Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:49, контрольная работа
Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение “как можно более тесного союза европейских народов”.
Государствами-членами Европейского Союза на сегодняшний день являются Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г.); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.); Греция (с 1981 г.); Испания, Португалия (с 1986 г.), Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г.) и др.
Глава 1. Место Совета в системе органов Европейского Союза …………...2
Глава 2. Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза ….7
Глава 3. Порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза ….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….20
Для ускорения законодательного
процесса, а также для увеличения
профессионализма в принятии решений
Совет учреждает на постоянной или
временной основе комитеты специальной
компетенции, а также рабочие
группы. Членами данных органов являются
уже не дипломаты, а эксперты в
конкретной области общественных отношений.
Они обсуждают в
Coperer фактически те же функции «фильтра», что и Coperer для Совета. В настоящее время в рамках Совета функционирует примерно 250 специальных комитетов и рабочих групп.
Немаловажным органом
является и Генеральный секретариат
– подразделение Совета, которое
обеспечивает организационную и
техническую стороны работы данного
института, а также выполняет
часть представительских
Возглавляет данное подразделение
Генеральный секретарь, о котором
уже частично говорилось выше. Он же
является Высоким представителем по
вопросам общей внешней политики
и политики безопасности. Текущее
руководство лежит на заместителе
генерального секретаря. Кроме того,
Генеральный секретарь
Глава 3. Порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза.
Совет созывается на заседания его Председателем и работает на непостоянной основе. Официальное место нахождения Совета - г. Брюссель. Три месяца в году (апрель, июль и октябрь) заседания Совета проходят в Люксембурге.
Форма работы, таким образом – сессионная. Кроме собственной инициативы, согласно ст. 204 Договора о ЕС Председатель обязан созвать Совет также по требованию Европейской Комиссии или любого члена Совета. Сроки проведения сессий точно не установлены (примерно 100 сессий в год), но «за семь месяцев до начала выполнения своих функций Председатель (при необходимости, после консультации с предшествующим и будущим председателями) извещает о днях, которые намечены им для проведения сессий Совета» (ст. 1 Временного Регламента). Как правило, сессия проходит в течение одного дня (причина этого – большинство вопросов относятся к части А, т.е. не требуют обсуждения). Второй частью повестки заседания, определенной Председателем, является часть В – вопросы, по которым не было достигнуто необходимого согласия.
Кворум на заседаниях Совета составляет большинство списочного состава, т.е. 13 из 25. Также ст. 206 Договора о ЕС предусмотрена возможность делегирования права голоса другому члену Совета.
В исключительных случаях, если
вопрос носит неотложный характер,
применяется «письменная
Если согласия при обсуждении вопроса достичь не удается, важным становится вопрос о способе принятия решений в данном органе. Можно выделить три основные способа – единогласие, простое большинство голосов и квалифицированное большинство голосов.
Первоначально решения по
всем основным вопросам Совет должен
был принимать единогласно. Такой
порядок давал каждому
Для принятия решения простым большинством в Совете необходимо, чтобы его поддержали свыше половины от общего числа членов, т.е. фактически абсолютное большинство от общего состава Совета. Согласно ст. 205 Договора о ЕС «Совет принимает решения большинством голосов его членов, если … Договор не предусматривает иного».
Начиная с 1986 г. принцип единогласия
постепенно вытесняется принципом
квалифицированного большинства. Когда
Совет принимает решения
Ранее для принятия решения в Совете квалифицированным большинством необходимо было минимум 62 голоса “за” из общего числа 87 (примерно 71 проц.).
В Европейском Совете при
принятии решений квалифицированным
большинством проводится взвешенное голосование.
Государства разбиты на группы и
подгруппы больших, средних и
малых государств. Внутри группы государства
приравнены друг к другу. Каждое из
них имеет фиксированное
Проводимое Ниццcким договором и Декларацией № 20 о расширении Европейского Союза перераспределение обусловлено тем, что в ближайшие годы в ЕС вольются в основном малые и средние страны. Оно достаточно подвижно и может меняться в зависимости от темпов расширения. Так, на заседании Европейского Совета в декабре 2002 г. в Копенгагене уже были сделаны некоторые цифровые уточнения в связи с тем, что вступление Болгарии и Румынии в состав Союза отложено до 2007 г. Но в целом оно рисует следующую перспективу.
Паритет между Великобританией, Германией, Италией и Францией сохраняется. Они получают по 29 голосов вместо нынешних 10. Чуть меньше у Испании - 27. К ней приравнивается Польша. У Нидерландов - 13. Далее следуют Греция, Чехия, Бельгия, Венгрия и Португалия - по 12; Швеция и Австрия получают по 8. Словакия, Дания, Финляндия, Ирландия и Литва - по 7. В группу малых стран с 4 голосами включаются Словения, Эстония, Кипр и Люксембург. Наименьшее число голосов (3) у Мальты. После вступления в ЕС Румынии и Болгарии, за которыми зарезервированы соответственно 14 и 8 голосов, их суммарное количество достигнет 345.
Для принятия актов, вносимых в Европейский Совет на утверждение Европейской Комиссией, потребуется по меньшей мере 258 голосов ''за'', поданных большинством государств-участников. В других случаях для принятия актов в Совете будет нужно по меньшей мере 258 голосов ''за'', поданных, по крайней мере, двумя третями государств-членов. Дополнительная ''страховочная сетка'': в случаях, когда Совет будет принимать решение квалифицированным большинством, любой член Совета сможет потребовать проведения проверки того, что государства-члены, составляющие это квалифицированное большинство, представляют по меньшей мере 62 процента всего населения Союза.
Таким образом, тенденцией развития Совета и Европейского Союза в целом является постепенная отмена права вето государств-членов, она получила развитие как в Европейских сообществах, так и ОВПБ и СПСО – второй и третьей опорах Союза.
Правоведы по-разному классифицируют полномочия Совета. Традиционно выделяются полномочия в сферах законодательной, исполнительной власти, по формированию органов и назначению должностных лиц Европейского Союза, внешнеполитические полномочия. Но кроме этого, в указанных сферах необходимо еще особо выделять полномочия Совета в рамках двух «некоммунитарных» опор Европейского Союза. (ОВПБ, СПСО).
Рассмотрим далее полномочия Совета Европейского Союза подробнее. Основополагающее значение среди прав и обязанностей Совета, конечно имеют законодательные полномочия – правовое регулирование общественных отношений посредством издания нормативных правовых актов. Согласно ст. 7 Внутреннего регламента «Совет действует в качестве законодателя в значении второго абзаца параграфа 3 статьи 207 Договора о ЕС в случаях, когда он принимает нормы, имеющие юридически обязательный характер на территории государств-членов или для самих государств-членов, в форме регламентов, директив, рамочных решений или решений, издаваемых на основании соответствующих положений учредительных договоров…».
Совет осуществляет также
бюджетную функцию, принимая совместно
с Европейским парламентом
Здесь же можно отметить
и некоторые контрольные
Так как Совет имеет сессионный режим работы, данный орган не слишком приспособлен для осуществления задач исполнительной власти. Но тем не менее, Совет наделен рядом исполнительно-распорядительных полномочий. Так Договором о ЕС предусмотрено право Совета принятия «мер по исполнению» законодательных актов Сообщества. Широкими полномочиями наделен Совет по «координации общей экономической политики государств-членов (ст. 202 Договора о ЕС) Ежегодно Совет утверждает «общие ориентиры экономической политики» (план экономического развития ЕС) как для всего Союза, так и для отдельных стран-участниц. С принятием Единого европейского акта, а затем с подписанием Маастрихтского и Амстердамского договоров сфера ведения Сообществ и Союза была заметно расширена, а значит изменились и полномочия Совета. Формула, согласно которой Совет координирует общую экономическую политику получила весьма расширительное толкование, речь идет также и о социальной сфере в равной степени (занятость, здравоохранение, образование, наука, технологическое развитие – ст.ст. 149, 151, 166 Договора о ЕС). Совет наделен также правом применять штрафные санкции (как ранее уже отмечалось). Кроме того, Совет может предоставлять финансовую помощь государствам-членам, испытывающим серьезные экономические трудности (ст. 100 Договора о ЕС).
При рассмотрении данного подвопроса, следует обратить особое внимание на важные полномочия Совета в рамках второй и третьей опор Союза. Согласно ст. 13 Договора о ЕС Совет принимает решения, необходимые для определения и осуществления общей внешней политики и политики безопасности, опираясь на постановления Европейского Совета. Именно Совет обеспечивает единство, монолитность и эффективность действий Союза. Совет определяет операциональную активность Союза, направленность деятельности в конкретных областях, цели совместных действий, сферу их применения и т.д. Если какое-либо государство-член Союза сталкивается с особыми трудностями в осуществлении совместных действий, оно должно поставить Совет в известность, который путем обсуждения и обмена мнениями должен найти соответствующее решение возникших проблем. Разрабатываемая и принимаемая Советом общая позиция по вопросам внешней политики и безопасности должна служить основанием для осуществления национальных внешнеполитических акций и внешней политики государств-членов Союза. Амстердамский договор внес некоторые уточнения в позицию Европейского Союза по вопросам общей политики и безопасности. Основной упор делается на сотрудничество с Западноевропейским союзом. Совет, совместно с институтами Западноевропейского союза и опираясь на решение Европейского Совета определяет условия практического участия всех государств-членов в осуществлении соответствующей миссии Союза, с тем, чтобы они возможно полно и на началах равенства сотрудничали при планировании и принятии решений в рамках Западноевропейского союза.
Амстердамский договор внес некоторые коррективы и в осуществление полномочий Совета в рамках третьей опоры. В этой сфере Совет наделяется правом принятия нормативно-правовых актов прямого действия, обязательных для всех государств-членов, согласившихся с распространением на определенные области режима права ЕС. Совет должен всемерно способствовать развитию сотрудничества в области борьбы с преступностью, в частности, добиваясь активизации и поддержки деятельности Европола и его сотрудничество с соответствующими национальными службами. Совет поддерживает обмен кадрами и опытом, проведение совместных исследований, создание единого фонда документации, обобщение статистических данных. По вопросам, связанным с борьбой против преступности, необходимое согласование и обмен информацией, а равно проведение консультаций государств-членов осуществляются в рамках Совета Европейского Союза и его аппарата.
На государство-председателя Договор о Европейском Союзе возлагает ответственность за «осуществление решений», принятых в сфере общей внешней политики и политики безопасности, а равно по вопросам сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. (ст.ст. 18, 37).
Информация о работе Правовой статус совета Европейского Союза