Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Задача. Общество с ограниченной ответственностью «Галант» обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с иском о признании недействительной сделки обмена основных средств и других материальных ценностей по договору от 12 августа 2004 г., заключенному с акционерным обществом «ЭКО Лимитед». Исковое заявление подписала директор ООО «Галант». Представитель ответчика указал на то, что еще до предъявления иска ООО «Галант» находилось в процессе ликвидации. Следовательно, полномочия директора, подписавшего исковое заявление, истекли до предъявления иска, с момента назначения ликвидационной комиссии. ..... Ваше решение как судьи.

Файлы: 1 файл

Гражд_итог моё.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Южный федеральный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

«Гражданское право ч.1»

Вариант 2 (Ж-М)

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Махно В.В.

Студентка 2 курса юридического факультета,

 ОЗО

 

 

Проверила: доцент кафедры гражданского права

юридического факультета

Т.В.Ткаченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012 г.

 

 

Вариант 2 (Ж-М)

Теоретический вопрос: осуществите соотношение понятий «гражданско-правовые нормативные акты», «гражданское законодательство», «акты, содержащие нормы гражданского права».

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).

Прежде всего необходимо отметить, что в состав этой системы  теперь могут входить лишь акты федеральных  государственных органов, поскольку  в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ [1] гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента введения в действие части первой нового Гражданского кодекса, они сохраняют силу лишь в части, не противоречащей ему. Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов. К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов.

По своей юридической  силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы [2]:

  1. обладающие высшей юридической силой федеральные законы - нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;
  2. носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;
  3. нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

Составляющие первую группу актов законы возглавляются  Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство. Иначе говоря, действующий закон  придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать).

Президентские указы  и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты. Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним. Строгое соблюдение изложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которыми изобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности, запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа, т.е. акта исполнительной власти.

Гражданское законодательство — совокупность правовых актов (а не норм права, как правовая отрасль), которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав; регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе воли и имущественной самостоятельности их участников [3].

При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях  имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы. Даже в Гражданском кодексе [4] имеются нормы публично-правового характера, например правила ст. 3, устанавливающие состав гражданского законодательства. В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые. 
Принципиальной особенностью гражданского законодательства является наличие в нем большого числа диспозитивных правил, действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе говоря, такие правила носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по каким-либо причинам воли самих субъектов. Такие нормы преобладают в регулировании договорных отношений, т.е. имущественного оборота (ср. абз. 2 п. 4 ст. 421 ГК). В них проявляются особенности гражданского (частного) права, которое обычно разрешает, позволяет участникам регулируемых отношений самим выбрать наиболее приемлемый вариант поведения в общих рамках, установленных законом, наделяя их для этого соответствующими правовыми возможностями. Диспозитивная норма обычно содержит определенное правило поведения, снабженное оговоркой "если иное не предусмотрено договором", которая и позволяет сторонам урегулировать свои отношения иначе, нежели это по общему правилу предусматривает закон.

Однако в  гражданском законодательстве имеется  и значительное количество общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания (особенно при определении статуса субъектов и режима объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и исключительных прав). Более того, в случае сомнения в юридической природе конкретной гражданско-правовой нормы следует исходить из ее императивного характера, ибо диспозитивность должна быть прямо, недвусмысленно выражена в ней, будучи все-таки особенностью, а не общим правилом правового, в том числе гражданско-правового, регулирования[1].

Гражданско-правовые нормативные  акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную  по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами  Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).

В силу п."к" ст.72 Конституции  жилищное законодательство, а также  земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, по названным вопросам возможно принятие субъектами Федерации законодательных актов, содержащих нормы гражданско-правового характера, которые относятся к предмету данных законодательных сфер. Положение п.2 ст.3 ГК, согласно которому гражданское законодательство состоит из ГК и иных федеральных законов, введено, чтобы облегчить формулирование последующих норм ГК. Такое определение не должно исключать использование термина "гражданское законодательство" в широком смысле как совокупность всех актов и норм гражданского права. В таком широком смысле говорится о гражданском законодательстве в п.1 ст.3, а также во многих последующих статьях ГК (ст.4, 6, 7, 8 и др.). Исключение в этих случаях из состава гражданского законодательства актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти создавало бы очевидный вакуум в правовом регулировании, что недопустимо. В некоторых статьях ГК при характеристике законодательства используются и другие термины: законодательство (п.2 ст.1, п.2 ст.5) и нормативные акты (п.3 ст.125). Эти термины, как следует из содержания названных статей ГК, также имеют в виду все нормы гражданского права, установленные компетентными государственными органами.

В п.3 и 4 ст.3 ГК РФ проводится принцип иерархии в отношении  указов Президента РФ и постановлений  Правительства РФ. Эти акты должны соответствовать ГК и иным законам  гражданского права, а акты Правительства РФ - также указам Президента РФ. В силу п.5 статьи при нарушении данного требования применяется ГК или соответствующий закон.

Имеющиеся в п.4 статьи указания о принятии Правительством РФ постановлений, содержащих нормы  гражданского права, подлежат толкованию расширительно. Согласно ч.1 ст.115 Конституции Правительство РФ наряду с постановлениями издает распоряжения, и некоторые из них также содержат нормы гражданско-правового характера, относящиеся обычно к отдельным сферам народного хозяйства (например: СЗ РФ, 1997, N 3, ст.472). В п.7 статьи выражен принцип иерархии в отношении актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти: они должны соответствовать нормам ГК, законам и актам Президента РФ и Правительства РФ. Акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти могут иметь различную форму, установленную положениями об этих органах и отражающую сложившуюся практику. Обычно это приказы или инструкции, однако на практике используются и иные формы, например письма Центрального банка РФ.

По своей юридической  силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

  1. обладающие высшей юридической силой федеральные законы - нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;
  2. носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;
  3. нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

Составляющие первую группу актов законы возглавляются  Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство. Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать).

Президентские указы  и постановления федерального Правительства  охватываются понятием иные правовые акты. Наконец, акты федеральных министерств  и ведомств составляют понятие нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти. Данная терминология, последовательно проведенная в нормах ГК, несколько отличается от традиционно используемой в теории. Она, однако, избрана не случайно. С ее помощью не только подчеркивается различие в юридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировке конкретного правила в ГК допускается возможность его конкретизации или установления иного решения "законодательством" (либо "законом"), это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполнительной власти. Если же Кодекс предусматривает возможность установления отличных от его правил предписаний "иными правовыми актами", то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.

При отсутствии же таких  указаний нормы Кодекса или иного  федерального гражданско-правового  закона вообще не подлежат конкретизации  и тем более изменениям, ибо законодатель счел соответствующую регламентацию исчерпывающей. Ведь согласно п. 4 ст. 3 ГК даже постановления федерального Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов или президентских указов, т.е. основываться на актах более высокого уровня.

Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо  не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним.

Строгое соблюдение изложенных правил призвано сделать гражданское  законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которыми изобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности, запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа, т.е. акта исполнительной власти.

 

Задача.

Общество с ограниченной ответственностью «Галант» обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с иском о признании  недействительной сделки обмена основных средств и других материальных ценностей  по договору от 12 августа 2004 г., заключенному с акционерным обществом «ЭКО Лимитед». Исковое заявление подписала директор ООО «Галант».

Представитель ответчика  указал на то, что еще до предъявления иска ООО «Галант» находилось в процессе ликвидации. Следовательно, полномочия директора, подписавшего исковое заявление, истекли до предъявления иска, с момента назначения ликвидационной комиссии.

Истец сообщил, что общим  собранием ООО «Галант» директор был избран председателем ликвидационной комиссии, что своевременно было доведено до сведения арбитражного суда, т.е. исковое заявление подписано правомочным лицом.

Ваше решение как  судьи.

 

Ответ. Появление и  развитие института юридического лица вызваны усложнением экономических  и социальных отношений, необходимостью удовлетворения хозяйственных, управленческих и культурных потребностей общества. Для реализации возложенных на них задач организации должны вступать в различные товарные отношения с другими участниками оборота. Если в этих условиях организации не наделить соответствующим статусом и правами (правосубъектностью), они не смогут нормально работать. Поэтому организации для участия в имущественном обороте признаются субъектами гражданского права, т.е. юридическими лицами.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"