Приватизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной пере-стройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов.
Цель работы – рассмотреть основные социально-экономические последствия приватизации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы приватизации………………………………………………...5
1.1.Понятие приватизации……………………………………………………………………...5
1.2.Формы и способы приватизации. ………………………………………………………...10
Глава 2. Приватизация в России……………………………………………………………...12
2.1. Необходимость приватизации собственности в России. ……………………….……...12
2.2. Этапы приватизации……………………………………………………………………....14
2.3. Последствия приватизации в России…………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...…………...27

Файлы: 1 файл

privatizatsia.docx

— 56.49 Кб (Скачать файл)

Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация - не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации

 Приватизация является  тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает  предпосылки для реализации других  направлений реформы. Приватизация  разворачивается в условиях изменения  политической обстановки при  переходе от «дирижистской» модели  регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться  процессом деприватизации. Это подтверждает  постоянный характер приватизационного  процесса как инструмента государственного  регулирования. Проведение приватизационных  мероприятий в России сталкивается  с целым рядом объективных  препятствий. Прежде всего масштаб  предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).5

1.2.Формы и способы приватизации.

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

  • продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;
  • при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
  • при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
  • в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.6

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

  Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

 

 

 

 

Глава 2. Приватизация в России

2.1. Необходимость  приватизации собственности в  России.

Переходя к вопросу о необходимости проведения приватизации в России, следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным». На деле же был создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период). Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка;

  • система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;
  • устойчивость рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;
  • система социальной поддержки населения; наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;
  • право субъектов самостоятельно договариваться о цене;
  • развитие внешнеэкономических связей;
  • формирование у людей рыночных норма поведения.

 

В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к. при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.

Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

  • преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;
  • преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;
  • стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики;
  • изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.

На основании всего вышеизложенного можно сказать, что при участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административ-ного механизма управления экономикой.

2.2. Этапы приватизации

 Два этапа проведения  приватизации

 Чековый этап.

 Концепция проведения  приватизации государственной собственности  в Российской Федерации предусматривала  два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные  рамки указанных этапов были  определены следующим образом: этап  чековой приватизации — с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной  приватизации — с 1 июля 1994 г. по  настоящее время. Основными целями  первого (чекового) этапа приватизации  были:

  массовое разгосударствление  российской экономики, перераспределение  и закрепление прав частной  собственности в российском обществе  при минимуме социальных конфликтов;7

  • формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
  • обеспечение условий для повышения эффективности функциониро-вания российских предприятий;
  • создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;
  • содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
  • создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;
  • расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

 Начало реализации  чековой модели приватизации  осуществлялось в следующих условиях:

  а) избранный вариант  экономической реформы требовал  незамедлительного разгосударствления  и высоких темпов проведения  приватизационных процессов, что  с учетом масштабов российской  экономики неизбежно вело к  значительным организационным и  иным проблемам;

  б) Россия не располагала  квалифицированными кадрами, имеющими  соответствующий уровень подготовки  для быстрого и качественного  решения задач приватизации государственной  собственности;

  в) в стране практически  полностью отсутствовали необходимые  финан-совые ресурсы для выполнения  намеченных задач по приватизации  государственного имущества, а также  отсутствовал платежеспособный  спрос населения;

 г) в РФ насчитывалось  более 240 тыс. государственных и муниципаль-ных  предприятий, что требовало разработки  типовых стандартных процедур  приватизации, позволяющих в короткие  сроки провести их разгосударствление;

 д) иностранные инвесторы  не проявляли желаемого уровня  интереса к приватизации в  России.

Перечисленные условия определили следующие характерные черты российской модели приватизации:

1) массовый характер приватизации  обеспечивался за счет применения  жестких стандартных процедур, легко  контролируемых работниками государственных  органов среднего уровня квалификации;

2) форсирование приватизации  по времени осуществлялось посредством  включения в ежегодные госпрограммы  приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий  по приватизации; 3) отсутствие необходимых  финансовых средств должно было  быть компенсировано отчасти  путем бесплатной раздачи государственной  соб-ственности (в буквальном смысле  бесплатной или за приватизационные  чеки), а в остальном — путем  продажи по минимальным ценам

Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.

 

Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы при-ватизации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.

Информация о работе Приватизация в России