Правовые аспекты деятельности общества с ограниченной ответственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Наиболее распространенной организационно-правовой формой является общество с ограниченной ответственностью (далее - общество, ООО). Объяснение этому лежит как в названии данной правовой формы общества, так и в отсутствии публичного контроля внутрикорпоративной деятельности, включающей сам механизм индивидуализации, учета и перехода долей участия в уставном капитале ООО. К слабеющей конструкции названной корпоративной формы управления прибавилось отлучение рядовых участников от контроля над управлением общества, включая заключение крупных сделок, сделок с заинтересованностью, да и распределение прибыли в обществе нередко становилось прерогативой самой администрации. При регистрации ООО наше несовершенное законодательство позволяло недобросовестным соучредителям создавать фиктивные фирмы-однодневки по чужим документам, обманывать контрагентов и нарушать закон.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовое регулирование образования общества с ограниченной ответственностью
1.1 Правовая сущность общества с ограниченной ответственностью
1.2 Порядок и основные этапы образования общества с ограниченной ответственностью как субъекта предпринимательской деятельности
1.3 Устав общества с ограниченной ответственностью
Глава 2. Правовой режим деятельности общества с ограниченной ответственностью
2.1 Право собственности как основа ведения предпринимательской деятельности обществом с ограниченной ответственностью
2.2 Осуществление обществом с ограниченной ответственностью предпринимательской деятельности путем совершения гражданско-правовых сделок
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Диплом Правовые аспекты деятельности общества с ограниченной ответственностью.docx

— 142.02 Кб (Скачать файл)

Согласно  п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»36 военнослужащие не вправе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего.

При этом ни одним законодательным актом  не установлено, что нарушение военнослужащим данного запрета является основанием для прекращения его участия  в ООО37.

Согласно  п. 2 ст. 21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не вправе быть участником ООО и руководитель унитарного предприятия38.

Юридическое лицо по общему правилу может быть участником общества с ограниченной ответственностью в силу своей правоспособности (ст. 49 ГК РФ). Однако данное правило  не распространяется на хозяйственные  общества, состоящие из одного лица, - они, согласно пункту 6 ст. 98 ГК РФ, не вправе быть единственным участником другого  хозяйственного общества, состоящего из одного лица (см. также абзац третий пункта 2 ст. 7 Закона об ООО).

Необходимо  учитывать также установленные  законодательством для отдельных  групп юридических лиц ограничения  или запрет на участие в хозяйственных  обществах.

Например, учреждения могут быть участниками  хозяйственных обществ с разрешения собственника, в том числе с  использованием для этих целей доходов  учреждения от разрешенной ему деятельности (п. 4 ст. 66, п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Унитарные предприятия могут выступать  в качестве участников ООО, за исключением  кредитных организаций, участниками  которых они не могут быть, с  использованием в этих целях принадлежащего им на праве хозяйственного ведения  или на праве оперативного управления имущества только с согласия собственника имущества (ст. 6 и ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Кроме того, согласно распоряжению Правительства  Российской Федерации от 17 июня 2005 г. N 817-р39 федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и федеральным государственным учреждениям запрещено быть участниками обществ с ограниченной и с дополнительной ответственностью, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг, за исключением кредитных организаций.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками  обществ, если иное не установлено федеральным  законом40.

Указанный запрет действует в отношении  представительных и исполнительных органов, а также судов. Верховный  Суд РФ и Высший Арбитражный Суд  РФ в Постановлении Пленумов от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»41 дали разъяснение о том, что акты о регистрации созданных после 7 декабря 1994 г. хозяйственных обществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда право учреждать такие общества предоставлено соответствующим органам федеральным законом или иными правовыми актами, изданными до введения в действие ГК РФ.

В то же время в регулируемых Законом  об ООО правоотношениях могут  участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и  муниципальные образования. Данная правовая позиция нашла свое отражение  в судебной практике42.

В связи  с этим необходимо разделять понятия  «участие в ООО муниципальных образований, Российской Федерации и ее субъектов» и «участие государственных (муниципальных) органов власти, выступающих от своего имени»43. В первом случае речь идет об осуществлении от имени Российского государства и его административных единиц государственными и муниципальными органами44 полномочий собственника государственной (публичной) собственности. Во втором случае можно говорить о принятии государственными (муниципальными) органами решения о своем участии в ООО за счет собственной сметы доходов и расходов, финансируемой из бюджетов различных уровней.

Так, статьей 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»45 установлено, что органы местного самоуправления могут участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Это означает, что муниципалитет вправе участвовать в ООО только в случае осуществления функций собственника муниципального имущества.

Еще одним  случаем, когда федеральным законом  предусмотрено иное, является право  специализированных учреждений, осуществляющих продажу федерального имущества  в процессе его приватизации, осуществлять от имени Правительства РФ функции  по продаже приватизируемого федерального имущества (ст. 6 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»46). В соответствии с подп. 13 п. 10 раздела II Устава специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества»47 указанное учреждение выступает по поручению Правительства РФ учредителем (участником, акционером) хозяйственных обществ.

При решении  вопроса о возможном субъектном составе учредителей того или  иного общества с ограниченной ответственностью необходимо также учитывать правила, установленные специальным законодательством, регулирующим специфические сферы  деятельности (банковскую, страховую  и др.). Например, такие правила  содержат Положения ЦБР от 19 марта 2003 г. N 218-П о порядке и критериях  оценки финансового положения юридических  лиц - учредителей (участников) кредитных  организаций48 и от 19 апреля 2005 г. N 268-П о порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации49 и другие нормативные правовые акты.

Общество  может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником. Кроме того, как уже указывалось, общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее  из одного лица.

Если  общество учреждено одним лицом, данное лицо становится и его единственным участником, что, однако, не исключает  в дальнейшем возможности приема третьих лиц в состав участников общества с соблюдением установленных  Законом об ООО правил об увеличении уставного капитала, изменении устава и др. В этом случае участник, учредивший общество, будет продолжать оставаться его единственным учредителем, но общество уже не будет являться хозяйственным обществом с единственным участником.

Число участников общества не должно быть более пятидесяти. В случае если число участников общества превысит установленный предел, общество в течение года должно преобразоваться  в открытое акционерное общество или в производственный кооператив (артель), так как для этих организаций  количество участников не ограничено. Если в течение указанного срока  общество не будет преобразовано  и число участников общества не уменьшится до установленного законодательством  РФ предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную  регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или  органов местного самоуправления, которым  право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

Ранее отражение  сведений об участниках общества в  его уставе требовало внесения изменений  в устав и их государственную  регистрацию каждый раз, когда состав участников менялся. Данные положения  были слишком обременительны, кроме  того, на практике возникали проблемы, когда общее собрание участников по той или иной причине не принимало  решения о внесении изменений  в устав. Получалось, что лицо долю приобрело, статус участника - тоже, но в уставе в качестве такового не фигурировало50.

Законом N 312-ФЗ обязанность указания участников в уставе отменена, при этом в  Закон об ООО добавлена глава III.1, которая устанавливает обязанность  общества вести список его участников с указанием сведений о каждом участнике общества, размере его  доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере  долей, принадлежащих обществу, датах  их перехода к обществу или приобретения обществом.

Указанная обязанность возложена на единоличный  исполнительный орган общества, если иной орган не предусмотрен уставом. Порядок осуществления обязанностей, связанных с ведением списка участников общества, должен определяться его  уставом.

Соответствующий уполномоченный орган общества должен:

- вносить  в список участников общества  с ограниченной ответственностью  подлежащие отражению в нем  сведения;

- осуществлять  хранение и вести учет документов, являющихся основанием для внесения  записей в список участников  общества;

- вести  учет запросов, поступивших от  заинтересованных лиц, и ответов  по ним;

- осуществлять  иные действия, предусмотренные  уставом общества.

По своей  сути данная обязанность аналогична обязанности акционерных обществ, предусмотренной в ст. 44 Федерального закона «Об акционерных обществах». Однако список участников общества не имеет такого юридического значения, как, например реестр акционеров, выписка из которого подтверждает права на акции. Выписка же из реестра участников общества не всегда является документом, подтверждающим права на долю, так как в соответствии с п. 5 ст. 31.1 Закона об ООО в случае несоответствия данных, указанных в списке участников общества, сведениям, которые содержатся в ЕГРЮЛ, право на долю устанавливается на основании сведений из ЕГРЮЛ51.

В случае возникновения споров по поводу недостоверности  сведений о принадлежности права  на долю или часть доли, содержащихся в ЕГРЮЛ, право на долю или часть  доли устанавливается на основании  договора или иного подтверждающего  возникновение у учредителя права  на долю или часть доли документа.

Чтобы упорядочить  корпоративные связи в обществе, ст. 31.1. Закона об ООО вменяет в  обязанность участников ООО своевременно информировать уполномоченный орган  об изменениях персональных данных и  размеров доли. Как справедливо отмечают исследователи, данная обязанность  по сути дублирует работу нотариусов52.

В случае непредставления участником общества информации об изменении сведений о  себе с общества снимается ответственность  за причиненные в связи с этим убытки.

Сведения, внесенные в список участников общества с ограниченной ответственностью, являются открытыми и могут в установленном  порядке предоставляться заинтересованным лицам. В то же время общедоступность  сведений об участниках повышает риск рейдерских захватов53.

Следует отметить, что ст. 31.1. Закона об ООО  закрепляет обязанность общества с  ограниченной ответственностью обеспечивать ведение и хранение списка участников с момента своей государственной  регистрации.

При этом Закон N 312-ФЗ не содержит норм, определяющих особый порядок вступления в силу и действия указанной статьи, в  связи с чем подлежат применению общие правила гражданского законодательства, согласно которым (п. 1 ст. 4 ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в  действие.

Таким образом, отражать в списке участников общества с ограниченной ответственностью сведения об обстоятельствах, возникших в  период с момента регистрации  до 01.07.2009, общество не обязано - отражать необходимо только сведения об обстоятельствах, имеющих место на указанную дату.

 

1.2 Порядок и основные этапы  образования общества с ограниченной 

ответственностью  как субъекта предпринимательской  деятельности

 

Порядок учреждения общества можно условно  разделить на три этапа:

1) разработка  устава общества;

2) проведение  учредительного собрания общества;

3) государственная  регистрация общества.

В связи  с необходимостью одновременного наличия  и устава, и учредительного договора, общество в том виде, как оно  конструировалось ГК и Законом об ООО, оказалось находящимся в  промежуточном положении между  союзом лиц (персональным торговым товариществом) и союзом капиталов (капиталистической  торговой организацией, корпорацией). Наличие договора, регулирующего  отношения участников в течение  всего времени существования  общества с ограниченной ответственностью, является признаком товариществ, а  наличие устава - признаком хозяйственного общества.

Данный  подход обычно оправдывается тем, что  общество с ограниченной ответственностью - переходная организационно-правовая форма между хозяйственными товариществами и акционерными обществами54.

Некоторые исследователи полагали, что такое  положение, по замыслу законодателя, возможно, объясняется необходимостью наличия между участниками общества особых доверительных отношений, составляющих основу его успешного функционирования55.

Между тем  обозначенный подход не находит подтверждения  в законодательстве, которое определенно  относит общества с ограниченной ответственностью к хозяйственным  обществам. Кроме того, данный подход продемонстрировал свою практическую несостоятельность. Многие представители бизнеса считают, что учредительный договор представляет собой лишний документ. Он дублирует некоторые положения устава и осложняет работу общества. Дело в том, что любые изменения в уставе должны быть зафиксированы в учредительном договоре, то есть его нужно постоянно менять56. Как справедливо отметил Я.А. Юкша, наличие «договорного» подхода в российской правовой системе часто не дает обществу с ограниченной ответственностью нормально функционировать57.

Очевидно, учитывая указанные обстоятельства, с 1 июля 2009 года в число учредительных  документов общества больше не входит учредительный договор. Таким образом, общества с ограниченной ответственностью стали уставными коммерческими  организациями58.

Информация о работе Правовые аспекты деятельности общества с ограниченной ответственностью