Новая историческая школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:03, доклад

Описание работы

В конце 1850-х годов немецкая историческая школа пришла в упадок, в 1870-е годы началось ее возрождение (продолжавшееся до начала XX века). Ученых, «осуществивших» это возрождение, объединили под названием «новая (или молодая) историческая школа». Их отличала меньшая радикальность по отношению к «универсальности» и «объективности» в экономической науке. Да, как и другие «немцы», они тоже отрицали возможность создания универсальной экономической теории, но не отвергали наличие объективных экономических законов. Они полагали, что такие законы можно вывести, но не абстрактно-дедуктивными методами, а за счет все тех же конкретно-исторических, а также статистических исследований. Другими отличительными особенностями подхода представителей «новой исторической школы» были акцент на изучении конкретных хозяйственных объектов и учреждений, а не хозяйства в целом, а также акцент на взаимопереплетении экономических, моральных и психологических факторов.

Файлы: 1 файл

Новая историческая школа.docx

— 155.31 Кб (Скачать файл)

Новая историческая школа

 

В конце 1850-х годов немецкая историческая школа пришла в упадок, в 1870-е годы началось ее возрождение (продолжавшееся до начала XX века). Ученых, «осуществивших» это возрождение, объединили под названием «новая (или молодая) историческая школа». Их отличала меньшая радикальность по отношению к «универсальности» и «объективности» в экономической науке. Да, как и другие «немцы», они тоже отрицали возможность создания универсальной экономической теории, но не отвергали наличие объективных экономических законов. Они полагали, что такие законы можно вывести, но не абстрактно-дедуктивными методами, а за счет все тех же конкретно-исторических, а также статистических исследований. Другими отличительными особенностями подхода представителей «новой исторической школы» были акцент на изучении конкретных хозяйственных объектов и учреждений, а не хозяйства в целом, а также акцент на взаимопереплетении экономических, моральных и психологических факторов.

 

Основные представители.

Основные представители  новой исторической школы:

Густав Шмоллер (1838 - 1917),

Карл Бюхер (1847 - 1930),

Луйо Брентано (1844 - 1931).

Основные работы

Густав Шмоллер :

  • «О некоторых основных вопросах права и народного хозяйства» (1875);
  • «Об основополагающих вопросах социальной политики и народнохозяйственного учения» (1898);

Луйо Брентано :

  • «Об отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда (1876).

 

Карл Бюхер:

  • «Возникновение  народного  хозяйства»


Густав фон  Шмоллер  (нем. Gustav von Schmoller; 24 июня 1838, Хайльбронн — 27 июня 1917, Бад-Гарцбург) — 

немецкий экономист, историк, государственный и общественный деятель, ведущий представитель новой  исторической школы в политической экономии(наряду с А.Вагнером и др. разрабатывал теорию государственного социализма)

  • Профессор университетов в Галле (с 1864), Страсбурге (с 1872), Берлине (с 1882)
  • Член прусского государственного совета (с 1884) и прусской Палаты господ (с 1899) Один из основателей (1872) и председатель (с 1890) «Союза социальной политики»
  • Редактор (с 1881) «Jahrbuch für Gesetzgebung, Verwaltung und Volkswirtschaft im deutschen Reiche»
  • Иностранный член-корреспондент (1890)
  • Председатель Союза социальной политики (1890—1917)

Иностранный почётный член (1901) Петербургской Академии Наук .

 

Лидером новой исторической школы являлся Г. Шмоллер. Он делал особый акцент на роли хозяйственного «этоса» (греч. «ethos» - обычай, нрав), т.е. на моральных и правовых рамках, в которых функционирует экономика. Согласно его мнению, процесс экономического (и в целом общественного) развития заключается в постепенном подчинении правовым и моральным нормам всех естественно сложившихся общественных отношений между людьми. Примерами таких норм являются право частной собственности, запрет рабства и расовой дискриминации и т.д. Наличие хозяйственного этоса является необходимым условием для существования свободного обмена денежного обращения, разделения труда и других характеристик рыночной экономики. Все экономические отношения являются производными от этических и правовых аспектов: например, спрос на товар представляет собой частицу конкретной истории этических отношений у данного народа в данный момент времени. Г. Шмоллер критиковал классическую политическую экономию прежде всего за игнорирование ее представителями этического характера хозяйственных явлений и повышения роли правовых и моральных норм по мере экономического развития.

 

Особенно важным элементом  подхода Г. Шмоллера является его учение о роли государства. По его мнению, это учреждение, находящееся как бы «над» интересами различных социальных групп и классов. Именно государство создает значительную часть хозяйственного этоса (особенно то, что связано с правовой системой).

 

Большую известность Г. Шмоллер получил и как участник «спора о методе с представителем австрийской школы маржинализма К. Менгером в 1883-1884 гг. Г. Шмоллер отстаивал конкретно-исторические методы исследования и значимость индукции, приоритет социального целого, культуры, социума над действиями отдельных людей, в которых неистребимо ценностное, этическое начало. Он противопоставлял все эти аспекты приоритету дедукции, принципу методологического индивидуализма и идее об универсальности человеческой природы - эти тезисы отстаивались К. Менгером.

 

 

 

Луйо Брентано (Lujo Brentano)

немецкий экономист, один из представителей катедер-социализма. Родился в Ашаффенбурге. С 1871 профессор в Бреславле, Страсбурге, Вене, Лейпциге, с 1891 в Мюнхене. Многочисленные исследования посвящены вопросам рабочего движения, экономической и социальной политике и экономической истории. По мнению Брентано, улучшение экономического положения пролетариата идет параллельно с прогрессом техники.

Л. Брентано известен своими исследованиями вопросов, касающихся труда и заработной платы. Можно считать, что он предвосхитил идеи ортодоксальных и особенно новых кейнсианцев по поводу положительных аспектов высокого уровня заработной платы для экономики. Во-первых, высокая заработная плата положительно влияет на стимулы к труду и. тем самым, способствует повышению производительности труда, а во вторых, стимулирует замену труда машинами, а следовательно, технический прогресс и все тот же рост производительности труда. Низкая же заработная плата, напротив, отбивает стимулы к трудосберегающему техническому прогрессу вследствие дешевизны труда.

Эти воззрения Л. Брентано имели неоднократное подтверждение в экономической истории. Так, низкий уровень технической развитости экономики России до отмены крепостного права в 1861 году был обусловлен практикой применения чрезвычайно дешевого труда крепостных на мануфактурах (институт «крепостных мануфактур»); тогда как в США редкость трудовых ресурсов обусловила быстрый технический прогресс в XIX веке.

 

Карл Бюхер

В. Гоффеншефер

Бюхер Карл (Karl Bücher, 1874—) — выдающийся немецкий экономист, автор многочисленных трудов по истории первобытной культуры, народного хозяйства и рабочего движения. В области искусствознания Бюхер известен как автор нашумевшей в свое время книги «Arbeit und Rhythmus» (Leipzig, 1896, 6-е издание — 1924). В этой книге систематизирован и подвергнут анализу звуковой и словесный материал, накопившийся в процессе чисто экономических изысканий, в частности при изучении древнейших форм рабочей ассоциации. Исследуя производительный процесс и технологию труда у диких народов, Б. пришел к тому выводу, что на первых ступенях своего развития работа, музыка и поэзия были органически связаны между собой, причем доминирующим и

                                                               3


Информация о работе Новая историческая школа