Нотариат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 07:56, реферат

Описание работы

Функции нотариата представляют собой основные направления его деятельности, отражая особенности нотариата как уникального правового института, имеющего своей задачей защиту субъективных прав граждан и юридических лиц в частноправовой сфере и осуществляющего деятельность на принципе публичности.
Насколько оправданна практика передачи отдельных полномочий нотариата органам исполнительной власти или государственным и негосударственным организациям с точки зрения соблюдения законности и полноты обеспечения прав граждан и юридических лиц, можно определить после изучения функций нотариата.

Файлы: 1 файл

Нотариат.docx

— 39.41 Кб (Скачать файл)

 

 

2

Правовой статус иностранцев в нотариальном производстве.

 

В юридической литературе справедливо отмечается, что понятие  «личность» - собирательное, обобщающее, подчеркивающее наличие определенной связи между человеком. В зависимости  от степени этой связи личность выступает  в правовых состояниях относительно принадлежности к конкретному государству: российские граждане - в состояние  гражданства, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) - в состоянии без гражданства. Каждое из этих состояний предполагает свой вид правового статуса личности (соответственно гражданина, иностранного гражданина и лица без гражданства). Следовательно, проблемы личности в  государстве нельзя сводить к  проблемам гражданина - как носителя прав и обязанностей, в равной степени  это - проблемы иностранных граждан  и лиц без гражданства, пребывающих  в Российской Федерации.

Правовое положение иностранцев  и правовое положение апатридов  различается очень незначительно, при первом приближении к исследованию данного вопроса существующими  различиями можно пренебречь и рассматривать  иностранных граждан и лиц  без гражданства как единую родовую  общность: это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу  они пользуются теми же правами и  на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Российской Федерации. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан. Так в ст.62 Конституции Российской Федерации говорится: «Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ».

 Лицом без гражданства  в РФ признаются лица, не имеющие  гражданства какого-либо государства.  Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство - безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство - безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Согласно закону о гражданстве России от 29 ноября 1991 г., документом, подтверждающим гражданство, является, прежде всего, паспорт, а до его получения - свидетельство о рождении. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.

Они пользуются теми же правами  и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов  российского законодательства. Иностранные  граждане и лица без гражданства  в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и  имущественного положения, расовой  и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к  религии, рода и характера занятий  и других обстоятельств. Использование  иностранными гражданами и лицами без  гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского  общества и государства, правам и  законным интересам граждан РФ и  других лиц.

Находящиеся в РФ иностранные  граждане и лица без гражданства  обязаны уважать Конституцию  РФ и соблюдать российские законы.

Иностранные граждане могут  постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид  на жительство, выданные органами внутренних дел.

Российская Федерация  предоставляет политическое убежище  иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В большинстве работ, посвященных  административно-правовому статусу  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской Федерации, нет четкой и исчерпывающей  системы их прав и обязанностей, носителями которых они фактически являются в сфере государственного управления.

В имеющихся работах отмечается, что в нашей стране иностранным  гражданам и лицам без гражданства  предоставлены широкие демократические  права и свободы, установленные  для граждан России.

Целью изучения данной дипломной  работы является рассмотрение административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства, лиц  с двойным гражданством в Российской Федерации.

Иностранный гражданин - это  физическое лицо, не являющееся гражданином  Российской Федерации и имеющее  доказательства наличия гражданства (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации  и не имеющее доказательств наличия  гражданства (подданство) иностранного государства.

Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству  иностранного государства.

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам  без гражданства в РФ гарантируются  предусмотренные законом права  и свободы.

Иностранные граждане на территории Российской Федерации подразделяются на три категории:

1.  Постоянно проживающие - имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

2.    Временно прибывающие - иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях.

3. Проезжающие через территорию Российской Федерации. Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государства либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных документов (билетов) или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации. Данные нормы регламентируются Федеральным законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа 1996 года.

Правовое положение иностранных  граждан в Российской Федерации  регулируется Конституцией РФ, Федеральным  законом «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, иными федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и другими  правовыми актами.

Иностранные граждане могут  проживать в Российской Федерации  при наличии на то разрешения компетентных органов. Они не могут занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, а также не могут назначаться  на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ.

Иностранные граждане могут  передвигаться по территории России и избирать место жительства в  России в соответствии с порядком, установленным законодательством  РФ. Они обязаны соблюдать правило  пребывания иностранных граждан  в России и правила транзитного  проезда иностранных граждан  через территорию РФ. Ограничения  в передвижении и выбора места  жительства допускаются, когда это  необходимо для обеспечения государственной  безопасности. Так, существуют местности, закрытые для посещения иностранными гражданами, и въезжать на территорию таких местностей можно только по разрешению органов внутренних дел. Иностранные граждане, проезжающие  через территорию РФ транзитом, следуют  с соблюдением правил транзитного  проезда в пограничный пункт  выезда из России по установленному маршруту и могут останавливаться на территории при наличии разрешения, выданного  компетентными органами.

Иностранные граждане, находящиеся  в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в  РФ. Они обязаны в установленном  порядке зарегистрировать свои заграничные  паспорта или заменяющие их документы  и выехать из РФ по истечении определенного  им срока пребывания.

На иностранных граждан  не распространяется законодательство РФ о воинской обязанности и военной  службе.

На иностранных граждан  возлагаются специфические обязанности. Они могут постоянно проживать  в России, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные уполномоченными  органами исполнительной власти. Иностранные  граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются  временно проживающими на территории РФ. Они должны в установленном  порядке зарегистрировать свои заграничные  паспорта или заменяющие их документы  и выехать из Российской Федерации  по истечении определенного им срока  пребывания.

Иностранные граждане могут  пользоваться правом на объединение. Во-первых, они вправе вступать в общественные объединения, уже созданных на общих  основаниях с российскими гражданами в профессиональные союзы, кооперативные  организации, научные, культурные общественные объединения, если это не противоречит уставам (положениям) таких объединений. В развитии данной нормы уставы общественных объединений позволяют иностранным  гражданам быть их членами. Исключение составляют политические партии и движения, в которых участвуют лишь российские граждане. Во-вторых, возможно создание иностранными гражданами собственных общественных объединений. В-третьих, в Российской Федерации могут осуществлять свою деятельность иностранные и международные общественные объединения. Для этого они организуют здесь свои отделения, секции и т.п. Однако требуется также соблюдение разрешительно-регистрационного порядка для размещения и работы таких филиалов.

Важные гарантии в области  индивидуальной свободы относится  к религиозной сфере. В соответствии с Федеральным законом «О свободе  совести и о религиозных объединениях»  от 19 сентября 1997г. иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести  и свободу вероисповедания наравне  с гражданами РФ.

С учетом сказанного следует  обратить внимание на еще одно право, реализуемые в публичной сфере. Согласно ст.31 Конституции РФ: «Граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводит собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Поскольку статья прямо адресовано гражданам России, возникает вопрос: могут ли иностранные граждане использовать такие же права? Безусловно. Иностранные граждане также вправе собираться мирно, проводить свои собрания. Для этого не требуется разрешение. Что касается публичных мероприятий-митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, то эти возможности и российские граждане используют отнюдь не по собственному усмотрению, а с предварительного уведомления местных властей. Причем если последние отказались принять такое уведомление, проводить массовые мероприятия нельзя. Такой порядок установлен, например, для г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстрации и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории нашей страны, имеют право, как и граждане РФ, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления. Это могут быть заявления, жалобы, предложения. Они подлежат рассмотрению органами государственной власти города в те же сроки и в том же порядке, что и обращение российских граждан. Иностранные граждане в России имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Российская Конституция  регулирует право граждан свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию. Иностранные граждане вправе реализовать право на свободный  труд в РФ различными способами: в дипломатических и консульских учреждениях своих государств, создаваемых в нашей стране предприятий или филиалах предприятий, банков и иных юридических лиц своей страны либо их представительствах, совместных предприятиях и т.д. Законодательство предоставляет иностранным гражданам право выступать в качестве учредителей предпринимательских структур в России. В соответствии с Указом Президента РФ, утвердившим Положение о привлечении и использовании в России иностранной рабочей силы и контроль за их использованием осуществляются Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ. Иностранные граждане могут приглашаться для работы в нашей стране российскими юридическими лицами, предприятиями с иностранными инвестициями, действующих на территории России, российскими и иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории России и использующими труд наемных работников в личном хозяйстве. При этом срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срок действия разрешения. Решение о выдаче разрешений принимаются Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ и выдаются, как правило, на срок до одного года.

Иностранному гражданину, нарушившему законодательство о  правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему  срок пребывания. Иностранный гражданин  может быть выдворен из пределов России, если:

· Его действия противоречат интересам обеспечения государственной  безопасности или охраны общественного  порядка;

· Это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;

· Он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в России, таможенное, валютное или иное российское законодательства;

·  Особое правовое положение у глав и сотрудников дипломатических и консульских представительств, а также у лиц, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ с соответствующим иностранным государством пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не попадают под юрисдикцию Российской Федерации.

Информация о работе Нотариат