Предмет и система судоустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:10, контрольная работа

Описание работы

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд — организация всей судебной системы в целом и ее звеньев, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности хозяйственного суда, конституционного суда, органов внутренних дел, прокуратуры, органов юстиции, таможенных органов, органов налоговой службы и адвокатуры.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 41.29 Кб (Скачать файл)

 

1. Предмет и  система судоустройства. 

Предметом изучения курса «Судоустройство в Республике Беларусь» является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ними, и компетенция, которой они наделены для их осуществления. При этом на первый план выделяется именно организация правоохранительных органов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следственные органы и т.д. очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотношения между ними. Курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение терминологией, необходимой при изучении других юридических дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как «судебная власть», «судебная инстанция», «прокурорский надзор» и т.д.

Предмет курса определяет его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части — Общую и Особенную.

В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд — организация всей судебной системы в целом и ее звеньев, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности хозяйственного суда, конституционного суда, органов внутренних дел, прокуратуры, органов юстиции, таможенных органов, органов налоговой службы и адвокатуры.

 

 

 
2. Судебная власть  и правосудие. Конституционные принципы  судебной власти.

 

Судебная власть — система  независимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению от имени государства правовых споров, применению предусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений.

Судебная власть обладает рядом признаков.

Судебная власть осуществляется специальными государственными органами судами.

Исключительность судебной власти.

Независимость, самостоятельность  и обособленность судебной власти.

Судебная власть осуществляется путем судопроизводства.

Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом.

Властный характер полномочий суда.

Подзаконность.

Функция правосудия занимает  важнейшее место  среди направлений  правоохранительной деятельности, правосудие обладает рядом специфических признаков: а) правосудие осуществляется только указанными в законе способами (а именно рассмотрением  гражданских, уголовных, административных дел); б) правосудие реализуется с  соблюдением особого порядка (процедуры), который установлен процессуальным законодательством; в) правосудие осуществляется только особым органом – судом.

Правосудие – это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и применению на основе закона мер государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства. Основная цель - обеспечение обоснованного, законного и справедливого решения.

Конституционные принципы судебной власти (закреплены в конституции РБ)  
1.Принцип осуществления судебной власти только судами ,Ст.6,26 кодекса "о судоустройстве и статусе судей".

2.Принцип независимости судей  и подчинение их только закону. Ст.110 и 112 конституции Р.Б. Ст.25 кодекса "о судоустройстве и статусе судей" устанавливает систему гарантий этого принципа. 
3.Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Ст.113 конституции РБ. В ст.132 УПК уголовные дела в судах 1-ой инстанции рассматриваются единолично.

4.Принцип гласности судебного  разбирательства. Ст113 конституции РБ

5.Принцип состязательности и  равенства сторон в процессе. Ст.115 конституции РБ.

6.Принцип обеспечения права  граждан на судебную защиту ,Ст.60 конституции РБ

7.Право граждан на юридическую  помощь. Ст.62 конституции РБ.

8.Презумпция невиновности во  всех видах правосудия. Ст. 115 конституции РБ.

9.Принцип выборности и назначаемости судей. Ст. 116 конституции РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Судебная система. Статус судей и народных заседателей.  

Судебная система –  это совокупность взаимосвязанных  между собой судов организованных и действующих на территории государства  построенных в соответствии с  выполненными задачами и полномочиями. В соответствии со ст. 5 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей  в РБ» в судебную систему входят: Конституционный суд – орган  судебного контроля за конституционностью нормативно-правовых актов в государстве, осуществляющих судебную власть по средствам  конституционного судопроизводства. Общие  суды – осуществляющие правосудие по средством гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Хозяйственные суды – осуществляют правосудие по средствам хозяйственного и административного судопроизводства. Хозяйственные черты судебной системы: Единство судебной системы, которое  обеспечивается тем, что суды всех звеньев  имеют: Общие цели правосудия и задачи суда. Единые принципы организации  и деятельности суда. Руководство  единым законодательством. Верховный  суд является высшим судебным органом  и в рамках своей компетенции  осуществляет надзор за всеми общими судами. Разъяснение пленума верховного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении дел обеспечивающих единство судебной практики. Учет в  построении судебной системы суверенитета РБ, верховный суд является высшим судебным органом общих судов. Простота и доступность судебной системы  для населения.

Одной из важных характеристик  судебной системы является понятие  «судебное звено» («судебная инстанция»), которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и хозяйственных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

3 звено судебной системы  – Верховный Суд РБ  
     2 звено судебной системы – Областные и Минский городской суды 
     1 звено судебной системы – Районные (городские) суды  
     Военные суды имеют 3 звеньевую систему: 
     3 звено судебной системы – Верховный Суд РБ (в лице военной коллегии) 
     2 звено судебной системы – Белорусский военный суд  
     1 звено судебной системы– Межгорнизонный военный суд 
Статус судей.

Судья – носитель судебной власти, главное действующее лицо любой судебной системы.

 Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь». Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе».

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. ст_____________________________________________

Судьи являются неприкосновенными  в течение срока своих полномочий.   

На судью распространяются ограничения, связанные с государственной  службой.

Судья имеет право: требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц  и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных  на него обязанностей; запрашивать  информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных  лиц и иных граждан.

При осуществлении правосудия судьи  должны неукоснительно соблюдать Конституцию  Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты.

Судьи не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления.

Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий  всеми необходимыми параметрами, указанные в законодательстве РБ.

Определения уровня профессиональных знаний путем проведения квалификационных экзамен на должность судьи при комиссии, которые создаются: а) при Верховном Суде Республики ,б) при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь –

Судьи военных судов и Военной  коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначаются на должности  из числа военнослужащих, имеющих  воинские звания офицерского состава.

Судьи районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственных судов  областей (города Минска), судьи Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего  Хозяйственного Суда Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Судья общего или хозяйственного суда вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги.

Судьи назначаются на должность  сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности  до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе.

Для судей судов Республики Беларусь устанавливаются высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы.

Квалификационные классы присваиваются: а) высший квалификационный класс – Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, председателям Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; б) высший, первый и второй квалификационные классы – заместителям председателей и судьям Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; в) первый, второй, третий и четвертый квалификационные классы – председателям, заместителям председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов, а также судьям областных (Минского городского), Белорусского военного судов и хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов; г) второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы – судьям районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов. Судьям военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь присваиваются воинские звания офицерского состава.

Народный заседатель.

Граждане принимают непосредственное участие в рассмотрении суда 1 инстанции  отдельных категорий уголовных  дел в качестве народных заседателей. В таких случаях правосудие осуществляется коллегиально в составе судьи  и 2 народных заседателя. Народными  заседателями могут быть граждане РБ, достигшие 25 лет и владеющие белорусским  и русским языками. Не привлекаются к осуществлению правосудия лица: 
1) в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда 
2) лицо, признанное ограничено дееспособным иди недееспособным решением суда вступившим в законную силу 
3) состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах 
4) депутаты палаты представителей, члены совета республики, руководящие работники госорганов, судьи, прокуроры, сотрудники органов МВД и др. 
5)священнослужители 
Подбор кандидатов на должность народного заседателя сроком на 5 лет. Списки составляют на основании списков граждан РБ, имеющих право участвовать в выборах, референдумах. Включение граждан в названые списки производится с их согласия. Народные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия на срок не более 21 дня в году. Равные с судьями права и обязанности. Судья может освободить народного заседателя от дела на основании письменного заявления народного заседателя, если он: 
1) достиг 70 лет, 2) находится в социальном отпуске, предоставленном в соответствии с законодательством, 3) в соответствии со своими убеждениями или вероисповеданием считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия, 4) имеет иные уважительные причины 
Работа народных заседателей на время исполнения обязанностей в суде производится выплаты в размере среднего заработка по месту основной работы. 

Дело, начатое с участием народного заседателя должно быть окончено с его участием и по истечение  срока его полномочий. Орган или  должностное лицо, утвердившее список народных заседателей прекращает полномочия народных заседателей в случае умышленного  нарушения ими законодательства или совершения порочащего поступка, несовместимого с его высоким  званием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Прокуратура

 

Одна из важнейших функций  любого государства – поддержание  законности и правопорядка в обществе. Прокуратура является вторым важнейшим  после суда правоохранительным органом  государства. Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится  ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Информация о работе Предмет и система судоустройства