Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:03, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения соприкасаются не только с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и с коллективными действиями людей через политические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Как и любая отрасль права, конституционное право имеет свой предмет. Уяснения его необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит – составить понятие, ее отличий от других отраслей.

Содержание работы

1. Понятие конституционного права и его отрасли
2. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ

Файлы: 1 файл

+к.р. конституционное право России.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Специальность «Государственное и муниципальное управление»,

полная форма

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Конституционное право

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2011

 

 

 

  1. Понятие отрасли Конституционного права как ведущей отрасли правовой системы России.

Термин «конституционное право» (КП) употребляется в трех смысловых значениях: как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина в системе юридического образования.

Система права в РФ состоит из многих отраслей – гражданского, уголовного, трудового, административного и т.д.

Конституционное право  – ведущая отрасль системы  права Российской Федерации. Как  и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, нарушение которых влечет применение государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Уяснения вопроса о предмете отрасли права является предпосылкой правильного понимания тех общих  сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании.

Результат действия каждой правовой нормы должен оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой  и политической системой. Властные отношения соприкасаются не только с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и с коллективными действиями людей через политические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов.

Как и любая отрасль права, конституционное  право имеет свой предмет. Уяснения его необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит – составить понятие, ее отличий от других отраслей. 

Кроме того, без знания предмета той  или иной отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Ведь всегда первым шагом в юридическом анализе конкретных ситуаций, подлежащих правовому разрешению, является четкое уяснение вопроса о том, нормы какой отрасли права подлежат применению. Без этого не может быть обеспечена правильная правовая оценка таких ситуаций.

Поэтому, приступая к изучению  конституционного права, необходимо прежде всего понять, какие общественные отношения составляют его предмет.

Решение этого вопроса основано на теоретическом анализе всей системы  общественных отношении, их типологии с целью выделения среди них особого комплекса отношении, подлежащих конституционного – правовому регулированию.

Известно, что общественные отношения  представляют собой сложную систему  социально значимых связей между  людьми. Они весьма разнообразны по содержанию, пронизывают все сферы жизнедеятельности людей, как в частной, так и в публичной сфере, их регулирование осуществляется различными отраслями права исходя из предмета каждой отрасли. Так, гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные не имущественные отношения; трудовое право регулирует трудовые отношения; земельное право – соответствующие земельные отношения т.д.

В сложной и многообразной системе общественных отношении есть и такая особая сфера публичных отношении, правовое регулирование которой необходимо с целью формирования и обеспечения целостности общества как единой политической, экономической и социально государственно – организационной структуры. Такое единство требует установление основополагающих принципов, на которых базируется жизнедеятельность его членов и их социальных структур, а также особого механизма, обеспечивающих всестороннюю управляемость общественными процессами через систему публичной власти. Общественные отношения, по средствам правового регулирования которых достигаются указанные цели, и составляют предмет конституционного права. Многообразие факторов, обеспечивающих целостность и единство общества, связано с широким кругом общественных отношений.

В результате длительного исторического  процесса цивилизованное сообщество осознало, что организация власти требует разумного распределения ее по вертикали и горизонтали, создание многих сложных институтов – демократических представительных органов народовластия, фиктивной, хотя и подчиненной закону, исполнительной власти, не зависимого суда, местного самоуправления, четких принципов взаимодействия между ними. Ни чего более ценного, чем это взаимодействие многочисленных звеньев государственной власти, человечество не придумало, твердо отвергнув существующую на определенном историческом этапе в ряде стран абсолютную и тоталитарную власть. В то же время общество повсеместно столкнулось с тяжелой проблемой, свойственной даже демократической системе власти, - бюрократизацией и злоупотреблениями должностных лиц. Эти и многие другие сложные проблемы организации государственной власти постоянно находятся в центре внимания конституционного права, которое определяет своеобразные «правила игры» в политике и государстве и подчиняет власть народному волеизъявлению.

Уяснение предмета отрасли требует не только определения общих функциональных признаков, свойственных данным общественным, но и выделения в их совокупности различных сфер.

Каждая из них выполняет особую роль в выражении основополагающих принципов устройства государства и общества. Различны и объем, приемы, режим конституционно – правового воздействия на эти отношения. Среди таких относительно автономных в рамках предмета отрасли отношений можно выделить следующие.

  1. Общественные отношения, определяющие причины, на которых основано устройство государства и общества. В этих отношениях выявляется, прежде всего, качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т. е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

Основополагающие общественные отношения, определяющие устройство государства, общества, и закрепляющие их нормы в гл. 1 Конституции РФ обобщаются понятием «основы конституционного строя».

   2. Общество как единый  организм, как целостная организация  не может существовать без  единых основ правового статуса  членов общества, без установления  принципов взаимосвязи государства  и гражданина. Отношения между  людьми, которые составляют сущность  каждого общества, касаются всех сторон его жизнедеятельности, очень многообразны по характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой мере воздействия на них государства, права.

Естественно, все эти разнообразные  отношения между людьми играют неодинаковую роль в формировании тех общезначимых социальных связей, на которых основываются единство общества и которые составляют его сущность как целостной системы.

3. Поскольку Россия является  федеративным государством, то объективно  существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирования этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованных реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права.

4. Как отмечалось выше, целостность  и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через которые осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре.

Таким механизмом являются система  органов государственной власти и система органов местного самоуправления.

Итак, конституционное  право – ведущая отрасль права  России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которая определяет организационное и функциональное единство, целостность общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.      

Как уже отмечалось, конституционное  право является ведущей отраслью в системе права РФ. Это определяется, прежде всего, тем, что ядром этой отрасли, как и всего права в целом, является высший в системе права особый нормативный правовой акт, имеющий учредительный характер, -  Конституция РФ. В ней устанавливаются основополагающие принципы устройства общества и государства, определяются общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, тем самым она дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

По сути дела, во всех отраслях права получают воплощение и конкретизацию закрепленные в  нормах конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина. Конституционно – правовой принцип «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Для всех отраслей права  исходными являются установленные  нормами конституционного права  принципы федерального устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли основываются на закрепленных в конституционном  праве принципах организации  системы власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль конституционного права как ведущей отрасли  права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Все эти общие положения  можно конкретизировать на примере  соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.

Так, определяя систему  органов исполнительной власти,  их правовой статус, компетенцию, нормы  конституционного права устанавливают  основные начала для административного  права. Закрепляя различные формы  собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы РФ, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

Стержневым направлением в формировании отрасли российского конституционного права явились разработка и принятие в 1993 г. Новой Конституции РФ.

Если в целом проанализировать основные тенденции развития отрасли  конституционного права России в  постсоветский период, то можно выделить следующие направления:

  1. правовое обеспечение подлинного суверенитета РФ, становление ее как самостоятельного, независимого государства;
  2. деидеологизация конституционно-правового законодательства. В Конституции РФ отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, институтов общественного строя. Изменены название государства, символы его государственного суверенитета (флаг, герб, гимн). Конституционно закреплен принцип многопартийности и признано идеологическое многообразие;
  3. гуманизация всех государственно-правовых институтов, перенос центра тяжести на признание прав и свобод человека и гражданина, которые утверждаются как высшая ценность;
  4. реализация принципа разделения властей, что выражается в признании этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя, в тех многочисленных положениях Конституции, которые закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения между ними полномочий;
  5. существенная реорганизация федерального устройства России. Эта тенденция развития конституционного права связана с преодолением немалых трудностей, с согласованием многих противоречивых интересов. Новые принципы Федерации призваны обеспечить целостность и суверенитет России и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территорий с учетом их национальных, экономических интересов и особенностей;
  6. Переход к рыночной системе хозяйствования, к рыночным отношениям в экономике. Конституционно закреплены многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее форм.

Конституционное право  и на современном этапе активно  развивается. Основными направлениями  этого процесса является: дальнейшее нормативное обеспечение процессов  демократизации, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, расширение их гарантий; углубление сущности государства как правового и социального. Серьёзное внимание уделяется формированию гражданского общества; совершенствованию принципов федеративного устройства России; административной реформе, которая должна более полно обеспечить единство, вертикаль государственной власти; проведение реформы местного самоуправления; укрепление судебной системы; искоренение недостатков в реализации конституционно – правового законодательства, которые пока еще весьма существенны.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"