Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:19, курсовая работа
Целью данной работы по дисциплине «Правовые аспекты трудовых споров» является подробное рассмотрение темы «Понятие, значение и виды трудового процессуального разбирательства». Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- о понятии «трудовые споры», их общей характеристики;
- о понятии «трудовые процессуальные разбирательства», их общей характеристики;
- о органах, рассматривающих трудовые процессуальные разбирательства;
- о порядке рассмотрения трудовых процессуальных разбирательств
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Общая характеристика трудовых споров……………………………5
Понятие трудовых споров…………………………………………….5
Классификация трудовых споров…………………………………….7
Предмет трудового спора как элемент его понятия ……………….9
Глава 2 Понятие, значение и виды трудового процессуального разбирательства………………………………………………………11
2.1 Понятие и порядок рассмотрения трудовых процессуальных разбирательств………………………………………………………..11
2.2 Органы, рассматривающие трудовые процессуальные разбирательства………………………………………………………22
2.3 Судебная практика………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………
Список источников и норм правовых актов…………………………………
Научная и учебная литература…………………
Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры: об отказе в приеме на работу лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации. Однако в данном случае следует учитывать изменения, произошедшие в судебной системе Российской Федерации и связанные, в частности, с принятием Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Дело в том, что данный Закон, устанавливая подведомственность мировых судей как судов субъектов Федерации, отнес к ней дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе. Что касается ст. 391 ТК РФ, то в ней к делам, рассматриваемым непосредственно в судах, отнесены без каких-либо оговорок дела о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора.
В сложившейся ситуации следует, на наш взгляд, руководствоваться ст. 5 ТК РФ, которая устанавливает, что в случае противоречия между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс. В связи с этим отметим также, что в отличие от КЗоТ РФ в Трудовом кодексе более детально урегулированы вопросы процедурно-процессуального характера, связанные с рассмотрением индивидуальных трудовых споров в судах (о сроках обращения в суд по трудовым спорам, о вынесении решений по трудовым спорам об увольнении и исполнении решений о восстановлении на работе, об удовлетворении денежных требований и др. - ст. 392-397 ТК РФ).
В соответствии
с указанными статьями работник имеет
право обратиться в суд за разрешением
индивидуального трудового
В соответствии со ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч. 1 и 2 этой статьи, они могут быть восстановлены судом. Как видно из содержания ст. 392 ТК РФ, и работник, и работодатель в принципе обладают равными правами и возможностями по защите своих нарушенных прав на основе судебного разбирательства соответствующих категорий дел, возникающих из трудовых отношений. Более того, при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. Особое внимание в Трудовом кодексе уделено вопросам решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу, призванным обеспечивать реализацию одного из основных социально-экономических прав человека — права на труд.
С современной точки зрения, нашедшей правовое закрепление во многих международных пактах и конвенциях, принятых ООН, МОТ, Советом Европы, СНГ, содержанием этого права является реальная возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который человек свободно выбирает или на который свободно соглашается и который обеспечивает справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания достойного существования как для него самого, так и для его семьи.
С этой целью ТК РФ установлен следующий порядок вынесения решений по трудовым спорам об увольнении и переводе на другую работу:
1) в случае
признания увольнения или
2) по заявлению
работника орган,
3) если неправильная формулировка причин увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Принципиальное значение имеют и нормы Трудового кодекса (ст. 396), регулирующие вопросы исполнения решений о восстановлении на работе работника, незаконно уволенного (переведенного на другую работу), которые создают правовые условия для реализации нарушенных трудовых прав, прежде всего — права на труд (ст. 396).
В соответствии с ними решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.
К сожалению, в реальной действительности можно наблюдать обратное, когда процесс исполнения такого решения приобретает затяжной характер. Возможно, ситуация изменится в лучшую сторону, если в полной мере заработает ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающая административное наказание за нарушения законодательства о труде.
Особо урегулирован в ТК РФ вопрос об удовлетворении денежных требований работника и установлении определенных гарантий материального характера в отношении сумм, выплачиваемых работнику по решению органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры. Так, при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере (ст. 395 ТК РФ). Признавая требования работника обоснованными в части, касающейся денежных сумм, о которых было заявлено работником в орган по рассмотрению индивидуального трудового спора, государство устанавливает гарантию защиты работника. Согласно ст. 397 ТК РФ обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах.
В заключение можно отметить, что вышеизложенное рассмотрение индивидуальных трудовых споров касается стадии движения дел по трудовым спорам в организации (рассмотрение трудовых споров в КТС) и в судах, рассматривающих дела по трудовым спорам в качестве первой инстанции (районные суды, входящие в систему федеральных судов общей юрисдикции, и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации).
Вопросы дальнейшего движения дел по индивидуальным трудовым спорам Трудовым кодексом не регулируются — это сфера исключительно гражданского процессуального права (например, движение дел в порядке апелляционного производства по пересмотру решений и определений мировых судей регулируется ст. 3181—31816 ГПК РФ, а в порядке кассационного производства в федеральных судах общей юрисдикции — ст. 282-314 ГПК РФ).
Кроме того, возможно движение дел по трудовому спору в порядке конституционного судопроизводства на основе Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»4.
Поводом к рассмотрению таких дел в Конституционном Суде РФ является обращение в форме жалобы. Под жалобой в данном случае понимается обращение с требованием проверить конституционность закона,
примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в том числе по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые, по мнению заявителя, нарушают конституционные права и свободы граждан.
Наконец, особенностью практики последних лет является возможность передачи дел по трудовым спорам на рассмотрение международных судебных органов, в частности в Европейский суд по правам человека. Такая возможность появилась в связи с вступлением России в Совет Европы и принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней»1.
Стоит заметить в связи с этим, что в настоящее время имеется большое число неисполненных решений российских судов по делам о рассмотрении споров, связанных с денежными требованиями работников. Если данный прецедент получит свое продолжение, то потребуется существенная корректировка норм российского трудового законодательства, регламентирующего условия и порядок исполнения решений КТС и судов по трудовым спорам, а также продуманная система государственных мер, позволяющая сделать для работодателя крайне невыгодным неисполнение решений юрисдикционных органов об удовлетворении законных денежных требований работников.
2.2 Органы, рассматривающие трудовые процессуальные разбирательства
Конституция РФ в ст. 6, 7, 15, 17-19, 32, 37, 45, 46, 48, 128 содержит основы порядка рассмотрения трудовых споров, которые конкретизированы в других законах.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется гл. 60 (ст. 381-397) ТК.
Порядок разрешения коллективных споров регулируется гл. 61 (ст. 398—418) Кодекса и Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»5.
Установленный Трудовым кодексом (гл. 60) порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной платной должности работников общественных организаций и других объединений граждан по решению их органов, на споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры и государственных служащих по вопросам перевода, увольнения (в том числе изменения даты и формулировки причин увольнения), оплаты вынужденного прогула при восстановлении на работе и наложения на них дисциплинарных взысканий. Особенности рассмотрения споров этих категорий работников устанавливаются иными законодательными актами, в частности специальными законами. Но государственные служащие могут обратиться за разрешением спора не только в соответствующие государственные организации, но и в суд, так как ст. 9 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» установлена альтернативная подведомственность споров по их выбору.
При рассмотрении трудовых споров суд применяет соответствующие нормы не только трудового, но и гражданского процессуального права (ст. 3-7, 16, 22, 131, 148, 155, 198 и 211 ГПК РФ).
Большое значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Они не являются источниками права, но дают судам руководящие разъяснения по единообразному применению норм трудового законодательства по конкретным делам. Во многих случаях эти постановления восполняют пробелы в трудовом законодательстве. См., например, постановления Пленума Верховного Суда РСФСР: от 25 декабря 1990 г. №6 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин» в ред. от 22 декабря 1992 г. № 19 с последующими изменениями и дополнениями2; от 20 июня 1973 г. № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами Российской Федерации законодательства о труде молодежи» с последующими изменениями и дополнениями2; от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» с последующими изменениями и дополнениями2; от 1 марта 1983 г. № 1 «О некоторых вопросах применения судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации» с последующими изменениями и дополнениями6; от 22 декабря 1992 г. № 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» с последующими изменениями и дополнениями3. Эти постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (РСФСР) действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу.
Для применения норм трудового права при разрешении трудовых споров определенное значение имеют соответствующие решения Конституционного Суда РФ, а также обобщения судебной практики по трудовым делам.
Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды. КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании. Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации (ст. 384 ТК). По решению общего собрания КТС могут быть образованы в отдельных подразделениях организации. Эти КТС избираются трудовыми коллективами структурных подразделений и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации.
Информация о работе Понятие, значение и виды трудового процессуального разбирательства