определенных в международных правовых источниках, но с преобладанием интересов самого государства, обязанного в силу своего суверенитета обеспечивать интересы национальной безопасности.

Безусловно, конституционализм как важнейшее правовое направление глобален. Весь спектр прав человека, во имя которого и принимается конституция, сосредоточен именно в этом документе. Требуется всестороннее изучение всех позитивных правовых тенденций, которые завоевывались человечеством веками, с целью их сохранения. Отход от основных принципов прав человека недопустим. При этом не следует забывать и международно-правовое направление исследования этого процесса. Безусловно, значимый предмет для изучения этого направления науки конституционного права имеется. Необходимо ли это?

Полагается, что это неизбежно, так как мировой ход истории указывает на усиливающиеся тенденции возникновения вызовов и угроз, связанных с дисбалансом сил в мире, как политических, так и экономических, раскачивающих то хрупкое равновесие, которое обеспечивалось завоеваниями предыдущей мировой войны и закреплено в Уставе ООН. Превентивные меры сохранения хотя бы и хрупкого, но мира - в значении состояния «не войны» - являются первостепенными для человечества. Древняя мудрость гласит: «Унция мира стоит тонны победы». Это особенно актуально в настоящее кризисное и весьма политизированное время. При этом увлеченность ряда политических сил институциональной и грубо технологической стороной опасного экспериментирования имеет следствием вторжение в суверенные интересы конкретных государств.

Современные вооруженные противостояния в государствах Африки и Азии приводят к гибели людей, бегству населения за пределы государства своего гражданства и в целом - к умалению государственных интересов в регионах. Следствием этого может быть глобальный отход этих государств от принципа мирного сосуществования, закрепленного в статье 1 Устава ООН, за торжество которого человечество заплатило слишком дорогую цену, составляющую свыше 30 млн. человеческих жизней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовая глобализация как фактор повышения роли конституционного права

 

В современном конституционном развитии проявляются находящиеся в противоречивом единстве закономерности, касающиеся, с одной стороны, объективно развивающихся процессов правовой глобализации, которая сводится не только к сближению, взаимопроникновению, но и конкуренции, соперничеству ведущих правовых систем современности, с другой - конституционно-правовой суверенизации, усиливающейся в последнее время, в том числе в системе западно-европейских демократий, осознания необходимости защиты суверенных прав, учета, сохранения социокультурных особенностей национально-государственных конституционных систем, функционирующих в тесном взаимодействии с международно-правовыми институтами35.

Уже поэтому в условиях глобализирующегося мира ценность конституционного права объективно возрастает. Это проявляется, во-первых, в актуализации в условиях новых глобальных угроз человечеству конституционно-правовой защиты ценностей демократии, прав человека, необходимости усиления конституционно-правового воздействия на общественные отношения; именно конституционно-правовыми средствами возможно последовательное обеспечение баланса между глобализационными процессами и необходимостью учета национальных и исторических особенностей правовых систем.

Во-вторых, процессы правовой глобализации при всех их транснациональных характеристиках объективно нуждаются в конституционных оценках на уровне национальных государственно-правовых систем с точки зрения принципиальных изменений в иерархических связях и зависимостях конституционных ценностей. В наши дни актуальным в этом плане является вопрос о глобалистских приоритетах: это свобода, неприкосновенность и права человека или безопасность?

Наконец, в-третьих, нельзя не учитывать, что глобализационные процессы неизбежно порождают конфликты и противоречия, в том числе юрисдикционного характера, и это актуализирует проблему поиска оптимальных механизмов их преодоления, нахождения компромиссов. В этой части особая роль принадлежит национальным органам конституционного контроля, их взаимодействию с международными юрисдикционными органами (Европейским судом по правам человека и др.).

Поэтому процессы правовой интеграции объективно нуждаются в конституционных оценках на уровне не только национальных государственно-правовых систем, но и международно-правовых механизмов.

Информация о работе Современная глобализация конституционного права