Реализация права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Cмысл и ценноcть для личноcти и общества в целом право имеет только в том cлучае, вот если оно реализуется. Если нет возможности претворить право в жизнь, вот то оно не несет в себе позитивного смысла. Нормы права позволяют определить cодержание права субъекта и тем самым cпособствуют его реализации. Это является основным предназначением норм права.
Реализация права - это осуществление возможностей, вот которые юридически закрепленны и гарантированны государством, вот а также проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.
Cлово «реализация» дословно означает овеществление. В настоящее время под реализацией понимают овеществление чего-либо, вот или претворение в жизнь какого-либо плана, вотпроекта и т.д. Соответственно, вот термин «реализация права» аналогичен по смыслу. Право реализуется, вотовеществляется в действиях, вот в активном поведении людей, вот в пользовании материальными и духовными ценностями, вот благами. Оно выступает как нечто нематериальное.

Содержание работы

Введение 2
1 Понятие реализации права. Применение как особая форма реализации права 4
2 Понятие, признаки и стадии применения права 9
3 Правоприменение в деятельности правоохранительных органов. Правоприменительные акты 17
3.1 Правоприменительные акты: виды, отличие от нормативных актов 17
3.2 Применение права в деятельности органов внутренних дел 19
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

2014 - Курсовая работа - Применение права.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное [2, с.56].

Позитивное правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а как непременное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, скажем, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. Таким образом, позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Соответственно, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но только в случае ее нарушения.

Процесс применения права распадается на ряд стадий. Стадия - это отрезок какого-нибудь процесса, который имеет свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретает относительную самостоятельность и завершенность.

Перечислим основные стадии:

1) установление фактических обстоятельств  дела;

2) формирование юридической основы  дела;

3) решение дела [2, с.55].

Как дополнительная стадия может выступать государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.

Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни данные стадии  протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и иную. В гражданско - процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны.

Стадия формирования фактической основы - это процесс доказывания наличия либо отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) при помощи фактов-доказательств. Таким образом все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.

Вторая стадия - формирование юридической основы дела - включает в себя следующие правоприменительные действия:

а) выбор юридической нормы, которая подлежит применению;

6) проверка подлинности нормы и  ее действия во времени, в пространстве  и по кругу лиц («высшая» критика);

в) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика);

г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Выбор юридической нормы, подлежащей применению, заключается в правовой квалификации определенного жизненного факта.То есть решается вопрос о том, на основании какой нормы должен рассматриваться данный случай. Происходит это на основе оценки фактических обстоятельств дела и их сравнения с содержанием определенной юридической нормы. В итоге такого сравнения решается вопрос о том, подпадает ли данный случай под  действие данной нормы. При этомнеобходимо уточнить отраслевую принадлежность нормы, ее системные связи с другими нормами,так как нередко правовую основу для решения дела могут создать лишь несколько норм в комплексе [3, c. 229].

В процессе поиска правовой нормы правоприменитель может столкнуться с пробелом в праве, т.е. отсутствием необходимой нормы. В таком случае в границах, допускаемых правом, правоприменитель  может использовать  прием аналогии, т.е. способ преодоления указанных пробелов.

Не всегда есть возможность  предусмотреть все допустимые обстоятельства, которые в последующем потребуют принятия юридического решения. Поэтому в ходе применения норм права могут быть обнаружены так называемые пробелы в праве.

Пробел в праве - это отсутствие нормы права, которая должна быть в системе права с точки зрения принципов и оценок самого права. Это такая ситуация, когда имеется факт, по своему характеру находящийся в сфере правового регулирования и требующий правового разрешения, однако норма права, которая его предусматривает, отсутствует.

Пробелы бывают:

а) первоначальные;

б) последующие.

Первоначальные пробелы - это пробелы, которые возникают по ряду причин (недостатки юридической техники, недоработки нормативного акта, непоследовательность либо медлительность законодателя и т.д.) с момента принятия закона либо иных нормативных актов.

Последующие пробелы появляются по причине развития общественных отношений, отставания права от этого развития, в результате чего возникают новые отношения, которые законодательство не могло предусмотреть.

Пробелы восполняются путем правотворчества.

Однако, суд не может отказать в совершении правосудия по причине отсутствия соответствующих норм. В данном случае суд принимает решения по аналогии закона или аналогии права.

Аналогия закона применяется:

а) при наличии определенной ситуации,которая требует вмешательства государственных органов для ее разрешения;

б) если отсутствует правовая норма, которая прямо предусматривает такую ситуацию;

в) если имеется правовая норма, которая предусматривает сходные, схожие факты.

Аналогия права применяется в тех случаях, когда отсутствует норма права регулирующая хотя бы сходные ситуации. В данном  случае вопрос решается исходя из общих тезисов права, принципов регулирования общественных отношений в той либо другой отрасли права.

Следуетотметить, что аналогия права и аналогия закона - явления исключительные.

По аналогии решаются только  те дела, которые рассматриваются в порядке гражданского и арбитражно-процессуального законодательства [4, с. 62].

В уголовных делах и делах об административных нарушениях аналогия не используется.

Уяснение содержания нормы права (путем толкования) заключается в поиске нормы права, выяснении ее точного смысла и содержания. Только на основе правильно понятой нормы может быть верно разрешено дело. Поскольку толкование правовых норм как стадия процесса правоприменения крайне специфично, его целесообразно детально рассмотреть в отдельном вопросе.

В ходе выбора, поиска правовых норм, которые подлежат применению, и уяснения их смысла зачастую обнаруживается, что в отношении определенного случая действуют несколько (две либо более) норм, противоречащих друг другу, т.е. обнаруживается их коллизия. В таких случаях правоприменяющий орган должен руководствоваться нормой, которая издана вышестоящим органом. Если же противоречащие друг другу нормы изданы одним и тем же органом, то необходимо применять норму, которая издана позже.

Если нормы национального права противоречат нормам международного права, то приоритет имеют последние (ст.8 Конституции Республики Беларусь) [5].

Любое государство имеет значительное количество нормативных правовых актов. Поэтому в правоприменительной деятельности допустимы и встречаются коллизии (противоречия) между двумя либо несколькими нормативно - правовыми актами.

Коллизия - это такая ситуация, когда один и тот же вопрос в двух нормативных актах решается по-разному.

Поэтому у правоприменителя, который реализует эти нормы, появляется вопрос, какой же нормативный акт применить.

Основной метод устранения таких противоречий - это правотворчество, т.е. в нормативный акт вносятся изменения либо он отменяется.

Впрочем,  данный путь не всегда бывает приемлем, так как  правотворчеству не всегда хватает оперативности.

В такой ситуации коллизию могут разрешить и сами субъекты реализации норм права.  Для этого необходимо знать следующие правила:

а) если противоречивые нормы содержаться в нормативно - правовых актах различной юридической силы, то приоритет имеет тот, который обладает высшей.

б) если противоречивые нормы содержатся в нормативных актах, владеющих равной юридической силой, то приоритет имеет тот, который издан позже.

в) если противоречивые нормы содержатся в нормативно - правовых актах равной юридической силы, которые приняты в одно время (день), то для специальных субъектов приоритет имеет специальный нормативный правовой акт по сравнению с общим, т.к. он шире раскрывает существо проблемы [4, с. 44].

Третья стадия - решение юридического дела - представляет собой не одномоментный акт, а также определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.

На данной стадии применения норм права обеспечивается реализация принятого акта. Потому что бывают случаи, когда принятое и доведенное до сведения исполнителей решение по делу не исполняется. Иначе говоря, сам факт издания акта применения не всегда гарантирует его проведение в жизнь. В связи с этим принципиально значимым является осуществление нужных мер для того, чтобы предписания правоприменительного акта были своевременно выполнены, реализованы в фактической деятельности субъектов права. Лишь после этого процесс реализации норм права путем их применения можно считать законченным.

Таким образом, правоприменение является не просто особой формой реализации права, а одной из основных форм. Для того чтобы издаваемые нормы права работали, недостаточно простого издания и исполнения данных норм. Зачастую необходимо применение властных методов, направленных на реализацию права. Именно на государство и его органы  возложенна данная задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Правоприменение в деятельности правоохранительных органов. Правоприменительные акты

 

3.1 Правоприменительные акты: виды, отличие  от нормативных актов

 

Результатом правоприменительной деятельности является акт применения права. Это официальное решение компетентного органа либо должностного лица по определенному юридическому делу, которое содержит  государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений [6, с.220].

Акты применения права и норматино-правовые акты имеют общие черты:

• это письменные акты - документы;

• исходят от государства;

• обладают юридической силой.

Однако акты применения по ряду признаков отличаются от нормативно-правовых актов:

а) нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, а акты применения права - индивидуального, обращены к определенным лицам, распространяются на определенный случай;

б) нормативно-правовые акты устанавливают, изменяют либо отменяют нормы права, а акты применения права - лишь реализуют общие предписания нормативно-правовых актов и используются на основе нормативно-правовых актов;

в) акты применения права не являются формами права, рассчитаны на однократное использование;

г) акты применения права есть разновидность юридических фактов, они служат основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений [7, с.307].

Структура актов применения права включает вводную, описательно-мотиви­ровочную и резолютивную часть.

В вводной части указываются название акта и принимающего его органа, дата, разрешаемое дело и основные его участники. В описательно-мотивировочной излагаются констатации касательно обстоятельств дела и подтверждающих их средств доказывания. В резолютивной части приводится само принятое решение с обозначением порядка его обжалования и опротестования.

По своим видовым особенностям акты применения права классифицируются на исполнительные и правообеспечительные. И те и другие могут быть основными и вспомогательными (подготавливают, корректируют процессы становления основного решения).

По субъектам, которые осуществляют применение права, акты применения права деляться на:

• акты государственных органов и общественных организаций;

• акты главы государства;

• акты органов государственной власти и управления;

• акты органов местного самоуправления;

• акты коллегиальные и единоличные.

По предмету правового регулирования (по отраслям права) различают:

• конституционно-правовые акты применения права;

• административно-правовые акты применения права;

• уголовно-правовые акты применения права.

По форме внешнего выражения акты применения права дифференцируются на:

• акты-документы (указы, приговоры, решения, приказы и т.д.);

• акты-действия (словесные и конклюдентные).

По юридическому значению акты применения права делятся на:

• основные, содержащие завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда);

• вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов (постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

По функциям акты применения права могут быть поделены на:

• регулятивные (скажем, приказ о повышении по службе);

• охранительные (скажем, постановление о возбуждении уголовного дела) [7, с.307].

В заключение следует отметить, что правоприменительный акт выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений. А поэтому не являются актами применения права те официальные документы, которые имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (официальная справка, грамота, диплом об окончании вуза и др.) [3, c. 235].

 

3.2 Применение права в деятельности органов внутренних дел

 

Органы внутренних дел являются одним из субъектов правоприменительной деятельности. Они руководствуются принципом публичности и в  установленной законом процессуальной форм приводят в действие специальный механизм, который складывается из реализации норм процессуального права, дееспособности его субъектов при наличии определенных юридических фактов, порождающих предусмотренные законом уголовно-процессуальные отношения.

Правоприменение осуществляется органами внутренних дел в направлениях и формах, которые предусмотрены законом, в организации деятельности других участников судопроизводства в соответствии с представленными им законом правомочиями и отведенными функциями, в использовании в необходимых случаях мер процессуального принуждения.

Признаки правоприменительной деятельности органов внутренних дел:

1. носит государственно-властный характер;

2. содержание правоприменительной  деятельности выражается в издании  на основе норм права индивидуальных  правовых предписаний (актов);

Информация о работе Реализация права