Национальная безопасность государства. Концепция национальной безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 12:48, реферат

Описание работы

В России в условиях происходящих коренных изменений в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности проблема обеспечения национальной безопасности приобретает значение одной из первостепенных. Задача создания системы обеспечения безопасности личности, общества и государства на основе комплексного исследования, критического анализа опыта передовых российских и зарубежных ученых является особенно актуальной в современный период формирования новой концепции национальной безопасности.
Внимание многих отечественных ученых привлекают, как правило, частные проблемы национальной безопасности в различных сферах жизни общества (экономической, информационной, политической и др.).

Содержание работы

Введение
1. Национальная безопасность государства. Концепция национальной безопасности РФ………………………………………………………………..2

2. Система обеспечения национальной безопасности России………....4

3. Место Гражданской обороны в системе безопасности государства..9

4. Заключение………………………………………………………………….25

5. Список использованной литературы……………………………………26

Файлы: 1 файл

Документ Дениса.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

2.         Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации.

3.         Осуществление силовых операций мирного времени.

4.         Применение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают  возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку  наиболее проблемные, с точки зрения безопасности РФ, военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Характер задач, стоящих  перед Вооруженными Силами России с  учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут  быть вовлечены, требует формулирования новых подходов к их строительству и развитию.

Основные приоритеты строительства Вооруженных Сил  РФ определяются характером задач в  сфере национальной безопасности и  геополитическими приоритетами развития страны. Можно говорить о существовании нескольких принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые будут определять основные параметры военного строительства:

-          способность осуществить стратегическое сдерживание;

-          высокая боевая и мобилизационная готовность;

-          стратегическая мобильность;

-          высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом;

-          высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Реализация этих требований позволяет выбрать приоритеты реформирования и укрепления Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести:

1.         Сохранение потенциала стратегических сил сдерживания.

2.         Наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск.

3.         Совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил).

4.         Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.

5.         Выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности.

6.         Совершенствование военной науки и военного образования.

7.         Совершенствование систем социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.

Конечной целью данных мероприятий  является устранение параллелизма, ликвидация дублирующих звеньев или перенацеливание  их на решение других оборонных задач  и обеспечение в случае необходимости  комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств и ведомств РФ. Все вышеизложенное необходимо учитывать при решении вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности России, так как:

-          несмотря на позитивные перемены в международной обстановке, резкое сокращение военного противостояния, военно-политическая обстановка в мире остается сложной и противоречивой;

-          Россия в силу геополитического положения остро ощущает на себе воздействие негативных факторов и особенностей современной военно-политической обстановки;

-          существуют реальные источники угрозы национальной безопасности России.

А это требует принятия адекватных мер по укреплению обороноспособности Российского государства, повышению  боевой готовности его Вооруженных Сил

 

3. Место Гражданской обороны в системе безопасности государства

Гражданская оборона  – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время. Международным гуманитарным правом (Женевские конвекции защиты жертв войны 1949 г.) гражданская оборона определяется как выполнение гуманитарных задач, направленных на защиту гражданского населения и помощь ему в устранении последствий военных действий или стихийных бедствий, создание условий для его выживания. В Российской Федерации правовые и организационные основы гражданской обороны регламентируются Федеральным законом «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ.Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения возникла в России и других странах в связи с ростом боевых возможностей авиации. В нашей стране се зарождение относится к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета революционной обороны «К населению Петрограда и его окрестностей» (март 1918 г.) были определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения. В дальнейшем в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне в единую государственную систему. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932 года «О противовоздушной обороне СССР» закрепило это объединение. В результате была создана местная противовоздушная оборона страны. МПВО организовывала и проводила комплекс организационно-технических мероприятий по защите населения в зоне досягаемости авиации вероятного противника. В ходе Великой Отечественной войны бойцы подразделений и частей МПВО, личный состав невоенизированных формирований, комплектуемых из населения, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания. восстанавливали коммуникации, линии связи, разбирали завалы, обезвреживали не взорвавшиеся авиабомбы.В 1956 году в связи с угрозой применения ядерного оружия были изменены состав и организационная структура МПВО, уточнены задачи. Она стала организовываться и проводиться на территории всей страны. В 1961 году МПВО преобразуется в Гражданскую оборону СССР, которая становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Был принят территориально-производственный принцип ее построения, введена должность начальника Гражданской обороны СССР.В настоящее время руководство Гражданской обороной возложено на руководителей органов местного самоуправления, а в организациях на их руководителей. А руководители исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения (ст. 11 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ).  За время своего существования гражданская оборона прошла несколько этапов своего развития. В ходе первого этапа (1961-1972 гг.) за основу зашиты населения при возможном массированном ядерном нападении противника, когда ожидалось несколько тысяч ядерных ударов по всем крупнейшим городам и важнейшим объектам, была принята идея о проведении массовой эвакуации населения из городов - вероятных целей нападения — в загородную зону. Для обеспечения зашиты персонала, который оставался работать на предприятиях, строились убежища. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в многочисленных очагах поражения. Для этого совершенствовались войска гражданской обороны, создавались массовые невоенизированные спасательные формирования. На втором этапе (1972-1992 гг.) появились новые аспекты в ведении гражданской обороны. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление фонда защитных сооружений. В это время ежегодно в стране в среднем вводилось убежищ вместимостью на 1 млн. человек, противорадиационных укрытий на 3—4 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и горных выработок. Особую актуальность приобрела проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой 6ыло также возложено на гражданскую оборону. С 1992 года начался третий этап развития гражданской обороны. Чем характерен этот период? Во-первых, Чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении, принесшие огромные человеческие жертвы и материальный ущерб, исчисляемый миллиардами долларов, заставили по-новому взглянуть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и соответственно на роль и место при этом гражданской обороны. Во-вторых, за эти годы существенно изменилась военно-политическая обстановка в мире - значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объективно несколько ослабило внимание к мероприятиям гражданской обороны. В-третьих, изменились характер и средства вооруженной борьбы. Проблематичной стала угроза реального применения ядерного и других видов оружия массового поражения.    В этот период основные усилия руководства страны направляются прежде всего на сохранение существующей системы гражданской обороны и ее материально-технической базы в условиях возникших экономических трудностей в стране, на определенное совершенствование организации, сил и средств гражданской обороны, обеспечение возможности её участия в решении задач мирного времени. Гражданская оборона выводится из структуры Минобороны России и объединяется с ГКЧС России. Органы ее управления и войска гражданской обороны нацеливаются на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планируется преобразование войск гражданской обороны в государственную спасательную службу,  и реорганизуются формирования гражданской обороны. В-четвертых, после распада СССР в условиях коренного реформирования общества изменилось геополитическое положение и социально-экономическая обстановка в России. Государство встало на демократический путь развития. Экономическое положение России резко ухудшилось, что не могло не сказаться на выполнении мероприятий гражданской обороны и потребовало уделить поддержанию ее на должном уровне и дальнейшему совершенствованию самое пристальное внимание.   Основными принципами организации современной гражданской обороны являются: территориально-производственный принцип ее построения: соответствие структуры гражданской обороны государственному устройству страны и решаемым задачам: максимально полное соответствие организации гражданской обороны требованиям как мирного, так и военного времени. Впервые принятый Федеральный закон «О гражданской обороне» определил следующие основные задачи гражданской обороны: обучение населения способам зашиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим вилам маскировки; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действии; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при велении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий: обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действии, срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Важнейшей особенностью является централизованное руководство гражданской обороной, единое планирование и проведение ее мероприятий. При этом планирование и проведение мероприятий гражданской обороны должно осуществляться всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Организационную основу гражданской обороны составляют органы, осуществляющие управление гражданской обороной, службы, силы и средства гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, местных административно-территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и в организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны. Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны: на федеральном уровне — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; на региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России; в субъектах Российской Федерации — министерства, государственные комитеты, главные управления, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; в городах, районах — управления, отделы, группы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В федеральных органах исполнительной власти и организациях для планирования и организации выполнения мероприятий гражданской обороны, контроля за их выполнением по решению их руководителей создаются штатные структурные полразделения (управления, отделы, секторы, группы) или назначаются отдельные работники (в зависимости от объема работы).Полномочия и общие обязанности органов государственной власти, начальников гражданской обороны на всех уровнях и их органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, определяются Федеральным законом «О гражданской обороне».Федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основными задачами МЧС России являются: реализация единой государственной политики в области гражданской обороны; осуществление по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны; осуществление нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных,  надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны; осуществление государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны; осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской обороны. Для выполнения мероприятий гражданской обороны, подготовки в этих целях сил и средств, управления гражданскими организациями гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются аварийно-спасательные формирования гражданской обороны. Аварийно-спасательные формирования гражданской обороны создаются и функционируют на федеральном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Решение о создании федеральных служб принимаются Правительством Российской Федерации, о создании территориальных, местных и объектовых аварийно-спасательных формирований — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций. В зависимости от решаемых задач, соответствующей базы и местных условий могут создаваться следующие федеральные, территориальные, местные и объектовые аварийно-спасательные формирования гражданской обороны: медицинская, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты сельскохозяйственных животных и растений, связи, оповещения и информирования, эвакуации, снабжения горючим и смазочными материалами, коммунально-техническая, инженерная, убежищ и укрытий,  жизнеобеспечения пострадавшего населения, материально-технического снабжения, энергоснабжения и светомаскировки, техническая и др.Структура, задачи и деятельность аварийно-спасательных формирований гражданской обороны определяются положениями об аварийно-спасательных формированиях гражданской обороны, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны. Для создания аварийно-спасательных формирований гражданской обороны на соответствующей территории или на объекте экономики допускается объединение органов управления, сил и средств гражданской обороны предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способных независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности) к совместному проведению конкретных видов мероприятий гражданской обороны. При этом выбирается объект (учреждение), имеющий наилучшие условия и материально-техническую базу, на который возлагаются функции головного при создании соответствующей службы гражданской обороны. В целях обеспечения организованного проведения эвакуации (отселения) населения создаются эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, эвакоприемные комиссий, приемные эвакуационные пункты, администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт, оперативные группы, группы управления на маршрутах эвакуации и др.Силами гражданской обороны, предназначенными для выполнения возложенных на нее задач, являются соединения, воинские части и другие воинские формирования войск гражданской обороны и гражданские организации гражданской обороны. Для выполнения задач в области гражданской обороны могут привлекаться профессиональные (ведомственные) аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.  Войска гражданской обороны представляют собой наиболее подготовленную и мобильную часть сил гражданской обороны и выполняют самые сложные и трудоемкие задачи по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.  Общее руководство войсками гражданской обороны осуществляет Президент Российской Федерации через руководителя Гражданской обороны Российской Федерации. Управление войсками осуществляет министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. НАСФ являются формированиями, создаваемыми на базе организаций по территориально-производственному  принципу, владеющими специальной техникой и имуществом и. подготовленными для защиты населения. материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Они составляют наибольшие по численности формирования сил гражданской обороны и предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных  работ и других мероприятий гражданской обороны.  НАСФ создаются организациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные производственные объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения, а также специализированные организации, имеющие по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Финансирование мероприятий гражданской обороны осуществляется в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации:     в федеральных органах исполнительной власти и подчиненных им бюджетных организациях — за счет средств федерального бюджета;     в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных им бюджетных организациях — за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;     во внебюджетных организациях — за счет собственных средств этих организаций. Важность и масштабность задач, возлагаемых на гражданскую оборону, требуют самого пристального внимания со стороны соответствующих органов государственной власти к вопросам подготовки к ведению гражданской обороны. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О гражданской обороне» "подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств зашиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий". Комплекс планируемых и заблаговременно осуществляемых мероприятий охватывает правовые, организационные, инженерно-технические и иные мероприятия, обеспечивающие успешную реализацию каждой из основных задач гражданской обороны. Основными направлениями деятельности по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются: планирование мероприятий гражданской обороны; создание и поддержание в готовности надежной системы оповещения об угрозе нападения противника, технических систем связи и управления гражданской обороны; накопление в соответствии с установленным порядком фонда защитных сооружений гражданской обороны для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему укрываемых; создание необходимых запасов средств индивидуальной зашиты, а также  запасов воды, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к размещению эвакуируемого населения, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; развитие сил гражданской обороны и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обеспечения;     организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовка руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны; развитие научных исследований в области гражданской обороны, разработка и совершенствование технических средств, технологии и способов проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. Объемы и сроки осуществления мероприятий по гражданской обороне в городах, других населенных пунктах и на объектах экономики определяются с учетом их военно-политического, оборонного и экономического значения, природных и иных характеристик, а также исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. При этом должна предусматриваться возможность использования заблаговременно осуществляемых мероприятий по гражданской обороне также и в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Планирование мероприятий гражданской обороны : включает оперативное  планирование (в том числе разработку планов гражданской обороны): разработку планов мероприятий гражданской обороны на расчетный год в составе мобилизационных планов экономики и разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение и информирование населения :об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечиваются: созданием и поддержанием в постоянной готовности специальных систем централизованного оповещения гражданской обороны, их организационно-техническим сопряжением с системами оповещения военных округов (флотов) и местных военных органов, а также с пунктами (центрами) сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны; созданием постоянно действующих локальных систем оповещения на радиационно, химически, биологически и гидродинамически опасных объектах, общий перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, установлением и практической разработкой порядка приоритетного использования общегосударственных и ведомственных систем связи,  проводного,  радио- и телевизионного вещания, местных радиотрансляционных сетей и других технических средств передачи информации.

Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает :сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений; освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения; постановку на учет и, в случае необходимости, дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для зашиты населения и материальных средств; строительство при необходимом обеспечении заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях на потенциально опасных объектах; проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа. Средствами индивидуальной защиты обеспечиваются в первую очередь личный состав гражданских организаций гражданской обороны, участвующий в аварийно-спасательных и других неотложных работах в очагах поражения, персонал радиационно и химически опасных объектов и население, проживающее в зонах вероятного опасного заражения (загрязнения).

Накопление по установленным нормам имущества гражданской обороны : (средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и контроля, медицинских средств индивидуальной защиты и др.) осуществляется в мирное время путем закладки его в мобилизационный резерв Российской Федерации, и созданием запасов на объектах экономики. Номенклатура и нормы накопления данного имущества в мобилизационном резерве определяются Правительством Российской Федерации исходя из потребности в нем населения и формировании гражданской обороны, а в запасе объектов экономики — исходя из необходимости обеспечения имуществом персонала этих объектов и формировании гражданской обороны (в пределах норм, устанавливаемых табелями). Порядок хранения и содержания имущества гражданской обороны определяются соответствующими инструкциями. Подготовка эвакомероприятий включает: разработку планов эвакуации, создание и подготовку необходимых эвакоорганов; подготовку транспорта для вывоза эвакуируемого населения; подготовку маршрутов эвакуации безопасных районов для размещения эвакуированного населения и материальных и культурных ценностей в загородной зоне.

Основными направлениями по сохранению объектов : существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, являются: осуществление градостроительной деятельности, размещение и застройка объектов экономики и инфраструктуры с соблюдением требований строительных норм и правил, а также других утвержденных в установленном порядке нормативных актов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; заблаговременное выполнение комплекса организационных, инженерно-технических и других специальных мероприятий ГО; разработка и подготовка к реализации мероприятий по световой и другим видам маскировки объектов; разработка и проведение обусловленных особенностями объектов подготовительных работ (включая создание и оснащение необходимых формирований гражданской обороны,  и их обучение) по обеспечению ликвидации последствий поражения объектов современными средствами поражения и восстановление функционирования объектов; осуществление мероприятий по повышению устойчивости  энерго- и водоснабжения, материально-технического и транспортного обеспечения объектов в военное время; осуществление мероприятий по инженерной и  другим видам зашиты персонала объектов и его жизнеобеспечению.

Группировки сил гражданской обороны : (сведенные в определенную систему и развернутые соответствующим образом соединения, воинские части, подразделения войск гражданской обороны, гражданские организации гражданской обороны, другие силы, привлекаемые в установленном порядке для проведения аварийно-спасательных работ) создаются заблаговременно, в мирное время, а полное их развертывание завершается в период перевода гражданской обороны с мирного на военное положение или с началом военных действий. В ходе подготовки гражданской обороны особое внимание уделяется созданию и подержанию в готовности сети наблюдения и лабораторного контроля. СНЛК представляет собой комплекс специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на которые возлагаются выявление случаев радиоактивного загрязнения, химического и биологического (бактериологическою) заражения окружающей природной среды, питьевой волы, продовольствия, пищевого сырья и фуража.

Обучение населения: способам зашиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется по соответствующим возрастным и социальным группам на предприятиях, в образовательных и других учреждениях (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности),  а также по месту жительства. Подготовка личного состава служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны проводится непосредственно в организациях, на базе которых они созданы. Основными формами обучения (видами занятий) по специальной подготовке являются практические и тактико-специальные занятия с использованием учебных городков и площадок.

Подготовка и повышение  квалификации по гражданской обороне  руководящего состава и специалистов федеральных органов исполнительной власти и организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, служб и формирований гражданской обороны, работников органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям проводится в Академии гражданской защиты МЧС России, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, в учебных заведениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по их планам), а также непосредственно в организациях в порядке, определяемом МЧС  России.

Для приобретения необходимых  навыков руководящим составом и  специалистами, а также в целях  проверки готовности органов управления и сил гражданской обороны  регулярно проводятся командно-штабные, штабные, тактико-специальные и комплексные  учения и тренировки. В целях осуществления комплексного контроля за соблюдением действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны, а также оценки степени готовности органов управления, служб и  сил гражданской обороны к выполнению возложенных на них задач по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, проводится периодическое инспектирование органов управления и сил гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской  Федерации,   муниципальных образований и организаций, которое осуществляется вышестоящими начальниками гражданской обороны. Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение осуществляется, как правило, заблаговременно — в угрожаемый период, характеризующийся нарастанием угрозы агрессии потенциального противника, а также при возникновении вооруженных конфликтов, начале военных действий и войны в целом. В зависимости от обстановки гражданская оборона на военное положение может переводиться на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение состоит в последовательном осуществлении мероприятий,  по степеням готовности гражданской обороны: - первоочередные мероприятия ГО 1-й группы; - первоочередные мероприятия ГО 2-й группы; - мероприятия общей готовности ГО, направленных на наращивание ее возможностей по решению возложенных на нее задач военного времени. С этой целью приводятся в готовность органы управления и силы гражданской обороны,  развертываются системы зашиты населения и осуществляется подготовка к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения. Ведение гражданской обороны в Российской Федерации в целом или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действии или с введением Президентом  Российской Федерации военного положения на всей территории России (и отдельных ее местностях) в полном объеме или частично. Ведение гражданской обороны заключается в практической реализации мер по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при велении военных действий или вследствие этих действий, по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий, обеспечению действий сил и мероприятий гражданской обороны, восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их. Правительство Российской Федерации с началом военных действий (введением режима военного положения) и в холе реализации плана гражданской обороны страны уточняет порядок восполнения недостающего фонда защитных сооружений для населения, средств индивидуальной защиты, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий уточняют и реализуют согласованные с МЧС России планы гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств, проводят мероприятия, направленные на  сохранение устойчивого функционирования наиболее важных объектов экономики и выживания населения в военное время. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления соответствующих территорий: уточняют и реализуют планы гражданской обороны, в т.ч. планы мероприятий ГО на расчетный год; создают и поддерживают в постоянной готовности к использованию технические системы управления, объекты и силы гражданской обороны; в случае необходимости проводят мероприятия по эвакуации в безопасные районы населения, материальных и культурных ценностей, развертыванию лечебных и других учреждений для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, поддерживают в необходимых количествах запасы материально-технических, медицинских средств и продовольствия. Организации поддерживают в готовности локальные системы оповещения, проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования, запланированные на военное время; осуществляют обучение своего персонала способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий; приводят свои силы в готовность к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; поддерживают на установленном уровне в холе военного конфликта необходимые для ведения гражданской обороны запасы материально-технических, медицинских средств и продовольствия. Для обеспечения управления гражданской обороной создается соответствующая система управления, включающая органы и пункты управления, системы оповещения и связи, а также автоматизированную информационно-управляющую систему. Непосредственное управление гражданской обороной осуществляют начальники гражданской обороны и подчиненные им органы управления. Управление будет успешным лишь в том случае, если вся система управления будет находиться в высокой степени готовности, если оно будет устойчивым, непрерывным, твердым, гибким, оперативным и скрытым.Одним из основных элементов системы управления гражданской обороны являются пункты управления. Они создаются на всех уровнях и во всех звеньях гражданской обороны. Пунктами управления гражданской обороны называются специально оборудованные или приспособленные и оснащенные техническими средствами сооружения, помещения либо их комплексы или транспортные средства, предназначенные для размещения и обеспечения устойчивой работы органов управления в особый период, а также при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятия гражданской обороны по защите населения и объектов экономики от оружия массовою поражения (ядерного, химического) и современных высокоточных средств поражения по своему характеру идентичны, если принять во внимание, что некоторые из обычных средств поражения сегодняшнего поколения и находящиеся в разработке в сочетании со вторичными факторами поражения от разрушения потенциально опасных объектов (ядерной энергетики, химических и др.) по своим боевым свойствам и поражающим факторам уже могут быть сопоставимы с ядерными и химическими зарядами малой и средней мощности. Несколько специфичны мероприятия гражданской обороны, проводимые по защите от бактериологического оружия, а также от комбинированного поражения в результате воздействия двух или более видов оружия массового поражения. В этом случае предусматривается комплекс специальных мероприятий, специфических только для данного вида опасностей (режимно-ограничительные мероприятия, карантин, обсервация и т.п.).В комбинированных очагах поражения первоочередное внимание уделяется выбору технологий ведения спасательных работ, предусматривающих, с одной стороны, экстренное оказание помощи пострадавшим, с другой — максимальное снижение возможных потерь среди личного состава сил, участвующих в спасательных работах. Главной особенностью организации и ведения гражданской обороны при применении противником оружия массового поражения является необходимость обеспечения защиты населения и выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в максимально возможных объемах и в предельно сжатые сроки. Планирование мероприятий гражданской обороны по защите от оружия массового поражения проводится органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям заранее, в мирное время. Эти мероприятия отражаются в специальных разделах планов гражданской обороны. При угрозе применения вероятным противником ядерного оружия повсеместно на территории всей страны, с привлечением всех людских и материальных ресурсов осуществляются согласно планам на расчетный год строительство защитных сооружений, изготовление и обеспечение населения средствами индивидуальной защиты. При прямой угрозе ядерного нападения может осуществляться общая и частичная эвакуация населения из крупных городов. Решение на массовую эвакуацию принимает Президент Российской Федерации. Эвакуационные мероприятия проводятся в максимально сжатые сроки с задействованием всех видов транспорта и пешим порядком. В условиях радиоактивного загрязнения, химического и биологического (бактериологического) заражения обширных территорий особое значение приобретают выбор и установление режимов поведения (защиты) людей на зараженной территории. Режимы зашиты и поведения разрабатываются органами управления в мирное время в зависимости от возможной обстановки, конкретных условий защиты и установленных на военное время условий, предельно допустимых концентраций и доз. Целью государственной политики в области гражданской обороны является создание в стране условий, обеспечивающих при велении военных действий предотвращение или максимальное снижение людских потерь и материального ущерба, сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. Государственная политика в области гражданской обороны формируется и реализуется на основе Конституции Российской Федерации. Федерального закона «О гражданской обороне» и других федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, общепринятых норм и принципов международного права в данной области, а также с учетом следующих основных принципов:     защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;     организация и ведение гражданской обороны является обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации;     мероприятия по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, планируются заблаговременно, осуществляются,  по возможности, в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженных конфликтов;    мероприятия гражданской обороны планируются и реализуются дифференцированно,  с учетом неодинаковой ожидаемой интенсивности и избирательности интенсивности и избирательности воздействия возможного противника по территориям и объектам экономики, а также в зависимости от оборонного и экономического значения городов и организаций; гражданская оборона является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и организуется с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности. Основными направлениями государственной политики в области гражданской обороны в современных условиях являются:     обеспечение подготовки современной гражданской обороны к выполнению свойственных ей функций в условиях возможных военных действий любого масштаба и всех форм возможных вооруженных конфликтов;     обеспечение функционирования гражданской обороны по принципу стратегической мобильности, предусматривающему поэтапное наращивание мероприятий гражданской обороны по времени и территории в зависимости от уровня высших угроз, концентрацию сил и средств в нужное время и в нужном месте, наличие мобильных резервов материально-технических ресурсов для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, а также мобильных технически оснащенных сил, прикрывающих территории, отнесенные к группам по гражданской обороне, и организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, а также целые регионы;   гражданская оборона занимает особое место в сфере вооруженного противоборства, руководствуясь положениями Дополнительного протокола № 1 к Женевским конвенциям 1949 года и выполняет гуманную миссию - оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий;   в мирное время органы управления, силы и средства гражданской обороны привлекаются в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;   формирование нормативной правовой базы, регламентирующей организацию и ведение гражданской обороны, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны;  совершенствование системы государственного управления в области гражданской обороны, включая восстановление на всех уровнях института начальников гражданской обороны, создание служб гражданской обороны и органов, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, совершенствование и поддержание в готовности пунктов управления, разработку на всех уровнях планов гражданской обороны и мобилизационных планов экономики по мероприятиям гражданской обороны; совершенствование сил и средств гражданской обороны, включая реформирование войск гражданской обороны и поисково-спасательной службы, создание на их базе государственной спасательной службы, реорганизацию невоенизированных формирований гражданской обороны в гражданские организации гражданской обороны, а сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны — в систему мониторинга природных, техногенных и военных угроз и опасностей, обеспечение их постоянной готовности к оперативному реагированию и эффективному неведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; создание на федеральном, региональном и местном уровнях мобильных группировок сил гражданской защиты; реконструкцию систем оповещения населения с учетом современных требований и технических возможностей и другие мероприятия; дальнейшее совершенствование системы обучения населения по гражданской обороне, подготовки руководящего состава органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в том числе разработка принципов и методов обучения и подготовки, новых программ, отвечающих  современным социально-экономическим условиям, внедрение современных технических средств обучения; развитие системы научных знаний в области гражданской обороны, включая разработку теории гражданской обороны, организацию и проведение НИОКР; активное сотрудничество с зарубежными странами в области гражданской обороны, включая подготовку, подписание и реализацию двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по гражданской обороне, всемерное содействие формированию системы коллективной безопасности стран — участников Содружества Независимых Государств, участие в реализации проекта Департамента по гуманитарным вопросам ООН 213/3 «Руководящие принципы использования военных ресурсов и средств гражданской обороны в международных гуманитарных отношениях».               Государственная политика в области гражданской обороны в Российской Федерации реализуется путем разработки и осуществления федеральных, региональных и местных целевых и научно-технических программ, планов гражданской обороны, мобилизационных планов экономики по мероприятиям гражданской обороны, а также через систему государственного оборонного заказа. Анализируя имеющие место современные тенденции развития военно-политической обстановки в мире, можно предположить, что роль гражданской обороны в системе национальной безопасности страны будет возрастать. Это обуславливается тем, что в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства она выполняет три важнейшие функции: оборонную - решением проблемы сохранения людских ресурсов и военно-экономического  потенциала страны; социальную - обеспечением защиты и жизнедеятельности населения, спасением и оказанием помощи пораженным и пострадавшим; экономическую — сохранением объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, защитой материальных и культурных ценностей, снижением опасности образования вторичных очагов поражения в условиях войны. 

Информация о работе Национальная безопасность государства. Концепция национальной безопасности РФ