Особенности обжалования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

С 1 января 2012 года вступил в действие Федеральный закон РФ от 09.12.2010 г. № 353 – ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». Принятие данного закона знаменовало самое масштабное реформирование гражданского процессуального законодательства со времени принятия Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Новеллы ГПК РФ обнаруживают системное изменение подхода законодателя к регулированию институтов апелляционного, кассационного и надзорного производства в гражданском процессе.

Файлы: 1 файл

особенности обжалования в гпк.docx

— 25.54 Кб (Скачать файл)

В течение  многих лет в судах общей юрисдикции в качестве ординарных рассматривались  первая и кассационная инстанции, экстраординарной - надзорная. Определенным исключением  являлись те случаи, когда решение  по существу дела принималось мировым  судьей. В этом случае судебный акт  до его вступления в силу мог быть обжалован в апелляционном порядке.

Изменения в Гражданском  процессуальном законодательстве

С 1 января 2012 года вступил в действие Федеральный закон РФ от 09.12.2010 г. № 353 – ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». Принятие данного закона знаменовало самое масштабное реформирование гражданского процессуального законодательства со времени принятия Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Новеллы  ГПК РФ обнаруживают системное изменение подхода законодателя к регулированию институтов апелляционного, кассационного и надзорного производства в гражданском процессе.

Указанное нововведение стало ожидаемой  реализацией инициатив создания апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г.

Федеральным законом РФ от 09.12.2010 г. № 353 – ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» внесены существенные изменения в главу 39 ГПК РФ «Производство в суде апелляционной инстанции». Глава 40 ГПК РФ «Производство в суде кассационной инстанции» утратила силу с 1 января 2012 года.

В соответствии с данным Законом  для всех судов общей юрисдикции установлен единый апелляционный порядок  обжалования не вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам. Помимо этого, обжалование в суде кассационной инстанции стало возможным только в отношении судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Напомним, что до внесения соответствующих  изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ в порядке апелляционного производства пересмотру подлежали только решения мировых судей. Для всех же остальных судебных постановлений, не вступивших в законную силу, был установлен кассационный порядок обжалования. Вступившие в законную силу судебные акты подлежали пересмотру только в порядке надзора.

Право апелляционного обжалования  решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле, и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.

Поправки к Гражданскому процессуальному кодексу РФ фактически полностью изменили механизм обжалования судебных постановлений в гражданском судопроизводстве. Так, сформировалась единая четырехзвенная система движения гражданского дела в суде общей юрисдикции. Решение, вынесенное судом первой инстанции и не вступившее в законную силу, теперь может быть обжаловано только в апелляционной инстанции вышестоящего суда. По результатам рассмотрения дела по жалобе выносится апелляционное определение, которое вступает в силу со дня его принятия.

Судебные акты, вступившие в законную силу, пересматриваются в суде кассационной инстанции. Однако право на кассацию возникает в том случае, если исчерпаны все прочие способы обжалования судебного постановления до его вступления в силу. Таким образом, кассационное производство фактически заняло место надзорного. Основаниями для отмены или изменения решений судов в кассационной инстанции являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.

Изменились пределы рассмотрения гражданских дел в суде апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. После объяснений сторон, суд по их ходатайствам оглашает имеющиеся в деле доказательства, после чего переходит к исследованию новых принятых судом доказательств.

Кроме этого, законодателем также  дополнена ст. 326.1 ГПК РФ «Отказ истца от иска, признание иска ответчиком, мировое соглашение сторон в суде апелляционной инстанции», а именно отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения.

В соответствии с новыми положениями  Гражданского процессуального кодекса РФ надзорное производство теперь находится исключительно в компетенции Президиума Верховного Суда РФ. В порядке надзора могут быть пересмотрены лишь судебные акты, перечисленные в ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ. Отмена в порядке надзора судебного постановления возможна, если оно нарушает:

- права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ и нормами международного права; - права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; - единообразие в толковании и применении судами норм права.

Закон изменил сроки для обжалования судебных постановлений в разных инстанциях. Так, для подачи апелляционной жалобы предусмотрен месячный срок со дня принятия решения суда первой инстанции в окончательной форме. Кассационная жалоба может быть подана в течение полугода со дня вступления решения суда в законную силу. Напомним, что до этого срок для обжалования судебного акта составлял 10 дней и для кассации, и для апелляции.

Изменения затронули и гл. 42 ГПК РФ. Теперь судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены не только по вновь открывшимся, но и по новым обстоятельствам. Перечни таких обстоятельств четко определены. В частности, основаниями для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам могут стать:

- установление Европейским судом  по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении дела;

- определение или изменение  Президиумом Верховного Суда  РФ практики применения правовой нормы.

Отметим, что внесенные в Гражданский  процессуальный кодекс РФ изменения сближают гражданское судопроизводство с арбитражным.

Апелляционные, кассационные и надзорные  жалобы, которые не были рассмотрены на день вступления в силу Закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.

Принятие Закона решило массу крайне важных и актуальных проблем производства в суде второй инстанции, что в целом, несомненно, позитивно отразится на практике апелляционного производства. Процесс же совершенствования законодательства - явление, неотъемлемо присущее его развитию, в котором позитивная критика и теоретическое осмысление его норм призваны играть стимулирующую роль.

С 1 января 2012 года вступил в действие Федеральный  закон "О внесении изменений в  Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", устанавливающий  единый для всех судов общей юрисдикции апелляционный порядок обжалования  не вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам.

Стало реальностью то, о чем говорили ведущие юристы страны на протяжении последних лет. Появление новой  системы пересмотра уже принятых решений - революция в нашей правовой жизни. Произошла перестройка инстанционности судов общей юрисдикции. Формируется единая четырехзвенная система движения гражданских дел в суде общей юрисдикции вне зависимости от их категорий: первая инстанция - апелляция - кассация - надзор. Процедура апелляции, да и сама апелляционная инстанция создаются вновь. Исключение - уже существующая апелляция решений мировых судей.

Кассационное производство фактически занимает место нынешнего надзорного. Основанием для отмены или изменения решений судов в кассации будет только нарушение или неправильное применение норм права. Надзорная инстанция ограничивается, как и в арбитражном процессе, Президиумом высшего суда системы - Верховного cуда РФ. Ее функции - возможность пересмотра состоявшихся решений для обеспечения единства судебной практики и составления групп судебных прецедентов.

Коренным образом изменился  институт пересмотра по вновь открывшимся  обстоятельствам (гл. 42 ГПК РФ). Законодатель вводит деление на новые и вновь  открывшиеся обстоятельства, дает точные дефиниции этих обстоятельств, серьезно уточняет процедуры такого пересмотра.

Новый закон радикально меняет способы  обжалования решений по гражданским  делам. Главное новшество, которое  обещает произвести наибольший эффект, - фактическая отмена кассационного  порядка обжалования решения  суда в прежнем его понимании. Апелляция становится основным способом обжалования судебных решений до их вступления в законную силу, что  автоматически повышает объем процессуальных гарантий для сторон гражданского спора.

Хотя понятие "кассация" в  законе осталось, теперь оно подразумевает  проверку судебных постановлений, уже  вступивших в законную силу. По новому закону кассационные инстанции будут  проверять только соблюдение процедуры  судопроизводства в "нижестоящих" федеральных судах и правильность применения ими норм права. На кассационное обжалование вместо полагавшихся десяти дней будет отведено полгода со дня  вступления решения суда в законную силу. Вместе с тем само право  на кассацию будет возникать только в случае, если стороны уже прошли апелляционную инстанцию или  исчерпали все прочие способы  обжалования судебного постановления  до его вступления в силу.

Теперь граждане, обратившиеся с  апелляционной жалобой, вправе рассчитывать на полноценное судебное разбирательство  уже в самом апелляционном  суде, который будет самостоятельно принимать решения по всем рассматриваемым  делам, причем решения будут вступать в силу незамедлительно.

Процедура апелляционного рассмотрения гражданских дел в судах общей  юрисдикции упраздняет существовавший порядок проверки правильности решения  в кассационной инстанции исключительно "по бумагам". То есть ранее в  вышестоящий суд не вызывались свидетели, специалисты, эксперты. Дело не пересматривали заново, а просто проверяли правильность рассмотрения иска в суде первой инстанции. И если находили ошибку, возвращали дело на новое рассмотрение в тот  же суд первой инстанции. Теперь для  пересмотра решений судов первой инстанции в апелляционном порядке  будет недопустима и невозможна передача дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, что, безусловно, разгрузит их, но значительно увеличит нагрузку на суды субъектов РФ. Сроки  прохождения инстанций стали  более определенными: возможности "гонять" дело по инстанциям будут урезаны.

В законе есть и слабые места. Бытует мнение, что введение новой инстанции - это подарок для тех, кому необходимо затянуть судебный процесс. Учитывая то, что в судах общей юрисдикции предусмотренный ГПК РФ срок почти повсеместно нарушается, новая инстанция прибавит к времени нахождения дела в суде еще в лучшем случае два-три месяца. А значит, увеличатся затраты добросовестных участников процесса (как материальные, так и моральные).

Кроме того, по новому закону отодвигается и момент вступления в законную силу судебного решения - с десяти дней до месяца. В обстановке повсеместной судебной волокиты реально исполнительный лист можно получить только через 1,5-2 месяца после принятия решения. В  случае же обжалования решения в  апелляцию, с учетом сроков, предусмотренных  ст. 327.2 и 323 ГПК РФ, получение исполнительного  листа может затянуться на полгода.

В ГПК не прописан срок, в течение  которого дело должно быть передано из суда первой инстанции в апелляционную. Вызывает вопросы возможность представления возражений на апелляцию не в суд первой инстанции, а сразу в апелляционный суд. С одной стороны, прямо это не запрещено. С другой - у апелляционного суда нет обязанности направлять эти возражения остальным участникам процесса. Если же возражения были представлены непосредственно в судебное заседание, то другие участники процесса (в т.ч. и лицо, подавшее апелляцию) вполне могут ходатайствовать об отложении рассмотрения дела. Далее, если останется в силе решение суда первой инстанции, материалы дела будут возвращаться туда еще в течение месяца. А без этих материалов, как показывает практика, исполнительный лист получить весьма проблематично.

И все-таки значение принятых норм по совершенствованию судебной системы  огромно! До сих пор не изжито "кабинетное правосудие". Апелляция же дает еще  одну возможность добиться справедливости и отстоять свою позицию.

Информация о работе Особенности обжалования