Контрольная работа по "Гражданско-процессуальному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:39, контрольная работа

Описание работы

Источники гражданского процессуального права,понятие и характеристика.
Роль постановлений пленума верховного суда РФ.
понятие и сущность заочного производства.
2 задачи.

Файлы: 1 файл

Контрольная по гражданскому процессуальному праву.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

 

 Источники гражданского процессуального  права – это способ выражения и закрепления норм гражданского процессуального права Российской Федерации.      

Важнейшим источником гражданского процессуального права (после Конституции  РФ) являются Гражданский процессуальный кодекс, в котором закреплено большинство норм гражданского процессуального права. ГПК РСФСР был принят Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 г., состоит из шести разделов, имеет три Приложения, которые являются его органической частью, хотя структурно и вынесены за его пределы. АПК введен в действие 1.07.95 г. В связи с тем, что все виды пересмотра объединены в один раздел, в нем их пять, а не шесть, как в ГПК.       

Кроме того, к источникам гражданского процессуального  права следует отнести и Федеральный  конституционный закон «О Конституционном  Суде РФ» от 21.07.94г., законы, определяющие устройство судов, их компетенцию и  другие стороны судебной деятельности: «О судоустройстве в РСФСР», «О статусе судей в РФ», «О государственной пошлине», «О прокуратуре РФ» и т.д.       

1. Конституция Российской  Федерации       

Конституция Российской Федерации  как основной источник гражданского процессуального  права провозглашает  гласность судебного разбирательства.      

Ч. 1 ст. 123 Конституции России провозглашает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в  закрытых судебных заседаниях является достаточно редким исключением и  допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. 1      

Гласность служит одним из необходимых составных  компонентов демократической процессуальной формы судопроизводства, важной юридической  гарантией осуществления принципа законности в правосудии и реального  осуществления прав участников процесса.       

Принцип гласности означает, что при рассмотрении гражданского дела в судебном заседании  могут присутствовать любые лица, в том числе и представители  прессы.       

В свете принципа гласности судопроизводства возможны освещение материалов гражданских дел в печати, организация соответствующих передач по радио и телевидению. В то же время средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу иди иным образом воздействовать на суд до вступления решения в законную силу.      

Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие на открытом судебном заседании, вправе с занимаемых мест фиксировать ход судебного разбирательства, в частности производить аудиозаписи. Относительно видеозаписи, кино- и фотосъемки, прямой радио- и телетрансляции судебного заседания следует учитывать то, что они допускаются лишь с разрешения суда и с учетом мнения лиц, участвующих в деле.       

По  единодушному мнению ученых-процессуалистов  принципу гласности противоречит рассмотрение дел в кабинете судьи либо иных помещениях, куда доступ лицам, не участвующим в деле, практически закрыт. Однако в ст. 9 ГПК определяет случаи, когда возможно слушание дела в закрытом судебном заседании:      

- когда это противоречит интересам  охраны государственной тайны;      

- в целях предотвращения разглашения  сведений об интимных сторонах  жизни участников процесса.        

2. Гражданский процессуальный  кодекс       

Обеспечение принципа законности. В гражданском судопроизводстве принцип законности и его гарантии закреплены в нескольких статьях ГПК (ст. 10, 192, 306). По своему содержанию и объему принцип законности распространяется не только на суд, но и на других субъектов гражданского процессуального права и заключается в том, что суд и все иные участники процесса в своей деятельности должны неукоснительно руководствоваться нормами материального и процессуального права в целях правильного и наиболее быстрого рассмотрения и разрешения гражданских дел. 1      

Судьи независимы и подчиняются  только закону. Данный принцип закреплен в ст. 120 Конституции РФ и в ст. 7 ГПК. Как подчеркивается в ст. 120 Конституции, судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение на основании закона. При осуществлении правосудия по гражданским делам судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону (ст. 7 ГПК).       

Сочетание единоличного и коллегиального начал  в рассмотрении и разрешении гражданских дел.      

Рассмотрение  дел в судах общей юрисдикции осуществляется на началах сочетания  единоличного и коллегиального порядка  рассмотрения и разрешения гражданских.      

ГПК определяет (ч. 1 ст. 6), какие гражданские  дела в суде первой инстанции могут рассматриваться коллегиально или единолично: коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей. А в случаях, предусмотренных процессуальным законом, рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется судьей единолично в общем порядке. В таких случаях, а также когда судье предоставлено право единолично разрешать отдельные процессуальные вопросы он действует от имени суда. В других случаях дела могут рассматриваться судьей единолично, если лица, участвующие в деле не возражают против этого, или коллегиально, если кто-либо из лиц, участвующих в деле, до начала рассмотрения дела по существу возразит против единоличного порядка его рассмотрения. В кассационном порядке дело рассматривается в составе трех членов суда, а в порядке судебного надзора - в составе не менее трех членов суда.       

Таким образом, по ныне действующему законодательству коллегиальный порядок рассмотрения гражданских дел в полной мере сохранен лишь в судах кассационной и надзорной инстанций.       

Круг  дел, отнесенных исключительно к  рассмотрению единолично судьей, перечислен в ч. 2 ст. 113, ч. 2 ст. 232 и ч. 4 ст. 246 ГПК.      

Осуществление правосудия по гражданским  делам на началах  равенства перед  законом и судом.      

Этим  принципом закрепляется равенство всех граждан независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

При этом необходимо подчеркнуть, что в условиях подлинно правового  государства перед законом и  судом должны быть равны все - президент  и рабочий, министр и крестьянин, высокопоставленный чиновник и пенсионер. Однако для того, чтобы принцип равенства граждан перед законом и судом в условиях российской действительности из красивой декларации превратился в реальность, требуется серьезное совершенствование действующего законодательства, коренное улучшение практики судебной правоприменительной деятельности, значительное повышение уровня правосознания должностных лиц и граждан и существенное изменение нравственной атмосферы в обществе.       

Однако  принцип равенства граждан перед  законом и судом не исключает  возможности закрепления в законе, в том числе и процессуальном, некоторых дополнительных гарантий прав отдельных категорий граждан, которые в этом нуждаются. В частности, льготы в отношении подсудности, несения судебных расходов и по некоторым другим вопросам установлены ГПК для определенных категорий граждан с учетом их семейного и материального положения, состояния здоровья и т.п. (ст. 80 - 81, 118, 210 - 211, 432 и др. ГПК).      

Принцип состязательности закреплен в ст. 14 ГПК. Он обеспечивает полноту представления фактического и доказательственного материала, необходимого для полного и правильного рассмотрения и разрешения гражданских дел, а также детальное и всестороннее исследование такого рода материала. Все гражданское судопроизводство в целом проходит в форме спора, состязания сторон и других участвующих в деле лиц. Порядок гражданского судопроизводства регламентирован таким образом, что разрешение судом любого процессуального или материально-правового вопроса возможно лишь на основе всестороннего обсуждения его всеми лицами, участвующими в деле. Последние имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства. Они участвуют в исследовании доказательств, задают вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам, заявляют различного рода ходатайства.      

Лица, участвующие в деле, дают суду устные и письменные объяснения, представляют свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражают против ходатайств, доводов и соображений других участников процесса (ст. 30 ГПК).      

Суд обязан выслушать мнение всех иных участвующих в деле лиц, прежде чем  удовлетворить или отклонить  ходатайство по какому-то вопросу. Кроме того, эти лица имеют право заявлять суду другие ходатайства, участвуют в судебных прениях, обмениваются репликами и т.д. (ст. 185 и 186 ГПК).       

Этот  принцип заключается в том, что  суд, сохраняя беспристрастность, создает условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. Суд обязан содействовать лицам, участвующим в деле, в собирании не только дополнительных, но и любых доказательств, когда их представление по тем или иным объективным причинам для лица затруднительно. В качестве примеров таких ситуаций можно сослаться на нахождение доказательств в другой местности или наличие угрозы исчезновения доказательства. В подобных случаях, имея в виду необходимость установления истины по делу, суд обязан применить институты судебного поручения либо обеспечения доказательств (ст. 51 - 52, 57 - 59 ГПК).      

Специфика судебного познания обстоятельств  гражданских дел состоит в  том, что оно осуществляется специальным  государственным органом - судом. Субъектом  познавательной деятельности здесь может быть не одно лицо, а коллегия, состоящая из трех судей. С одной стороны, это осложняет процесс познания, но с другой, что более существенно - дает дополнительные гарантии достоверности выводов суда. Судебное познание может проводиться лишь в рамках соответствующего процесса, т.е. установленного законом порядка разбирательства судебных дел. Закон заранее определяет средства получения информации об интересующих суд фактах (объяснение сторон, показания свидетелей и др.), а также способы познания судом имеющих значение для дела фактов (допрос, осмотр и т.п.). Кроме того, судебное познание, как правило, является познанием опосредствованным. 

3. Закон о статусе  судей      

В Законе от 26 июня 1992 г. «О статусе судей  в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 19 мая 1995 г.) и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» детально сформулированы гарантии принципа независимости судей и подчинения их только закону. 1

Судебная  власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Это положение более четко сформулировано в ст. 5 того же Закона. В ст. 3 Законе «О статусе судей» изложены требования, предъявляемые к судье. Здесь указано, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях он должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.      

Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в  должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. В соответствии со ст. 5 Закона отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.

                            4. Подзаконные акты

Среди подзаконных актов  к источникам гражданского процессуального  права могут быть отнесены указы  Президиума Верховного Совета РФ, которыми, например, вносились дополнения и изменения в ГПК; постановления Совета Министров РФ, содержащие отдельные нормы данной отрасли права: Так, в Положении об органах опеки и попечительства РСФСР (утверждено постановлением Совета Министров РСФСР) имеются нормы, определяющие полномочия органов опеки и попечительства по возбуждению некоторых дел в судах.

Отдельные нормы гражданского процессуального права могут  содержаться в актах министерств, в международных договорах.

С распадом СССР Российская Федерация восприняла в качестве правопреемства двусторонние договоры и конвенции об оказании правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам. 22 января 1993 г. все страны СНГ подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Данные акты также являются источниками гражданского процессуального права.

                         5. Постановления Пленума Верховного  Суда РФ

Особое место среди  источников гражданского процессуального  права занимают постановления Пленума Верховного Суда РФ. Вопрос отнесения руководящих постановлений Пленума Верховного Суда РФ к нормам права решается в науке по-разному. Одни авторы полагают, что руководящие разъяснения имеют нормативный характер, другие придерживаются противоположной точки зрения. Не углубляясь в научный спор, укажем, что руководящие постановления, в том числе по вопросам гражданского процессуального права, носят различный характер, например директивный (при определении задач суда на данном этапе развития общества), характер напоминания о необходимости соблюдения тех или иных процессуальных норм, восполняющий пробелы в действующем праве или разъясняющий смысл правовых норм. Но иногда Пленум вводит новые процессуальные правила в практику деятельности суда, потребность в которых назрела, а законодательство не отвечает требованиям времени. Последнее сближает руководящие разъяснения с подзаконными актами, хотя суды не наделены функциями правотворческих органов. В любом случае постановления Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданско-процессуальному праву