Контрольная работа по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

1. Конституция Российской Федерации: структура, особенности содержания, порядок пересмотра и внесения поправок
2. Понятие и основные черты конституционного строя Российской Федерации
3. Гражданство Российской Федерации: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения
4. Федеративное устройство Российского государства
5. Система органов государственной власти Российской Федерации (общая характеристика)

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Конституционное право

 

1. Конституция Российской  Федерации: структура, особенности  содержания, порядок пересмотра и внесения поправок

2. Понятие и основные  черты конституционного строя  Российской Федерации

3. Гражданство Российской  Федерации: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения

4. Федеративное устройство  Российского государства

5. Система органов государственной  власти Российской Федерации (общая  характеристика)

 

1. Конституция Российской Федерации: структура, особенности содержания, порядок пересмотра и внесения поправок

Конституция как основной закон государства, основополагающий нормативный правовой акт занимает самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, и существенно отличается от всех других правовых актов.

юридические свойства конституции:

1) особый субъект, который устанавливает  конституцию или от имени которого  она принимается (принимается народом или от имени народа);

2) учредительный, первичный характер  конституционных установлений (особый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость конституции для всех учрежденных ею же властей, в том числе для законодательной);

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации (конституция затрагивает все сферы жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений);

4) особые юридические свойства, которые производны от перечисленных выше сущностных ее черт: верховенство, высшая юридическая сила, роль ядра правовой системы государства и системы права, особый порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

Структура Конституции Российской Федерации

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм лежит сходство предмета регулирования.

По своей структуре Конституция 1993 года состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

1) Основы конституционного строя;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской Федерации;

5) Федеральное собрание;

6) Правительство Российской Федерации;

7) Судебная власть;

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки и пересмотр  Конституции.

Раздел второй именуется «Заключительные и переходные положения».

В структуре новой Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

1) первый раздел называется «Основы  конституционного строя» (в прежней  Конституции он назывался «Основы общественного строя и политики»), что представляет собой не простую замену терминов «общественный» на «конституционный», а качественное изменение характеристики строя);

2) зафиксирован переход на парламентскую  систему (в Конституции 1978 года существовал раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания»);

3) открывает перечень глав об  органах государственной власти  глава о Президенте Российской Федерации. В этом проявляется статус Президента как главы государства;

4) последовательно и четко проведен  принцип разделения властей. Логично  располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции подобная глава именовалась «Правосудие, прокурорский надзор», что не определяло суд как орган государственной власти);

5) закреплены новые начала федеративного  устройства, определяющие статус  субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись разделы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения);

6) отсутствует раздел о государственном  плане экономического и социального развития России (этот раздел уже и в прежней Конституции в последние годы был неоправданным);

7) название главы «Права и свободы  человека и гражданина» показывает  самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность»).

Положения Федеративного договора нашли непосредственное отражение в тексте Конституции (в Конституции 1978 года Федеративный договор был приложением к ней).

В целом по своей структуре Конституция 1993 года в отличие от Конституции 1978 года является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.

Раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впервые, в нем закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок

В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Именно поэтому в большинстве стран мира действует усложненный порядок изменения конституции.

Прежняя российская Конституция закрепляла, что для принятия ее изменений и дополнений требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации. Только при изменении и дополнении статей Конституции, касающихся федеративного устройства, требовалось согласование с субъектами Федерации в лице их Советов народных депутатов. Порядок принятия новой Конституции не устанавливался, и Конституция ограничивалась нормой о том, что это относится к исключительной компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Такой упрощенный порядок изменения в совокупности с политическими факторами нарушал стабильность Конституции и привел к тому, что в прежнюю Конституцию Российской Федерации было внесено за короткий период около 350 поправок.

Конституция 1993 года применяет новую терминологию – вводятся понятия пересмотр Конституции и поправки к ней. Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять ее 2/3 голосов от общего числа его членов или вынести на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Порядок образования Конституционного Собрания определяется федеральным конституционным законом.

предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

При этом главы, выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это относится к гл. 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные Поправки и пересмотр Конституции». Предложения о пересмотре статей перечисленных глав требуют поддержки 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Но и тогда поправки в эти главы и пересмотр их не допускаются. Созываемое в таком случае Конституционное Собрание либо подтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции.

Таким образом, поправки допускаются только к главам 3–8 Конституции. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и одобрение не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации). Кроме того, необходимое условия вступления поправок в силу - их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации.

Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, повторное внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год.

Положения Конституции 1993 года о ее изменениях относятся только к нормам ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. На основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об -.изменении конституционно-правового статуса субъекта вносятся соответствующие изменения в ст. 65.

 

 

2. Понятие и основные черты  конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй - это определенная форма, или способ организации государства, закрепленный в его конституции (совокупность признаков, выражающих его сущность, специфику).

Поскольку конституционный строй включает целую систему отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли законодательства, а все отрасли права, но ведущее место принадлежит все же конституции.

Элементы конституционного строя Российской Федерации:

1. Россия – демократическое государство (источником государственной власти является ее народ. Демократическое государство основывается на принципе разделения властей).

2. Россия – правовое государство. (Важнейший признак правового государства – это верховенство права, оно будет достигнуто, если:

- законы не будут противоречить Конституции РФ;

- будет соблюдаться иерархия нормативных актов;

- законы будут приниматься в определенной процедуре, строго соблюдаемой и позволяющей оценить их содержание с разных сторон;

- законы будут своевременно опубликованы и доведены до всеобщего сведения;

- реально гарантируется соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

- воплощена в жизнь идея взаимной ответственности личности и государства;

- приоритет будут иметь номы международного права, и это станет не декларацией, а фактическим положением дел).

3. Россия – федеративное государство. (Т.е. государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государств - краев, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения).

4. Россия – государство с республиканской формой правления. (это означает, что:

- правление государства является  коллективным, а не единоличным, как в монархии;

- высшие должностные лица и  законодательные органы избираются  народом;

- осуществления государственной  власти основано на принципе  разделения властей.

- высшие должностные лица несут  ответственность за злоупотребления  и ошибки, допущенные ими в своей государственной деятельности).

5. Россия – суверенное государство. (Суверенитет – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами).

6. Россия - социальное государство. (государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия:

а) каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;

б) каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

в) нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться  (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны).

7. Россия — светское государство. (Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным).

8. Экономическая основа России - частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. (В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

9. Человек, его права и свободы - высшая ценность. (Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые аспекты жизни гражданского общество. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством).

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"