Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 02:27, контрольная работа

Описание работы

1. Сущность и значение прокурорского надзора.
2. Задача:
Прокурор, участвующий в заседании суда первой инстанции, рассматривающего гражданское дело, потребовал протокольно зафиксировать свое предостережение суду, которым он предупреждал суд, что в случае отклонения его предложения и вынесения им иного решения, он принесет протест на это решение.
Оцените правомерность поведения прокурора.

Файлы: 1 файл

готоваяКонтрольная прокурорский надзор.rtf

— 154.34 Кб (Скачать файл)

Согласно ч. 1,2 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

В ч. 2 ст. 45 ГПК РФ определенно, что прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Таким образом, предостережение высказанное прокурором, участвующим в деле является неправомерным, так как, не смотря на должностное положение данного лица, в судебном процессе он выступает наравне с другими лицами, участвующими в деле и не полномочен оказывать воздействие на судью. Прокурор имеет право опротестовать судебное решение в вышестоящую судебную инстанцию в законном порядке после его вынесения, согласно ст. 36 ФЗ «О прокуратуре» и ч. 1 ст. 35 ГПК РФ.

А именно: при любом решении суда и убежденности прокурора в его неправильности, он вправе подать протест, с указанием кем, когда и какой акт был принят, в чем состоит его противоречие или несоответствие закону и какому именно. Далее прокурором должны быть изложены требования о полной или частичной отмене вынесенного судом решения. Могут также излагаться требования относительно устранения причиненного изданием незаконного акта вреда. В соответствии с законом протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления.

Если же прокурор во время заседания хотел вынести предостережение о недопустимости нарушения закона, то необходимо было оформить его письменно, с указанием должностного положения прокурора, составившего предостережение, фамилии, имени, отчества и занимаемой должности предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной), к которой может быть привлечено предупреждаемое лицо. В предложенном контексте предостережение носит характер средства прокурорского реагирования и, соответственно, процедура оформления должна быть соблюдена полностью и без нарушений.

 

 

3. Практическое задание

 

Составить перечень актов прокурорского надзора (участия прокурора) в гражданском судопроизводстве со ссылками на статьи закона.

1. Заявление (исковое заявление) в защиту прав и интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - ст. 45 ГПК РФ.

2. Заявление по делам, возникающим из публичных правоотношений - 245 ГПК РФ.

3. Заявление об оспаривании нормативных правовых актов - 251 ГПК РФ.

4. Заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации - 259 ГПК РФ.

5. Апелляционное представление - ч. 2 ст. 320 ГПК РФ.

6. Кассационное представление - ч. 3 ст. 376, ст. 377 ГПК РФ.

7. Надзорное представление - ч. 3 ст. 391.1 ГПК РФ.

8. Представление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам - ст. 394 ГПК РФ.

Средства прокурорского реагирования - т.е. определенные акты - постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.

Требования закона, связанные с внесением протеста, представления, предостережения или изданием постановления, предусмотрены ст. 23, 24, 25 и 25.1 Закона «О прокуратуре РФ».

Так, в соответствии с п. 12 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195, в актах прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению.

Протест прокурора. Это самый распространенный вид прокурорского реагирования. Он вносится на противоречащий (не соответствующий) закону правовой акт, органов, организаций и должностных лиц, указанных в п. 1 ст. 21 Закона "О прокуратуре РФ". Протест выосится от имени прокурора или его заместителя, действующих в пределах своей компетенции. В нем указывается полное наименование органа, организации или должностного лица, издавших незаконный акт. Согласно п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре протест приносится на противоречащий закону правовой акт. Порядок рассмотрения протеста прокурора регулируется п. 2, 3, 4 ст. 23 Закона о прокуратуре. В соответствии с их требованиями протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления.

Статьями 30.10 и 30.12 КоАП РФ прокурору дано исключительное право обжаловать как не вступившие в силу решения по делам об административных правонарушений, так и вступившие в силу решения.

Представление прокурора. Представление как акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения предусмотрено ст. 24 Закона о прокуратуре. Это одно из наиболее широко применяемых прокурором актов в целях устранения как самих правонарушений, так и причин и условий, способствовавших их совершению. В нем указываются наименование прокуратуры и должностное положение прокурора или его заместителя, вносящего представление, наименование государственного органа, организации, учреждения или должностного лица, которым адресуется представление, описание выявленного нарушения или нарушений закона, основные причины и условия, способствовавшие этим правонарушениям, предложения прокурора о мероприятиях, необходимых для устранения правонарушения. Согласно п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре представление прокурора должно быть рассмотрено безотлагательно.

Постановление прокурора. Постановление прокурора как акт прокурорского реагирования предусмотрено ст. 25 Закона о прокуратуре. В соответствии с этим законом прокурор может вынести два вида постановлений: а) о возбуждении уголовного дела; б) о возбуждении производства об административном правонарушении.

Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом к этим постановлениям, является их мотивированность.

Постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в соответствии и в порядке, предусмотренном ст. 146-147 УПК РФ. Для его вынесения необходимы поводы и основания, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится руководителем следственного органа, следователем, дознавателем в тех случаях, когда в выявленном правонарушении имеются признаки преступления, то есть высокая степень общественной опасности, виновность, противоправность и наказуемость. Копия постановления о возбуждении уголовного дела немедленно (как правило в течении суток) направляется прокурору.

В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело.

Предостережение о недопустимости нарушения закона.

Этот акт прокурорского надзора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г. Он оформляется в виде специального акта, в котором указываются наименование прокуратуры и должностного положения прокурора, составившего предостережение, ФИО и должность предостерегаемого лица, а так же указание на последствия в виде ответственности.

прокурорский надзор судопроизводство

 

 

Список источников литературы

 

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014)

2. Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 08.03.2015).

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 08.03.2015).

4. Федеральный Закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 22.12.2014)

5. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 №1295-ФЗ (ред. от 08.03.2015)

6. Приказ Генпрокуратуры России от 07. 12.2007 № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".

7. Басков В.И., Курс прокурорского надзора. Учебник, М., 1998.

8. Винокурова Ю.Е. Прокурорский надзор. Учебник, М., 2001.

9. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор. Учебное пособие, М., 2008.

10. Скаредов Г.И., Участие прокурора в следственных действиях. М., 1987.

11. Чувилев А.А.. Прокурорский надзор в РФ, Учебник, М., 1999.

12. Акты прокурорского надзора. Методические рекомендации/Под ред. Ю.И. Скуратова. М., 1997.

Размещено на Allbest.ru

1 Ю.Е. Винокурова. Прокурорский надзор. Учебник. М., 2001.

2 Крюков В.Ф. Прокурорский надзор. Учебное пособие. М., 2008.

3 Крюков В.Ф. Прокурорский надзор. Учебное пособие. М., 2008.

4 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 22.12.2014) «О прокуратуре Российской Федерации»

5 Акты прокурорского надзора. Методические рекомендации/Пол ред. Ю.И. Скуратова. М., 1997.

 


 



Информация о работе Прокурорский надзор