Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 15:09, реферат

Описание работы

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Файлы: 1 файл

Правовая культура.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

 

Правовая культура является одной из приоритетных составлющих теоретической конструкции «более сложных форм правовых культур (например, религиозной, политической, национальной и др.» , которые чаще всего реально существуют и функционируют в правовой действительности.

  В зависимости от носителя правовой культуры различают три её вида: 
-правовая культура общества; 
-правовая культура личности; 
-правовая культура группы.

Правовая культура общества

Правовая культура общества — часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности

Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие её правомерную деятельность. 
Правовая культура личности предполагает: 
1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез); 
2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез); 
3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез). 
 
Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нём как о социальной ценности, и главное — активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности — это её позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Правовая культура группы

В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры — правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов:

Уровень правосознания и правовой активности граждан

Этот элемент выражается в степени освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами, направленности на соблюдение запретов, использование прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т. д.

Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.

Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний. Гражданин — не юрист — использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Это, прежде всего, знания принципов права, основных норм конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и другого. Должны быть в общем виде известны гражданину нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность и общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, для коммерсантов — гражданско-правовая ответственность.

Имеется такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение (условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры. Поэтому каждый гражданин должен быть заинтересован в правовой культуре. Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц ещё не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и проявлять правовую активность.

  • уровень правотворческой деятельности и состояние законодательства — выражается в совершенстве содержания и формы нормативно-правовых актов, в их качестве, продуманности, согласованности, культуре юридических текстов, то есть в юридической технике подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых актов, решения процедурных законодательных вопросов. Все это вместе взятое — показатель уровня правотворческой (в том числе законодательной) культуры;
  • уровень судебной, правоохранительной деятельности и состояние правоприменительной практики — выражается в качестве работы правоприменительных, судебных, правоохранительных и иных органов, что является показателем правореализующей культуры должностных лиц, их профессионального знания законодательства, четко налаженной работы по рассмотрению правовых вопросов и доведению их до полного юридического разрешения.

Юридическая практика — это юридическая деятельность по принятию, толкованию, применению правовых предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Правоприменительная, судебная, следственная, прокурорского надзора, арбитражная, нотариальная и другие виды юридической практики представляют собой специфическое производство, соответствующим образом организованное и спланированное. Её субъекты — юристы-профессионалы. Их деятельность — показатель уровня правоприменительной культуры.

  • Режим законности и правопорядка — состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права. Прочность правопорядка зависит от состояния законности, без которой невозможна правовая культура. Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение — это основа режима законности и правопорядка.

Все названные элементы правовой культуры являются теми юридическими явлениями, которые входят в правовую систему общества.

Евразийская правовая культура

На рубеже XX-XXI вв. в политической мысли Российского государства вновь возник интерес к такому направлению, как евразийство. Важнейшей вехой в истории евразийского мировоззрения стал приход к власти В.В. Путина, который в своем программном заявлении на съезде глав стран Тихоокеанского региона в Брунее провозгласил Россию евроазиатской страной и сделал акцент на том, что это не просто географическая констатация фактов. В этой связи исследование истории евразийского направления актуально для политической мысли России.

Евразийство как геополитическое и социально-философское учение сформировалось в 20-30-х гг. XX века в среде российской эмиграции. Его основателями стали великие русские мыслители: Г.С. Трубецкой, П.П. Сувчинский, П.Н. Савицкий, В.Н. Ильин, Н.Н. Алексеев, Г.В. Флоровский, М.М. Шахматов, Г.В. Вернадский и Л.П. Карсавин.

Евразийцы начали свою издательскую деятельность в Софии в 1920 г., а затем активизировались поочередно в столицах разных европейских государств - Праге, Париже, Берлине. Кроме монографических трудов и сборников статей, они выпускали тематические сборники "Евразийская хроника" в Праге и "Евразийский временник" в Берлине и Париже, а со второй половины 1920-х гг. печатали во Франции газету "Евразия".

В политическом плане евразийство оказалось одной из ветвей более широкого движения - сменовеховства. В целом для сменовеховцев были характерны такие черты, как пестрота составных частей идеологии, неопределенность позитивной программы, противоестественная широта идеологического охвата при общей нечеткости положений политической платформы. Евразийство сумело более определенно выразить политические устремления сменовеховства, придав ему достаточно четкие программные и теоретические установки.

Ведущим аспектом идеологии евразийцев стала мысль о замкнутом самодостаточном пространстве, представляющем собой обособленный географический и культурный мир и носящем название "Россия - Евразия".

Евразия как особое географическое пространство находится на пути двух колонизационных волн, идущих с Востока и Запада и сталкивающихся на берегах Берингова пролива. Если не вдаваться в нюансы, границы Евразии совпадают с историческим границами Российской империи, что свидетельствует об их естественности и устойчивости. По мнению сторонников данного направления, именно в географической целостности Евразии выражено ее культурное единство.

"Россия - Евразия" является продолжательницей  культурных традиций Византии. Однако  византизм - не единственный элемент  евразийской культуры: заметный  вклад в ней оставили восточные традиции монгольских народов XIII в. По мнению евразийцев, евразийский культурный мир своими истоками восходит не к Киевской и не к Северо-Восточной Руси, а к империи Чингисхана. Именно монголы сформулировали историческую задачу Евразии, положив начало ее политическому единству и основам ее политического строя(1). Таким образом, евразийская культура представляется культурой-наследницей, осваивающей чужие традиции и соединяющей их с генеральной идеей - православием.

Евразийцы были убеждены, что рождение всякой национальной культуры происходит на почве религиозной: она появляется на свет, сопровождаемая мифом о своем рождении. При этом мифом евразийской культуры стало православие, которое характеризуется стремлением к всеединству, что позволяет ему синтезировать различные идеологические течения. Православие не считает государство единственной реальной силой, верит в собственную силу и потому благожелательно ко всем разновидностям политической организации общества, расценивая любую из них как преходящую, а не раз и навсегда данную и неустранимую модель(2).

Взаимопроникновение церкви и государства затрудняет разграничение сфер их культурного творчества. Евразийство стремится выработать принцип такого разграничения: направление деятельности церкви - свободная истина, соборное единство, освоение и раскрытие соборного предания; государства - единство нецерковного мира, отъединенного от церкви и разъединенного в самом себе.

Государство черпает основы своей идеологии в церкви, пребывает в органической связи с нею, но конкретизирует и осуществляет эти идеи в собственной, мирской среде. Его внутренняя разъединенность ярче всего проявляется в разделении людей на правящих и управляемых, в отчуждении личности от общества, в использовании силы принуждения.

К своему идеалу Русь шла не путем рационального сознания, а через религиозно-положительный опыт. Главная идея справедливого государства, "Государства Правды", которое она постоянно стремилось создать, - подчинение государственности ценностям, имеющим непреходящее значение. В евразийской трактовке перед "Государством Правды" всегда стояли три задачи: блюсти православие, "возвращать правду на землю" и противостоять абсолютизации материального начала в жизни народа. При этом самой важной была обязанность "возвращать правду на землю". Евразийцы подчеркивали, что "Государство Правды и правовое государство Запада - два различных миросозерцания: для первого характерен религиозный пафос, для второго - материальные устремления, в первом правят герои, во втором - серые, средние люди"(3).

Для того чтобы не лишиться одушевляющего пафоса, культура должна выработать свою идеологию. При этом в истолковании евразийцев идеология предстает в двух ипостасях: "идее - правительнице" и "правящем отборе". Первая является ее основой, вторая - социальной почвой.

Идеология проистекает из некой абсолютной стержневой идеи, которая становится смыслом всей действительности, "правительницей", а вся система власти оформляется в идеократию. Так, реальная власть в государствах Востока принадлежит не столько царю, сколько религиозной идее царя; в Риме - не императору, а национально-религиозной идее Рима; в Англии - не министрам, а идее правового государства(4).

"Правящий  отбор" евразийцы определяли как  правящий слой в широком смысле  слова, который выражает не групповой, а общенациональный интерес. С евразийской точки зрения "правящий отбор" определяет не только тип государственного устройства, но и тип социальной структуры общества, тип народного хозяйства, тип культуры в целом. Когда "правящий отбор" находится на службе у "идеи - правительницы", это - время его нормального функционирования. Когда же служба становится самоцелью, тогда усиливаются бюрократизм и коррупция, происходит конфликт между правящей группой и "отбором".

Информация о работе Правовая культура