Методы управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением. Однако, наше государство достаточно тяжело двигается к цели, т.е. находится на начальном этапе своего развития, и для того, чтобы правильно и наиболее полно выполнить задачу построения и организации государственного и муниципального управления в стране, необходимо, первую очередь, учитывать исторические особенности нашего государства и методы государственного и муниципального управления, с помощью которых осуществляется власть в стране.

Содержание работы

Введение 3
1. Методы управленческой деятельности на государственном уровне 7
2. Методы управленческой деятельности на муниципальном уровне 12
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

артем курсовая.docx

— 55.22 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

 

 

Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Государственное и муниципальное управление»

Тема «Методы управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях»

 

 

 

 

Выполнил:             

Студент 4 курса

группы Тв-ДММ-001

Грушин  Артём Александрович

 

Науный руководитель:

Заслуженный деятель науки РФ, д.и.н., профессор

Славко Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

Тверь, 2014

Оглавление

 

 

 

Введение

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от   их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением. Однако, наше государство достаточно тяжело двигается к цели, т.е. находится на начальном этапе своего развития, и для того, чтобы правильно и наиболее полно выполнить задачу построения и организации государственного и муниципального управления в стране, необходимо, первую очередь, учитывать исторические особенности нашего государства и методы государственного и муниципального управления, с помощью которых осуществляется власть в стране.

      В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде «метод» позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. А методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, должны учитывать достигнутый научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления. Методы муниципального управления базируются не только на источниках муниципальной власти, но еще и на потребностях, нуждах, интересах и т.п. объектов муниципального управления. Методы муниципального управления должны иметь двустороннюю направленность, учитывая не только стремления управляющих, но и управляемых. Поэтому основой методов муниципального управления, должно стать постоянное изучение объектов, тесная связь с ними.

Управленческая деятельность — тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей — необходимостью  организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.

В управленческую деятельность все шире входят методы из естественных, общественных и точных наук: математического программирования, вероятностно-статистические, системного и функционального анализа, теории стратегических игр, экономико-статистического моделирования, графические и др.

Управленческая деятельность обладает определенными чертами:

1) Она носит прикладной характер. Сама по себе она не имеет  ценности, а предназначена для  реализации целей и функций  государственного управления. Поэтому  её можно представить как совокупность  выработанных людьми навыков, умений, способов, средств и действий  человека в сфере управления.

2) Отличается интеллектуальным  содержанием. Это качество двояко  проявляется: с одной стороны - выработка  решения и его реализация не  возможно без интеллектуальной  деятельности должностных лиц  органов государственного управления, с другой стороны - требует того  же от управляемого объекта - людей, осознания ими управленческого  воздействия. Помимо этого, главный  смысл управленческой деятельности  заключается в получении нового  качества управляемого процесса, что невозможно без умственных, творческих усилий.

3) Информационность. В своей основе  управленческая деятельность во  многом связана с поиском и  обработкой огромного массива  информации, на основе которого принимаются управленческие решения. В современных условиях поток информации возрос во много раз, поэтому приемы работы управленческого аппарата с информацией должны постоянно совершенствоваться, вырабатываться новые приемы и способы, новые технические средства программы и системы обработки информации. От качества информации, ее достоверности зависит эффективность принимаемых решений и в целом государственное управление.

4) Социально-психологический характер  с выраженным проявлением воли. Специфика управленческой деятельности  сопряжена с постоянным выполнением  обязательных определенных действий, подчинения и исполнения, работы  в определенном коллективе, в  составе «команды», требует подчинения  собственного «Я» исполнению  государственной должности, напряжения  личных качеств и согласования  своих действий с общими целями. Поэтому даже внешний вид «человека  власти» отличается, а в коллективе  органов государственного управления  складывается особый психологический  микроклимат, формирующий определенный  тип поведения и деятельности.

5) Коллективность. Управленческая  деятельность всегда осуществляется  в коллективе, предполагает взаимодействие  одних коллективов с другими, как внутри управляющего субъекта, так и с коллективами объектов  управленческого воздействия, социальными  группами и т.п. Формальное построение  органа управления по подразделениям  и должностям создает только  логическую схему для упорядочивания  коллективного труда многих. Чем  выше согласованность отдельных  звеньев управленческой системы, отдельных должностных лиц между  собой, тем эффективность государственного  управления выше, в частности, экономичнее.

6) Комплексное явление. Управленческая  деятельность включает многие  компоненты: люди, информация, технические  средства и многое другое. Только сбалансированное введение в действие всех элементов управления придает ему рациональность и эффективность.

7) Юридическая заданность. Несмотря на влияние субъективного человеческого фактора на характер управленческой деятельности, многие её элементы закрепляются юридически, «привязываются» к конкретным государственным органам, должностям: компетенция, сфера деятельности, способы выполнения управленческих функций и т.п.

Осуществление функций государственного управления происходит с использованием органами управления различных приемов и способов, т.е. методов. Под методами управленческой деятельности понимаются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях.

Особенность этих методов состоит в том, что они применяются в управленческих процессах по поручению государства. В связи с этим методы управленческой деятельности должны отвечать определенным требованиям:

- обладать способностью формировать и обеспечивать реализацию управляющих воздействий;

- быть разнообразными и приспособленными  к использованию в управлении;

- быть реальными и гибкими.

Большая группа методов функционирования органов государственного управления и местного самоуправления связана с правовой и организационной государственно-управленческой деятельностью. Свои особенности имеют методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно-исполнительской и правоохранительной деятельности, методы подготовки и проведения организационных мероприятий, методы подбора и подготовки кадров, исполнения и контроля.

 

  1. Методы управленческой деятельности на государственном уровне

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (англ. public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.1

В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.2 В подобном виде «метод» позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из ее непременных элементов. Следовательно, метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей.

Наиболее характерно для методов государственного управления следующее:

  • они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;
  • они непосредственно выражаются в связях между субъектами и объектами государственного управления как формы практической реализации исполнительной власти;
  • метод управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный) ;
  • являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;
  • в методах управления в соответствующем объеме находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства;
  • метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера;
  • для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения. Свое наиболее ощутимое проявление они получают в правовых актах управления;
  • имеют масштабную (территориальную и временную) привязку. По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.

Методы государственного управления представляют собой способы властного воздействия государства на вектор развития общественных и государственных дел. Они показывают, какими средствами государство влияет на поведение людей и управляет им. Исходя из способов и приемов, которые используются субъектами государственного управления для достижения поставленных целей и выполнения функций, выделяют следующие группы методов.3

1) Административные методы –  нормативные требования государства, обязывающие и субъектов, и объекты  государственного управления поступать  определенным образом. Они основаны  на распорядительстве субъекта  управления, их невыполнение влечет  за собой привлечение к различным  видам ответственности.

Примеры. Каждый работающий гражданин России обязан платить налоги в бюджеты разных уровней, в 20 и 45 лет обменять паспорт гражданина Российской Федерации, государство для этого разрабатывает определенные правила, пакет документов и пр. Государственные служащие обязаны подавать декларацию о доходах за прошедший календарный год в срок до 30 апреля текущего года.

2) Экономические методы – это способы создания государством определенных условий, в которых управляемому объекту выгодно поступать так, как того хочет государство. Такие методы базируются на наличии у граждан, организаций и государства материальных интересов, которые обусловливают их действия, а степень экономической активности детерминируется развитостью и объемами материальных стимулов.

Примеры. Разработка и реализация государственной налоговой политики; налоговое стимулирование, например, в целях увеличения доли иностранных капиталовложений в российскую экономику практикуется снижение ставки налога на иностранный капитал. Стимулирование развития частного сектора российской экономики достигается, в том числе, за счет предоставления государственного имущества в аренду, концессию. Другим примером является система государственного социального обеспечения – выплата повышенных и именных стипендий, пенсий.

3) Идеологические методы – это  целенаправленное моральное и  нравственное воздействие государства  на сознание людей, пропаганда  и агитация со стороны государства. Другое применяемое название этой группы методов – социально-психологические. 4

Примеры. Классический пример – предупреждение Министерства здравоохранения и социального развития РФ о вреде курения, обязательно указываемое на каждой пачке сигарет. Социальная реклама, ставшая частью жизни российского общества и направленная на формирование гражданского сознания и законопослушности, «Заплати налоги и спи спокойно»; «Проскочив на красный свет, можно распрощаться с белым» и т. п.; пропаганда здорового образа жизни.

Информация о работе Методы управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях