Прокуратура как правовой институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – создание целостной концепции правового института прокуратуры, определить место и роль прокуратуры в системе государственных органов, исследование основных факторов, обусловливающих организацию и деятельность органов прокуратуры. В работе были поставлены следующие задачи:
- определить место и роль прокуратуры в системе государственных органов
- определить нормативно-правовое регулирование и принципы деятельности органов прокуратуры, структуру прокуратуры, правовой статус работников прокуратуры ;
- -сформировать выводы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Место и роль прокуратуры в системе государственных органов. Правовой статус прокуратуры в РФ…………………7
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование Полномочий прокуратуры и принципы деятельности органов прокуратуры……13
2.1. Правовые основы деятельности прокуратуры……………...…...13
2.2. Принципы организации деятельности прокуратуры…………...18
2.2.1. Принцип независимости………………………………………..19
2.2.2. Принцип гласности……………………………………………...19
2.2.3 Принцип централизации системы прокуратуры……………….20
Глава 3. Структура органов прокуратуры………………….………....25
Глава 4. Правовой статус работников прокуратуры……………….....30
Заключение……………………………………………………………...36
Библиографический список…………………………………………....41

Файлы: 1 файл

kak-pravovoi-institut.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

7) получать гонорары за публикации  и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и  юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, а также иные ограничения.

Эти общие для государственных служащих ограничения нашли дополнительно регламентацию по ряду положений в нормах закона о прокуратуре. Так, в ст. 4 Закона предусмотрено, что прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание таких объединений и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускается. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность не только с иной оплачиваемой, но и с безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Органы прокуратуры представляют собой самостоятельный независимый правовой институт, осуществляющий от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории всей РБ, всеми юридическими и физическими лицами. Принципы организации – это основные правовые положения, отражающие построения и деятельность органов прокуратуры.

Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозгласила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).

В системе государственной власти прокуратура Российской Федерации занимает неоднозначное положение. Согласно Федеральному закону прокуратура Российской Федерации представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ, и законов, действующих на территории Российской Федерации.

Компетенция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и законов распространяется на различные субъекты применения законов, которые относятся ко всем выделенным ветвям единой государственной власти. Кроме того, эта компетенция прокуратуры распространяется также и на органы местного самоуправления, которые согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Федеральным законом на прокуратуру также возложен надзор за:

• исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

• исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

• исполнением законов судебными приставами. Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, а также координацию деятельности правоохранительных органов.

Вышеназванные функции и направления деятельности определяют и основные параметры характеристики отношений прокуратуры с органами исполнительной власти. Особенно это касается ее отношений с иными правоохранительными, а также контролирующими органами. Все правоохранительные органы, равно как и органы вневедомственного контроля (надзора), являются специализированными органами контроля за исполнением (соблюдением) законов в соответствующих достаточно ограниченных сферах правовых отношений. Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы правовых отношений. При необходимости принятия мер по восстановлению нарушенной законности, выходящих за пределы объема установленных полномочий или их предметной компетенции, контролирующие органы обязаны обратиться или передать соответствующие материалы надлежащему органу или должностному лицу, например, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, в том числе путем обращения к прокурору. Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов правоохранительными и контролирующими органами, за соответствием принимаемых ими актов и решений по выявлению по устранению правонарушений и обстоятельств, им способствующих..

В системе органов государственной власти прокуратура РФ занимает неоднозначное положение. Не входя ни в одну ветвь власти, она выступает как система сдержек и противовесов в механизме разделения властей, способствует функционированию государственных органов, олицетворяющих традиционные ветви власти, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Это предполагает постоянное и тесное взаимодействие со всеми органами государственной власти в решении общих задач, стоящих перед государством.

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ закрепленные в Конституции РФ, Федеральном законе «О Прокуратуре РФ» и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве, а также содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных.

Соблюдение установленных законодателем принципов позволяет прокуратуре успешно выполнять стоящие перед ней задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов.

Основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры:

· надзор прокурора не только за точным, но и за единообразным исполнением законов;

· единство и централизация органов прокуратуры;

· независимость их от местных органов власти.

Органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру РФ, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим;

они действуют на основе законности, в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в ее составе, иными законами и подзаконными актами;

осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям;

принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и законных интересов государства, его органов власти и управления и привлечению виновных к установленной законом ответственности;

взаимодействуют с местными органами самоуправления, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления законности и правопорядка.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы. В связи с этим правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации"  в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом о прокуратуре.

Содержание службы в органах и учреждениях прокуратуры определяется совокупностью условий, действий и процедур, характеризующих особенности этой службы, которые ориентированы и прежде всего подчинены интересам оптимального выполнения прокурорскими работниками задач и функций прокуратуры.

Именно специфика задач, функций и полномочий прокуроров и следователей, условий их деятельности предопределяет необходимость законодательной регламентации требований, предъявляемых к этим лицам.

Прокурорские работники обязаны соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом "О государственной гражданской службы Российской Федерации". 

 

 

Библиографический список:

1.  Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. [Текст] / Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2.  О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный. Закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 [Текст] / "Российская газета", N 229, 25.11.1995.

 

3. Об утверждении общих принципов  служебного поведения государственных  служащих. Указе Президента РФ  № 885 от 12 августа 2002 г. [Текст] / "Российская  газета", N 152, 15.08.2002,

 

4 Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации [Текст]  Федеральный закон  от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ / "Собрание  законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005,

 

5. О государственной гражданской службе Российской Федерации[Текст] Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ / "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.

 

6. О системе государственной  службы Российской Федерации [Текст]/ Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ

(ред. от 28.12.2010)"Собрание законодательства  РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063.

 

  7. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления. [Текст]\ курс лекций / Г. В. Атаманчук. М., 2004.

  8. Глазунова, Н. И. Система государственного управления [Текст] учебник / Н. И. Глазунова. М., 2003.

  9. Рой, О. М. Система государственного и муниципального управления [Текст] / О. М. Рой. СПб., 2003.

10.  Григорьев В.Н. Прокурорский надзор / В.Н. Григорьев, А.В Победкин, В.В. Янин, В.Н. Калинин. – М.: Эксмо, 2009. – 544 с.

11.  Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» [Текст] / Е.В. Китрова, В.А. Кузьмин. – М.: ООО «Новая правовая культура», 2007.

12.  Макаренко М.А. Правовые и организационные прокурорского надзора: учебное пособие [Текст] / М.А. Макаренко. – Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2009. – 106 с.

13.  Рохлин В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации. [Текст] / Курс лекций. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та Генеральной прокуратуры РФ, 2008. – 112 c.

14.  Сухарев А.Я. Державное «око» в осаде (к вопросу о реформе прокуратуры): Учебное пособие. [Текст] / А.Я. Сухарев. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2007. – С. 12.

15.  Алиев Я.Л. Развитие прокуратуры России и взаимодействие с общественностью / Я.Л. Алиев, И.В.Кацуба, Н.М. Крамаренко [Текст] /Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2007. – № 3 (35). – С. 23-37.

16.  Андриянов В.Н. Прокуратура Российской Федерации в системе разделения властей / В.Н. Андриянов [Текст] / Вестник Тюменского государственного университета. – 2009. – № 2. – С. 73-78.

17.  Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти российской федерации [Текст] / И.В. Велиев /Современное право. – 2005. – № 10. – С. 30.

18.Российский прокурорский надзор: Учебник [Текст] / Под ред. А.Я. Сухарева. - М.: НОРМА, 2001. - 384 с.

 

19.Прокуратура как государственно-правовой  институт и ее положение в  системе правоохраны [Текст]  / А. Ю. Гулягина / Журнал российского права / . – 2011. – № 07. – С. 38-48. 

20. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления  \Учебник. - М.: Юристъ, 2005. 379 с.

 



Информация о работе Прокуратура как правовой институт