Конституционное развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:12, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие конституционализма.
2.​ Критерии выделения в конституционализме регионального (страноведческого) аспекта и периодизации российского конституционализма.
3.​ Идеи конституционализма в России до октября 1917 года:
-​ первые конституционные идеи и проекты, акты конституционного характера;
-​ конституционное развитие России в начале XX века; Высочайший Манифест 1905 года и Основные законы 1906 года;
-​ переход к республиканской форме правления.
4.​ Конституционное (государственное) право России советского (социалистического) периода:
-​ первые декреты советской власти и Конституция РСФСР 1918 г.;
-​ конституционное развитие России в качестве республики в составе СССР, характеристика конституций 1925, 1937 и 1978 г.г.;
-​ конституционное развитие России во 2-й половине 80-х – начале 90-х г.г. XX столетия;
5.​ Становление конституционализма в России на основе Конституции 1993 года.

Файлы: 1 файл

Конституционное развитие России.docx

— 29.31 Кб (Скачать файл)

Конституционное развитие России.

Содержание:

1. Понятие конституционализма.

2.​ Критерии выделения в конституционализме  регионального (страноведческого) аспекта  и периодизации российского конституционализма.

3.​ Идеи конституционализма  в России до октября 1917 года:

-​ первые конституционные идеи  и проекты, акты конституционного  характера;

-​ конституционное развитие  России в начале XX века; Высочайший  Манифест 1905 года и Основные законы 1906 года;

-​ переход к республиканской  форме правления.

4.​ Конституционное (государственное) право России советского (социалистического) периода:

-​ первые декреты советской  власти и Конституция РСФСР 1918 г.;

-​ конституционное развитие  России в качестве республики  в составе СССР, характеристика  конституций 1925, 1937 и 1978 г.г.;

-​ конституционное развитие  России во 2-й половине 80-х –  начале 90-х г.г. XX столетия;

5.​ Становление конституционализма  в России на основе Конституции 1993 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие конституционализма.

Конституционализм - принцип политической системы, основанной на конституции и конституционных методах правления. Политико-правовая теория конституционализма обосновывает необходимость установления конституционного строя. Конституционализм является идеалом, к которому должно стремиться общество в своем прогрессивном развитии. Основу конституционализма составляют: идея господства права в общественной жизни; признание прав и свобод человека высшей ценностью; участие народа в осуществление власти; государственная защита прав личности. Закрепление правовых принципов в тексте конституции, придание им конституционной силы называется конституционализацией.

 

Поскольку конституционализм является достаточно сложным понятием, кратко рассмотрим его содержательные характеристики. В Западной политологии обычно выделяют следующие основополагающие принципы конституционализма: принцип суверенитета народа; принцип законности или господства права (принцип правового государства); принцип разделения властей; принцип консенсуса; принцип легитимности; принцип плюрализма. Во всех федеративных государствах к указанным принципам добавляется принцип федерализма и верховенства федерального права над правом субъектов федерации.

1. Принцип суверенитета народа.

В гражданском обществе народ суверенен, т.е. над ним не довлеет никакой власти, кроме власти собственной воли и силы объединения. Пространство государственной власти определено общественным договором, конкретным воплощением которого является конституция. Все проблемы, противоречия в экономике, морали, культуре решаются силами самого общества без вмешательства государства. Во всех случаях не государство определяет жизнь гражданского общества, но гражданское общество определяет задачи государства. Отсюда суверенный народ должен обладать такими социально-экономическими и политическими средствами, которые обеспечивали бы реальное участие граждан в управлении делами общества и государства.

 

2. Принцип  господства права или принцип  правового государства.

Этот принцип означает, что в обществе и государстве существует приоритет, т.е. верховенство права над властью. Там, где конституционализм является определяющей чертой политического режима, конституция первична. Принцип господства права над властью означает, что все государственные органы и должностные лица – это всего лишь толкователи и исполнители конституции. Представительный орган, которому теоретически принадлежат неограниченные законодательные полномочия, – это прежде всего инструмент для придания праву, существующему независимо от государственной власти, законной формы.

 

3. Принцип  разделения властей 

предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Согласно этому принципу никакая ветвь власти не может пользоваться правами, предоставленными конституцией для другой ветви власти. Все три ветви власти, функционируя автономно друг от друга, обладают механизмами взаимного контроля и уравновешивания в процессе их взаимодействия.

 

4. Принцип  консенсуса 

предполагает согласие населения с данной формой правления, с данной конституционной политической системой. В политологии в этой связи современные государства подразделяются на консенсусные, частично консенсусные и неконсенсусные. Степень консенсусности основана на том, как долго общество развивается без революционных потрясений.

 

5. Принцип  легитимности 

связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин "легитимность" не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям о ней большинства граждан. Принцип легитимности связан с принципом консенсуса: если в обществе преобладает консенсус (т.е. согласие населения с данной формой правления, конституционной системой в целом), то существующая форма и режим правления легитимны.

 

6. Принцип  плюрализма означает, что в данном  обществе все социальные группы, за исключением незаконных, имеют  организационные (институциональные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей. Принцип плюрализма предполагает многообразие субъектов экономической, политической и культурной жизни общества. Многочисленные "заинтересованные группы", в том числе политические партии, движения и государственные органы, в процессе взаимодействия сталкиваются, конкурируют и уравновешивают друг друга на основе демократического порядка, соблюдение которого, обусловленное консенсусом, является важным условием плюрализма. Содержание принципа плюрализма можно кратко выразить как единство в многообразии. Наличие в обществе плюрализма предотвращает монополизацию власти в одних руках.

 

7. Принцип  федерализма 

характерен только для государственных территориально -политических сообществ с федеративным устройством. Федеративное устройство является высшей формой автономии частей государства внутри единого государственного целого. С точки зрения конституционализма принцип федерализма обычно рассматривается как разграничение государственной власти по вертикали – между центральными (федеральными) органами и региональными органами власти. Как и разделение власти между ветвями правления по горизонтали, принцип федерализма используется в конституционном государстве как средство, препятствующее монополизации и злоупотреблению власти.

 

Рассмотренные выше принципы составляют единую теоретическую систему конституционализма, которой в реальной политической практике соответствуют конкретно-исторические модели со свойственной им спецификой взаимоотношений гражданского общества и государства. В настоящее время можно выделить две установившиеся модели конституционализма: англо-американскую и евроконтинентальную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Критерии выделения в конституционализме  регионального (страноведческого) аспекта  и периодизации российского конституционализма.

Конституционализм – категория всеобъемлющая, однако в ней можно выделять и страноведческие аспекты, несущие в себе специфику конституционно-правового развития конкретной страны (группы стран). Именно в этом аспекте можно говорить о российском (французском, немецком, американском и пр.) конституционализме.

Конституционализм в России хотя и зародился позднее, чем в других государствах (Россия значительно дольше других стран оставалась в рамках абсолютно самодержавного режима), прошел достаточно длительный путь развития, характеризующийся противоречивостью, этапами становления, падения, возрождения основополагающих идей и принципов.

Конституционное развитие государства не следует связывать лишь с принятием и сменой формальных конституций, необходимо анализировать и учитывать становление (утверждение) конституционных идей и принципов, принятие актов конституционного характера высшими органами государственной власти и т. п. Исходя из этого, в истории российского конституционализма можно выделить три периода: 1) досоветский (до октября 1917 г.); 2) советский (с октября 1917 г. до второй половины 1980-х гг.); 3) постсоветский (современный). Проблема становления и развития конституционных институтов в России изучается и исследуется на стыке нескольких общественных дисциплин: отечественной истории государства и права, конституционного права Российской Федерации, политической истории России, истории государственных учреждений. Тема о конституционном развитии России включена в государственный стандарт в качестве составной части дисциплины «Конституционное право Российской Федерации».

При изучении и исследовании эволюции конституционных норм и институтов возникает ряд технико-методологических и концептуальных проблем, которые коренятся в существенном различии между действующим конституционным правом и ретроспективным взглядом на процесс его становления и развития. «Наиболее важными являются две ключевые проблемы: определение критериев и параметров периодизации конституционной истории России и выявление содержательных компонентов конституционной истории России и выявление содержательных компонентов конституционной эволюции, раскрытие которых позволяет осмыслить специфику каждого отдельно взятого периода конституционного развития, понять основные детерминанты конституционного процесса в целом»1.

Содержательными компонентами эволюции российского конституционализма, являются:

1. Разработка, принятие и смена конституционных  проектов и конституцией в  истории российского государства;

2. Принятие  конституционного законодательства  на основе действующего Основного  закона страны в различные  периоды исторического развития;

3. Генезис  и трансформация ключевых конституционно-правовых  институтов в процессе перехода  от абсолютизма к конституционализму  и формирования конституционных  основ правовой государственности;

4. Развитие  конституционных идей на различных  этапах российского общества  и государства, их влияние на  характер политико-правовых преобразований.

В современных отечественных исследованиях отсутствует единый взгляд на исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем, хотя наблюдается острая потребность переосмыслить их в свете проблем демократического и правового совершенствования российской государственности. Различные юридические школы используют преимущественно концепцию историко-правового эволюционизма для объяснения и раскрытия этапов конституционного развития России. Мнения расходятся в названиях конкретных периодов конституционного процесса. Одни исследователи «выделяют три исторических этапа: 1) дореволюционное конституционное (государственное) право, отразившее переходы страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 – февраль 1917 г.), а затем к парламентской республике (февраль – октябрь 1917 г.); 2) тоталитарное конституционное (государственное) право, процесс формирования которого начался, после Октябрьской революции и завершился ко второй половине 80-х годов; 3) и демократическое конституционное право, получившее развитие с конца 80-х в ходе целого ряда реформ и продолжающиеся развиваться после принятия Конституции РЫФ 1993 года»1. Причем каждый последующий тип конституционного права полностью отрицал предыдущий, поэтому, по мнению известного ученого, о преемственности в развитии российского конституционного права можно говорить, весьма условно.

Другие авторы намерено не называют конкретные периоды конституционного развития Российского государства, однако, отмечают попытки разработки и принятия конституции в дореволюционной России и рассматривают череду советских конституций, действовавших во многом формально на союзном и республиканском уровнях.

Третьи исследователи вместо выделения конкретных периодов конституционной истории предполагают использовать понятие «Конституция России» в двух значениях: «1) как обобщенное научное понятие, характеризующее становление и развитие конституции страны; 2) и как действующую Конституцию РФ»1.

Каждый из отмеченных периодов может быть разбит на более мелкие этапы, отражавшие нормативные и институциональные изменения в государственно-правовом развитии. Однако именно ключевые этапы конституционной истории России, отличающиеся сущностными характеристиками и лежащими в их основе правовыми принципами, следует рассматривать в качестве исторических форм российского конституционализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Идеи конституционализма в  России до октября 1917 года.

Самодержавие по своей сути отрицало конституционализм как связанность государственной власти правом. Те общественные отношения, которые сегодня называют конституционно-правовыми – в сфере организации и функционирования государственной власти, положения отдельных социальных групп населения, обязанностей подданных и т. д. – со времен Киевской Руси регулировались грамотами князей, их договорами, постановлениями земских соборов, императорскими указами и др.

Первые конституционные идеи в России появились в XVIII в. Это прежде всего идеи дворянского (феодально-крепостнического) конституционализма: «кондиции» для будущей императрицы Анны Иоанновны, идеи Н.И. Панина (совместно с Д.И. Фонвизиным им был даже разработан проект конституции), А.Р Воронцова и др. Все проекты, идеи этого периода не следует расценивать как призыв к установлению в России конституционной монархии – классовая сущность государства оставалась феодальной с сохранением центрального места в политической системе за монархом. Однако отдельные прогрессивные моменты эти идеи содержали: попытки урегулировать политические отношения в среде господствующего класса, институционализации общественного мнения, повышения его роли в жизни страны и др.

Во второй половине XVIII в. в России возникло новое течение общественно-политической мысли – просветительство. Его представители (СЕ. Десницкий, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.) значительное внимание уделяли вопросам конституционализма. В целом их конституционные идеи и проекты не имели сословно-дворянской окраски, русские просветители выступали за ограничение власти монарха и центральное место в механизме государственной власти отводили народному представительству.

Информация о работе Конституционное развитие России