Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации

Содержание работы

Введение…………………………….…………………………………………….2
1. Принцип построения бюджетной системы РФ……………………………….5
1.1. Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………..……8
1.2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. ………………………………………………………………...……..10
2. Анализ принципов построения бюджетной системы РФ…………….....….13
2.1 Анализ современного состояния бюджетной системы…………….……...13
3. Направления развития современной бюджетной системы…………….…..18
4. Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года………………………………………………………………………………..25
5. Основные цели и задачи бюджетной политики………………...…………..28
6. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы……………………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………….…………..39
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 66.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………….…………………………………………….2

1. Принцип  построения бюджетной системы  РФ……………………………….5

1.1. Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………..……8

1.2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. ………………………………………………………………...……..10

2. Анализ принципов построения бюджетной системы РФ…………….....….13

2.1 Анализ  современного состояния бюджетной  системы…………….……...13

3. Направления развития современной бюджетной системы…………….…..18

4. Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года………………………………………………………………………………..25

5. Основные цели и задачи бюджетной политики………………...…………..28

6. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы……………………………………………………………..36

Заключение………………………………………………………….…………..39

Список  используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации , а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.  Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии. 
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса 
(бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики 
(особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор. 
Как уже упоминалось выше, множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджеты, к источникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей. 
Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования. 
Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов, является важнейшим фактором в функционировании экономики любой страны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Принципы  построения бюджетной  системы РФ.                            Бюджетная система РФ основана на следующих принципах: 
1) единства бюджетной системы РФ; 
2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; 
3) самостоятельности бюджетов; 
4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; 
5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 
6) сбалансированности бюджета; 
7) эффективности и экономности использования бюджетных средств; 
8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; 
9) гласности; 
10) достоверности бюджета; 
11) адресности и целевого характера бюджетных средств. 
Принцип единства бюджетной системы предполагает наличие единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, использование единых бюджетных классификаций, статистической и бюджетной информации, согласованные принципы построения бюджетного процесса. Он предполагает единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также санкций за нарушение бюджетного законодательства. 
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. 
Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных (представительных) органов государственной власти на каждом уровне бюджетной системы: 
- самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; 
- иметь собственные источники доходов бюджетов; 
- иметь законодательно закрепленные регулирующие доходы и налоги; 
- самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств; 
- определять источники финансирования дефицитов бюджетов; 
- получить компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления. 
Принцип самостоятельности предполагает также недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. Нельзя также осуществлять компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства. 
Недопустимо также устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств. 
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ. 
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает обязательность и полноту отражения всех доходов и расходов, а также расходов государственных внебюджетных фондов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством. 
В соответствии с этим принципом все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. 
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года. 
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета следует исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. 
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны стремиться к экономному использованию бюджетных средств. Эффективность использования бюджетных средств может определяться двояко: 1) достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств; 2) достижение наилучшего результата с использованием определенного объема бюджетных средств. 
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться обшей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Этот принцип очень похож на принцип сбалансированности, однако он имеет самостоятельное значение, ибо предполагает, что доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. 
Принцип гласности предполагает: 
1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; 
2) полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов; 
3) открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, главным образом по вопросам, вызывающим разногласия; 
4) федеральный бюджет может содержать секретные статьи, но они должны утверждаться только в его составе. 
Принцип достоверности бюджета означает надежность и достоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, на основании которого разрабатываются бюджеты разных уровней, а также реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета. 
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением их конкретного использования.

     1.1 Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

     1. Утвердить основные характеристики  федерального бюджета на 2011 год,  определенные исходя из прогнозируемого  объема валового внутреннего  продукта в размере 50 389,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,5 процента (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года):

     1) прогнозируемый общий объем доходов  федерального бюджета в сумме  8 844 554 761,0 тыс. рублей;

     2) общий объем расходов федерального  бюджета в сумме 10 658 558 761,0 тыс.  рублей;

     3) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2012 года в  сумме 5 148 390 316,9 тыс. рублей;

     4) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2012 года в сумме 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро;

     5) дефицит федерального бюджета  в сумме 1 814 004 000,0 тыс. рублей.

     2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на 2013 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 55 950,0 млрд. рублей и 61 920,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,0 процента (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года) и 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года):

     1) прогнозируемый общий объем доходов  федерального бюджета на 2012 год  в сумме 9 503 469 245,0 тыс. рублей  и на 2013 год в сумме 10 379 889 320,0 тыс. рублей;

     2) общий объем расходов федерального  бюджета на 2012 год в сумме 11 237 919 245,0 тыс. рублей, в том числе  условно утвержденные расходы  в сумме 419 333 628,0 тыс. рублей, и  на 2013 год в сумме 12 175 569 320,0 тыс.  рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 798 330 723,2 тыс. рублей;

     3) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2013 года в  сумме 6 976 386 792,2 тыс. рублей и  на 1 января 2014 года в сумме 8 826 270 310,2 тыс. рублей;

     4) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2013 года в сумме 65,2 млрд. долларов США, или 52,1 млрд. евро, и на 1 января 2014 года в сумме  75,6 млрд. долларов США, или 58,2 млрд. евро;

     5) дефицит федерального бюджета  на 2012 год в сумме 1 734 450 000,0 тыс.  рублей и на 2013 год в сумме  1 795 680 000,0 тыс. рублей.

     1.2 Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

     1. В соответствии с пунктом 2 статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

     2. Установить, что в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов 60 процентов доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, указанных в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2011 год согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону и на плановый период 2012 и 2013 годов согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

     3. Установить, что доходы от уплаты  акцизов на автомобильный и  прямогонный бензин, дизельное топливо,  моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей подлежат зачислению:

     1) в федеральный бюджет в 2011 году  по нормативу 30 процентов, в  2012 году по нормативу 23 процента, в 2013 году по нормативу 28 процентов;

     2) в бюджеты субъектов Российской  Федерации в 2011 году по нормативу  70 процентов, в 2012 году по нормативу  77 процентов, в 2013 году по нормативу  72 процента.

     4. Доходы от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации, направляются в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляются им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2011 год согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону и на плановый период 2012 и 2013 годов согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону.

     5. Доходы от федеральных налогов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и сборов, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением подлежащих зачислению в бюджет Тюменской области налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу в размере 29,5 процента.

     6. Установить, что зачисление в  федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов  доходов от погашения задолженности  по единому социальному налогу (соответствующим пеням и штрафам)  осуществляется по нормативу  100 процентов в соответствующий  бюджет по налоговой ставке, действовавшей  до 1 января 2010 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Анализ принципов  построения бюджетной  системы РФ.

     2.1 Анализ современного  состояния бюджетной  системы

     Доходы  бюджетной системы прогнозируются в 2010 году в объеме 6950,0 млрд. руб., или 16,1 % к ВВП. В 2011-2012 гг. объем доходов бюджетной системы прогнозируется в размере 7455,7 млрд. руб. или 15,5 % ВВП и 8069,6 млрд. руб. или 15,0 % к ВВП, соответственно. Расходы бюджетной системы состоят из расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и расходов государственных внебюджетных фондов.

     Суммарные расходы бюджетной системы составят 9 886,9 млрд. руб. (22,9 % ВВП), 9389,8 млрд. руб. (19,5 % ВВП) и 9681,0 млрд. руб. (18,0 % ВВП) в 2010, 2011 и 2012 годах соответственно. В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% к ВВП в 2009 году до 16,1% в 2010, 15,5% в 2011 году, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,0% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 6,3% в год.

1. Темпы прироста доходов к предыдущему году,% 19,2 27,6 3,5 7,3 8,2
  в том числе:          
  Нефтегазовые  доходы 51,5 36,3 14,2 3,7 5,8
  Ненефтегазовые  доходы 0,1 19,9 -4,1 10,3 10,2
2. Доля в общем объеме доходов, %          
  Нефтегазовые  доходы 47,3 41,7 46,0 44,4 43,4
  Ненефтегазовые  доходы 52,7 58,3 54,0 55,6 56,6

 

Информация о работе Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы