Недостатки законодательства о защите прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………………………….3
1. Потребительское право в Российской Федерации…………………………….…5
1.1 Понятие потребительского права. История возникновения…………..5
1.2. Закон РФ «О защите прав потребителей». Новеллы Закона.
Основные понятия Закона ……………………………………………….8
1.3. Развитие потребительского законодательства в РФ…………………13
2. Государственная и общественная защита прав потребителей……………….17
2.1. Полномочия органов государственной власти и местного
управления в области защиты прав потребителей…………………17
2.2. Судебная защита прав потребителей. Компенсация
морального вреда. ……………………………………………………….22
2.3. Права общественных объединений потребителей……………………25
3. Ответственность за нарушение потребительского законодательства…………………………………………………………………….28
3.1. Гражданская ответственность……………………………………………28
3.2. Ответственность по административному законодательству………...38
3.3. Уголовно-наказуемые деяния в сфере потребительского права. ….45
4. Права потребителей как институт международного права…………………...48
4.1. Международные принципы защиты интересов потребителей……...48
4.2. Законодательство стран – участников СНГ……………………………50
5. Недостатки законодательства о защите прав потребителей ….……………..53
Заключение……………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Защита потребителей.doc

— 539.00 Кб (Скачать файл)

По общему правилу (ст. 117 ГПК) предъявление исков осуществляется по месту нахождения (жительства) ответчика. Однако Закон устанавливает альтернативную подсудность, когда потребитель вправе по своему выбору обратиться в суд по своему месту жительства, по месту нахождения (жительства) ответчика или по месту причинения вреда (ч. 2 ст. 17 Закона). Тем не менее выбор суда зависит не только от усмотрения потребителя, но и от некоторых других обстоятельств: содержания нарушенного права, время нарушения (в период гарантийного срока или после), лица, несущего ответственность в конкретных обстоятельствах.

Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие правила, определяемые в ст. 126 Гражданско-процессуального Кодекса (далее – ГПК). в частности, в иске указывается: наименование суда, фамилия, имя, отчество потребителя, его адрес, наименование и место нахождения ответчика, требования потребителя… Порядок рассмотрения дела, права и обязанности сторон регулируются ГПК.

Закон не устанавливает  обязательный досудебный порядок рассмотрения требований потребителя. Однако на практике потребитель чаще обращается сначала к продавцу, изготовителю с обоснованным требованием. Вместе с тем, по некоторым услугам законодательством предусмотрено обязательное предъявление претензий (например, по спорам, вытекающим из договоров перевозки).

 

 

При обращении в суд  следует соблюдать срок исковой  давности. Общий срок, в соответствии с ГК  установлен в три года12. Сокращенные или более длительные сроки могут быть установлены законом для отдельных видов требований (например, срок исковой давности о признании оспоримой сделки недействительной составляет 1 год – ст. 180 ГК). На некоторые требования срок исковой давности не распространяется. Это относится, в частности, к требованиям вкладчиков к банку о выдаче вкладов, к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

 

Согласно ст. 151 ГК под  моральным вредом понимается физические или нравственные страдания, причиненные  гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага13. Закон конкретизирует это определение применительно к отношениям по поводу защиты прав потребителей.

Причинителем вреда  может быть изготовитель, исполнитель, продавец или организация, выполняющая  функции изготовителя, продавца.

С объективной стороны  вред должен быть следствием нарушения  данными лицами прав потребителей. Согласно ст. 15  Закона моральный  вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины14.

       Г.  обратилась  с иском к производственному  объединению (ПО) «ЗИЛ» о замене 
       холодильника, взыскании неустойки за   просрочку  выполнения требований о 
       замене  товара ненадлежащего качества, возмещении морального вреда.
      Решением   суда первой инстанции, оставленным  без изменения судом 
        кассационной инстанции, иск о замене холодильника и  взыскании неустойки
       удовлетворен, в возмещении морального вреда  отказано. Отказывая в
        удовлетворении иска в этой  части, суд в решении сослался на то, что
      приобретенный  истицей холодильник не требовал  сложного ремонта, 

      эксплуатировался истицей 3 года, следовательно, моральный вред  ей не причинен.

       Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, частично

       отменяя судебные постановления,  указала, что суд, установив  вину ПО «ЗИЛ»,   

       отказавшегося заменить неисправный  холодильник уже после вступления  в 

 

       действие Закона и взыскав за это неустойку, а также установив, что истица,

       будучи в преклонном возрасте, неоднократно обращалась в мастерскую  по 

       поводу ремонта холодильника, в  течение длительного времени  не имела 

       возможности им пользоваться, что  привело к ряду неудобств в хранении

       продуктов питания, вместе с  тем необоснованно полностью  отказал в 

       возмещении морального вреда,  сославшись при этом на обстоятельства,

       которые могли лишь повлиять  на размер такого возмещения15.

 

Поэтому обязанность доказать отсутствие вреда лежит на причинителе морального вреда. На требования о компенсации морального вреда срок исковой давности не распространяется (ст. 208 ГК).

Причиненный моральный  вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом и зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом отдельном случае, иных, заслуживающих внимания обстоятельств, и  не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и иных материальных требований16.  Компенсация морального вреда осуществляется независимо от  возмещения имущественных требований.  Требование о компенсации может быть предъявлено самостоятельно или вместе с имущественными требованиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Права общественных объединений потребителей

 

 

Граждане могут объединяться в общественные организации на добровольной основе.

В соответствии со ст. 27 Закона РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., общественные объединения имеют право:

  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;
  • проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
  • учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоупр<span class="dash041e_0

Информация о работе Недостатки законодательства о защите прав потребителей