Конституционное закрепление и конституционные гарантии принципа многопартийности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших принципов демократии является наличие политического плюрализма, а «цивилизованный плюрализм находит свое выражение, прежде всего, в многопартийности»

Файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 31.23 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, мажоритарная избирательная  система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается  кандидат, набравший предусмотренное  законом большинство голосов.

     Пропорциональная  избирательная система

     В основе пропорциональной избирательной  системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе  партии выдвигают ранжированные  ими списки кандидатов, за которые  и предлагается проголосовать избирателю.

     Избиратель  фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается  законодательством), которая по его  мнению наиболее адекватно и последовательно  выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты  распределяются между партиями пропорционально  числу поданных за них голосов  в процентном выражении.

     Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты  из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах  в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских  мандатов.

     Их  получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система  формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных  партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов  в выборных органах власти. В пропорциональной избирательной системе, в отличие  от мажоритарной, потери голосов избирателей  минимальны и связаны, чаще всего, с  так называемым «избирательным барьером»7 - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами.

     Избирательное право – это основной способ реализации политических прав граждан России, а избирательная система выступает  своего рода способом его реализации, т.е.  принципа многопартийности в  нашей стране.

В настоящее  время установлен 7% барьер для прохождения  политических партий на выборах в  Государственную Думу РФ. Раньше он был установлен в 5%. Повышение избирательного барьера. На мой взгляд препятствует прохождению на выборах политических меньшинств, что , в свою очередь  наносит урон принципам политического  плюрализма и многопартийности в  Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Политические партии

     Политические  партии – это общественные объединения, созданные в целях участия  граждан РФ в политической жизни  общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления  интересов граждан в органах  государственной власти и органах  местного самоуправления.

     В современном обществе партии — важный компонент политической системы, оказывающий  большое влияние на формирование политической волн граждан, на избирательный  процесс и, как следствие, на формирование и деятельность органов государственной  власти. Несмотря на значимость партий, в конституциях они представлены крайне скупо. Старые конституции вообще ничего не говорят о них, а новейшие ограничиваются краткими указаниями на роль партий в формировании общественного  мнения и в избирательном процессе (при этом о партиях говорится  во множественном числе, что отражает принцип многопартийности). В ряде стран изданы законы о политических партиях (наиболее известный из них  — закон ФРГ 1967 г., действующий  в редакции 1993 г.), но в большинстве  своем это законы о финансовой стороне деятельности политических партий. Избирательное законодательство регулирует деятельность политических партий как участников выборов: порядок  выдвижения кандидатов и партийных  списков, участия в избирательной  кампании и т.д. (см. избирательная  система). Парламентское право определяет положение партийных фракций  в парламенте. Конституционной основой  правового статуса политических партий в Российской Федерации служат несколько статей действующей Конституции  РФ. В качестве одной из основ  конституционною строя в Конституции  закреплена многопартийность 8(статья 13, часть 2), что носит исторически принципиальный характер, поскольку вплоть до 1990 г. в стране была однопартийная система. Многопартийность означает не только возможность существования ряда политических партий с различными программами (идеологический плюрализм, статья 13, часть 1), но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом партий. Согласно статье 30 Конституции РФ (право на объединение), политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений на учредительном съезде или конференции партии.

     Членство  в партии, согласно той же статье, добровольно, и никто не может  быть принужден к вступлению в  партию или лишен возможности  выхода из нее. Свобода вступления в  партию ограничена законом в отношении  некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих). Наряду со свободой создания и деятельности партий, их равенством, государственной поддержкой, правовой статус партий включает их обязанности  перед обществом и государством, финансовую прозрачность, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку. Конституция  запрещает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности  РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5). Действующим законодательством  не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах государственной  власти (кроме представительных), в  государственных учреждениях и  на предприятиях, в вооруженных силах, органах госбезопасности и в  правоохранительных органах. Создаваемая  политическая партия, чтобы получить статус таковой, должна зарегистрировать требуемым образом принятый устав, определяющий ее наименование, структуру, членство, руководящие органы, источники  финансовых средств, порядок прекращения  деятельности. Политическая партия должна иметь свою программу, из которой общество узнает идеологию партии, ее цели и пути их достижения. Партия имеет право участвовать в избирательном процессе, распространять информацию о своей деятельности, учреждать свои средства массовой информации, проводить митинги и демонстрации, устанавливать и поддерживать международные связи, создавать отделения на местах. Для проведения избирательной кампании партии получают финансовую помощь от государства. В остальном их денежные средства складываются из членских взносов, поступлений от издательской и иной деятельности, соответствующей уставным целям, а также из добровольных пожертвований, которые, однако, не могут исходить от государственных организаций и предприятий (в том числе и частных с участием государства), от благотворительных и религиозных организаций, иностранных государств, граждан и юридических, других политических партий.

     Не  допускаются анонимные пожертвования. Запрет политических партий (а также  приостановление ее деятельности на срок до шести месяцев) по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 13 Конституции, отнесен к компетенции судов  общей юрисдикции (по ранее действовавшей  Конституции РФ, запрет входил в  компетенцию Конституционного Суда РФ). Важным критерием политической значимости и роли политических партий являются общенациональные выборы. На состоявшихся в 1993 и 1995 гг. выборах в  Государственную Думу, половина состава  которой избиралась на основе пропорциональной системы по партийным спискам, лишь небольшое число зарегистрированных политических партий смогло принять  участие в выборах, а получило необходимое для вхождения в  парламент число голосов еще  на порядок меньше. Формирование стабильной партийной системы в России было слабо стимулировано даже парламентскими выборами и еще далеко не завершено. 

     Требования, предъявляемые к  политическим партиям

- политическая  партия должна иметь региональное  отделение более чем в половине  субъектов РФ, при этом в субъекте  РФ может быть создано только  одно региональное отделение  данной партии;

- в политической  партии должно состоять не  менее 50 тысяч членов, при этом  в более чем в половине субъектов  РФ политическая партия должна  иметь региональные отделения  численностью не менее 500 членов  политической партии. В остальных  регионах численность каждого  из них не может составлять  менее 250 членов;

- руководящие  и иные органы политической  партии , её региональные отделения  и иные структурные подразделения  должны находиться на территории  РФ9

Критериями  политических партий выступают

- долговременность  организации, т.е.такой период политической деятельности, который превышает срок полномочий отдельных руководителей;

- наличие  устойчивых местных организаций,  поддерживающих регулярные и  многообразные связи с центральным  руководством;

- стремление  к завоеванию политической власти  или к участию в её осуществлении  (борьба за мандаты, места в  правительстве, руководство ими  и т.д.)

- поиск  поддержки со стороны народа  с помощью выборов или другими  способами. 
 

Функции политических партий

- представительство  интересов социальных групп и  слоёв общества;

- борьба  за обладание государственной  властью, за политическое руководство или упрочение своего руководящего положения

- идеологические: деятельность, направленная на производство  идей; политическая социализация  личности;

- разработка  политического курса;

- организаторская  деятельность по подбору, расстановке  кадров в самой партии и  в других государственных и  общественных объединениях;

- обеспечение  связи масс с государственными  структурами институализации политического  участия граждан;

- интеграционное  сглаживание конфликтов, согласование  интересов борющихся сил, политическая  стабилизация общества.

      Таким образом, политические партии занимают особое место в системе общественных объединений, как и вообще в системе любого демократического государства, исходя из функций, которые она выполняе.

Информация о работе Конституционное закрепление и конституционные гарантии принципа многопартийности в России